Пичугина Лариса
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [с] и [сь], буква «эс»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с согласными звуками [с и сь], и буквой «эс».
Задачи:
Продолжать учить находить место звука в словах;
Закреплять понятия согласный твердый, согласный мягкий;
Продолжать учить детей соотносить звук и букву, составлять предложения и графически изображать их на письме;
Развивать фонематический слух, память, внимание, речь;
Воспитывать интерес к звукам и буквам, желание изучать их.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Звуки [с] и [сь], буква „эс“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Оборудование и материалы: домики для гласных и согласных звуков (зеленый и синий, буква С, картинки: санки, собака, стул, кружки синего и зеленого цвета на каждого ребенка, фасоль, шкатулка, нарисованные колокольчики и домики с тремя окошками для каждого ребенка, карандаши, тетрадь.
Ход занятия.
1. Организационный момент
- Дети, сегодня я предлагаю поиграть в игру «Школа». Я буду Мудрой Совой, а вы моими учениками. Согласны? Я принесла вам шкатулку с секретом. В ней находится новый звук и буква.
- А что это за звук, вы узнаете, отгадав загадки (картинки-отгадки воспитатель вытаскивает из шкатулки и прикрепляет на доске)
Загадки:
1. Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы (санки).
2. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака)
3. У него четыре ножки,
Любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть,
На него придется сесть (Стул)
Что общего между этими словами: санки, собака, стул.
На какой звук они начинаются?
- Правильно, все слова начинаются со звука [ c ]
2. Основная часть. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы познакомимся со звуками С, Сь, и буквой, которая эти звуки обозначает.
Давайте произнесём звук С. Представьте себе, что вы воздушные шарики, когда воздушный шарик сдувается, воздух из него выходит так [ c-с-с-с ])- фонематическая зарядка
(Дети произносят звук)
Артикуляция звука.
- Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.
- Получилось у вас его спеть? (Нет).
Почему? (нам мешает преграда – спинка у языка поднимается вверх).
Значит он какой? (Согласный).
В каком домике будет жить этот звук? (В синем).
Воспитатель ставит на доску картинки: селедка, лесенка, лось и произносит эти слова.
Ребята, какой звук вы услышали во всех этих словах? (Звук сь).
- У звука [ c ] есть младший братец - звук [ cь ]. Как вы думаете, в каком домике он будет жить? (в зеленом) Почему? (он мягкий)
Игра «Светофор»
Я буду называть слова, а вы постарайтесь определить, какой звук [ c ] в этих словах: мягкий или твердый. Если в слове есть звук [ cь], то вы показываете зеленый кружок, если же в слове звук [ c ], то показываете синий.
Приготовили кружочки, они у вас лежат на столах. Слушайте внимательно.
Солнце; Синица; Сад; Суп; Сыр; Сироп
А сейчас поиграем в игру «Игра «Поймай звук»
Перед вами домик с тремя окошками. Я буду называть слова, а вы возьмите колокольчик (нарисованный) в руки и определите, где находятся звук С в слове (в начале, в конце или в середине слова). Если в начале слова, то ставим колокольчик в первое окошко, если в середине- то во второе, а если в конце- то колокольчик поставите в третье последнее окошко.
Свеча, сахар, ласточка, автобус, скамейка, глобус, сапог, кактус, масло, смех, ананас. Корова.
Физкультминутка:
На полянку, на лужок идут по кругу
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки, приседают
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок – бегают легко по залу, кружатся и приседают
Завертелся наш снежок
Кружатся снежинки, кружатся на месте
Белые пушинки.
Полетели, понеслись, бегают врассыпную, приседают со
И под ёлкой улеглись.
Тихо спят снежинки, сложеными ладошками
Белые пушинки.
Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?
(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой) .
- Ребята, вы знаете, что в лесу происходит много чего интересного.
- Сова летает в основном ночью и много чего замечает. Может быть она что-то услышала или увидела.
- Давайте придумаем предложение со словами «Сова» и напишем его.
- Похлопаем! Сколько слов в предложении? Значит сколько будем писать прямоугольников?
Ребята, а чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
И мы с вами сейчас узнаем, какой же буквой обозначается звук С на письме?
Знакомство с буквой С
Буква «О» жила на свете
Что же с ней случилось дети?
Вдруг кусочек «О» исчез,
Получилась буква «С».
На доску вешаются картинки с буквой С
Воспитатель показывает как пишется буква С
- А теперь давайте, напишем букву ЭС сначала в воздухе рукой.
Затем с помощью фасоли выкладывают букву на столах.
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
С какой буквой мы сегодня познакомились?
С какими звуками?
В какие игры вам понравилось играть?
Сюрпризный момент: солнышки