Светлана Агафонова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Выделение звука [O] в начале слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
Образовательные:
учить выделять первый звук в словах;
учить подбирать слова, начинающиеся с заданного звука;
познакомить детей с условным изображением звука.
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух детей;
развивать графические умения.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в коллективе (отвечать по заданию педагога, слушать ответы товарищей)
Оборудование: предметные картинки, индивидуальные зеркала, листы «Дидактического материала.» на каждого ребенка.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Выделение звука [O] в начале слова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Ход занятия
Организационный момент
Игра «Узнай звук» : педагог четко артикулирует звук [о] без голоса, обращает внимание на положение губ в момент произнесения звука. Дети повторяют заданный артикуляционный уклад по образцу педагога, смотрят в зеркало, запоминая положение органов артикуляционного аппарата. Далее педагог артикулирует разные звуки, ученики должны хлопнуть в ладоши, увидев артикуляцию звука [о]. Далее в роли ведущего может выступить один из детей.
Изучение нового материала
Выделение первого звука в словах с опорой на артикуляцию педагога
Педагог обращает внимание детей на то, что звук, который они сейчас произносили, «прячется» в словах. Педагог произносит слово «осы», утрируя первый звук (соответствующая предметная картинка выставляется на доске, и спрашивает, какой звук слышится в начале этого слова. Слово с утрированным первым звуком произносится хором. На доске составляется схема слова с обозначенным белым квадратом — первым звуком.
Игра-соревнование «Поймай звук»
Детям предлагается по очереди (по цепочке, друг за другом) выделять звук [о] в словах, произносимых педагогом : облако, остров, окунь, Оля, обруч, осень, окна и т. д. Если звук выделен правильно, ребенок «поймал звук» и получает символ звука — белый квадрат.
Физминутка
Не под окном,а около (руки в стороны,вперед)
Катилось О и охало. (Руки вверх,в стороны)
О-охало,О-охало (плавные круговые движения руками перед собой)
Не под окном,а около. (Руки в стороны,вниз)
Закрепление изученного материала
Работа с «Дидактическим материалом.», работа над схемой звука и слова
Учитель раздает листы. Просит рассмотреть картинки, нарисованные наверху страницы, указать на них. Коллективно называются изображенные предметы. Педагог предлагает «прочитать» записи под картинками (по аналогии со схемами, выложенными на партах).
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок
(ритмичные соединения пальцев рук в замок,
Кто открыть его бы смог?
Потянули
(руки тянутся в стороны,
Покрутили
(круговые движения пальцев от себя,
Постучали
(основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли
(разомкнули пальцы).
Работа с «Дидактическим материалом.», запись условно-графических схем
Педагог обращает внимание детей на нижний ряд картинок на листе пособия. Сообщает, что все изображенные предметы начинаются со звука [о]. Коллективно подбираются слова для каждой картинки (Облако,осы,обруч, выполняется условно-графическая запись слова и звука (по образцу верхних картинок).
Выполнение графического задания
Педагог привлекает внимание детей к изображению буквы внизу страницы.
-На что похожа буква О (на колесо, баранку, кольцо и т. д)
-Давайте букву обведем пальчиком
- теперь попробуем нарисовать букву о в воздухе
- выложим из веревки
- на пальцах (соединить большой и средний палец)
-возьмите красный карандаш и обведите по точкам букву О
Подведение итогов урока
Эмоциональная оценка педагогом деятельности детей в течение занятия.