Светлана Бушуева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук, слог, слово, предложение»
Цель занятия :
1. Продолжать учить детей различать предложение, слово, слог, звук, делить предложение на слова, слова на слоги, звуки.
2. Закреплять у детей умение определять слоговой состав слов, подбирать слова, сходные по слоговому составу.
3. Совершенствовать звуковой анализ слов.
4. Закреплять умения детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения, составлять предложения с опорой на схему.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе „Звук, слог, слово, предложение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
5. Воспитывать умение употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
6. Развивать внимание, воображение и память.
Оборудование:
Демонстрационный материал: 2 домика для гласных и согласных букв, предметные картинки, кукла Мальвина, кукла Буратино, шапочка.
Раздаточный материал: схемы слова и схемы предложений, фишки, кассы букв, карандаши цветные.
I. Организационный момент
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Какое сейчас время года?
- Вспомни, какая погода зимой?
II. Ход занятия
- Что вы сейчас называли? (Слова)
- Из чего состоят слова? (Из слогов)
- А слоги из чего состоят? (Из звуков)
- А если слово написано? (Из букв)
- Чем же отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).
- Давайте мы с вами сегодня вспомним все, что успели узнать о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.
III. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв
- Ребята, давайте посмотрим, кто живет в теремочке. Разных жильцов мы встречали в этих теремочках, а теперь кто здесь живет? (Буквы).
- А что буквы обозначают? (Звуки).
- А какие буквы живут в домике с красными окнами? (Гласные). Давайте мы их назовем (А, О, У, И, Э, Ы).
- А почему они называются гласными? (Их можно петь и во рту не встречается преграда).
- Какие гласные вы еще знаете? (Е, Ё, Ю, Я).
- Сколько же звуков мы слышим произнося эти звки? (Два).
(Е – [й’э], Ё – [й’о], Ю – [й‘у], Я – [й’а]).
- Давайте назовем буквы, которые живут в соседнем теремочке. (Д, Т, П, З, С и т. д.).
- Какие это буквы? (Согласные).
- А почему они называются согласными? (Их нельзя петь, встречается преграда).
- Отгадайте загадку: Для шипенья хороша в алфавите буква … (Ш).
- Давайте вспомним, какой звук Ш? (Звук Ш – всегда согласный твердый, глухой, шипящий).
- А теперь представьте, что вы – веселые человечки. Каждый возьмет сейчас по букве и расскажет.
- А мы с ребятами постараемся угадать, о какой букве идем рассказ.
(Рассказывают нескольких детей).
Примерный рассказ: «Я – буква согласная. Я не люблю петь, я – непевучая буква. Но зато, я очень люблю звенеть, как комарик. Я – звонкая буква. (Буква З).
- Давайте мы все вместе вспомним, какие же мы еще помним звонкие звуки. ([Б], [В],[ Г], [Д], [Ж], [Й],[Л], [Р], [Н], [М]).
- А почему никто не назвал звуки [Ш], [Ч], [Т] и т. д.?
- Правильно! Потому, что эти звуки глухие. (Горлышко молчит, не дрожит).
IV. Работа над слоговым и звуковым составом слова
- Из чего же состоят слова? (Из слогов).
- А слоги? (Из звуков).
На доске выложена из цветных магнитов схема.
- Скажите пожалуйста, сколько звуков вы видите на схеме? (Три).
- А какие слова подходят к этой схеме? Не забывайте: первый звук – согласный твердый (синий, второй звук – гласный (красный, и третий звук – согласный твердый (синий).
Отвечают дети (Рак, мак, бак, дом, ток, бом, сук, дар, пар, сон и т. д.).
Давайте сейчас поиграем в игру «Живые слова».
Отгадай загадку:
В шубе рыжей этот зверь,
Ходит каждый Божий день,
Он умен, хитер, опасен,
А вот он прекрасен! (Лиса).
(Выставляется картинка на доску).
- Давайте мы сначала с вами разберем, какой же первый звук слышится в этом слове? (Звук [Л’]).
- Какой это звук? (Согласный мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом).
- Какой второй звук? (Звук [И] – гласный, обозначается красным цветом).
- Какой третий звук? (Звук [С] – согласный, твердый, глухой, свистящий, обозначаем синим цветом).
- Какой четвертый звук? (Звук [А] – гласный, обозначаем красным цветом).
- А теперь, кто хочет быть буквой Л?
- Буквой И?
- Буквой С?
- Буквой А?
- Посмотрите, правильно ли встали буквы? (у детей на голове шапочки с буквами).
- Читаем вместе слово. (Лиса).
- А сейчас давайте мы посчитаем, сколько же слогов в слове ЛИСА(2).
(Дети хлопают в ладоши 2 раза).
- А как вы узнали? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
Сколько в слове гласных.
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников!
-Назовите пожалуйста гласные звуки в слове ЛИСА. (Звуки [И], [А]).
- Посмотрите, буквы наши разбежались…
- Кто сможет расставить их по местам?
- Теперь каждый у себя на столе составит звуковой анализ слова ЛИСА.
(Дети выкладывают схему на столе из цветных фишек).
- Назови, какой это звук? (Ребенок называет звук).
V. Физминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
- Какое слово я задумала? (Логопед хлопает в ладоши 2 раза).
На доске предметные картинки : карандаши, кот, замок.
(Дети отвечают. Замок).
- И как вы думаете, почему я именно это слово задумала? (Чтобы поиграть в замок).
На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули.
Покрутили.
Постучали
И открыли.
VI. Работа над предложением
Составление предложений с опорой на схему.
- Придумайте, пожалуйста, предложение со словом ЛИСА к этой схеме.
___ ___ ___ ___ .
Дети называют предложения со словом ЛИСА.
- Лиса живет в лесу.
- Рыжая лиса догоняет зайца.
- Из чего состоит предложение? (Из слов).
- Выложите у себя на столе схему предложения.
Дети по очереди читают предложение, называя каждое слово.
VII. Выделение первого звука в слове
- Вчера на занятии Мальвина учила Буратино угадывать первый звук в слове. У него это плохо получалось. Давайте поможем Буратино!
Работа с таблицей «Напечатай букву».
После выполнения задания, дети самостоятельно проверяют, правильно ли они определили первый звук в слове и правильно ли напечатали букву. В случае неправильного выполнения задания, они самостоятельно исправляют ошибку.
Дети читают слова и затем на доске прикрепляют слово к картинке.
- Найдите свою картинку на доске.
VIII. Итог занятия