Шамсиева Зариет
Проект «Домашние и дикие животные России»
«Домашние и дикие животные России.»
Актуальность проекта
Одной из главных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, животных родного края. Любое животное, будь даже аквариумная рыбка или маленькая птичка, украшает нашу жизнь, делают её насыщеннее и духовно богаче. Ученые доказывают, что в результате общения с животными человек становится не только добрее, но и здоровее. Не может быть человеком Человек без внимательного, нежного и трепетного отношения к животным. Чуткость, любовь к животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства, собственным примером. Ребёнок будет расти любящим и ответственным, только тогда, если мы вместе с ним будем учиться бережному отношению к животным.
Публикация «Проект „Домашние и дикие животные России“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Животные. В мире животных
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Таким образом, потребность современной теории и практики экологического образования в эффективных методах и приёмах формирования экологической культуры личности создала необходимость разработки проектной деятельности детей. В процессе общения и наблюдения за детьми, мы пришли к выводу, что нам наиболее интересна тема:
Тип проекта : творческий, познавательный.
Срок проекта : долгосрочный.
Состав участников:
-дети средней группы.
-воспитатели.
-родители.
Цель: - формировать представление о диких и домашних животных России и их детенышах.
Задачи:
1. Уточнять и расширять знания детей о домашних и диких животных, где живут, кто за ними ухаживает.
2. Закреплять знания детей о характерных повадках и признаках домашних и диких животных.
3. Ввести в активную речь детей слова с обобщающим значением «домашние животные», «детеныши», «дикие животные»
4. Развивать речевую активность детей, словарь, монологическую речь.
5. Развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
6. Воспитывать желание заботиться о животных.
Предполагаемые результаты проекта :
- сформировать знания детей о сезонных изменениях в природе, первоначальные представления о диких и домашних животных и взаимосвязях в природе, дети умеют называть отличительные особенности внешнего вида животных.
- Сформирован интерес к природе, дети бережно к ней относятся.
Подготовка к проведению проекта :
- Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, игрушек диких и домашних животных, материалов для игр. - Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, презентаций. - Подборка художественной литературы:
Этапы реализации проекта.
I этап - организационный (подготовительный) :
- постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы; составление плана работы;
- подбор художественной литературы: стихов, загадок, пословиц, сказок, о диких животных;
- подборка книг : «Красная книга Северной Осетии», «Большая книга о животных», «Энциклопедия – животные России».
- работа с методическим материалом, литературой по данной теме;
- сбор фотоматериала.
II этап - практический:
- проведение бесед;
- проведение организованной образовательной деятельности;
- проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр;
- чтение художественной литературы, заучивание стихов, закличек ;
- рассматривание картин с составлением описательных рассказов о жизни животных;
- просмотр мультфильмов на заданную тему;
- просмотр презентаций о животных;
- изготовление поделок животных вместе с родителями.
III этап - заключительный:
- выставка творческих работ;
- презентация детьми выбранного ими животного;
- создание макета из поделок животных, изготовленных вместе с родителями;
Работа по проекту с родителями.
- информация для родителей о животных нашего края;
- помощь детям в подборе материала для презентации;
- создание макета и изготовление вместе с детьми поделок-животных для макета;
-подборка интернет ресурсов.
-Анкетирование родителей по теме «Мои младшие друзья».
-Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
-Совместное создание фотовыставки «Я и мой питомец»
Результаты проектной деятельности
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания о домашних и диких животных. Повысилась познавательная активность. У детей появилось стремление к положительным поступкам и ответственности за домашних питомцев. Пополнился словарный запас
Перспективный план для детей средней группы
по теме: «Домашние и дикие животные России»
сентябрь тема Работа с родителями выставки
Первая неделя Чтение :С. Маршак «Лисичка со скалочкой» .
Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Ну, погоди».
Беседа «Животные Северной Осетии».
ООД «Ознакомление с природой» Д/И «Назови одним словом», «Где чей домик?»
П/И «Кот и мыши», «Котята и щенята»
Анкетирование родителей «Мои младшие друзья»
Вторая неделя Прослушивание фонограмм: «Ферма», разучивание движений передающих характер животных.
Рассматривание картины «Осень».
П/И «Кот и мыши».
Рассматривание энциклопедии «Дикие животные». Выставка детских работ «Дикие животные»
Третья неделя Д/И «Назови одним словом», «Где чей домик?»
П/И «Кот и мыши», «Котята и щенята»
Чтение: В. Бианки «Как звери готовятся к зиме».
Рассматривание картины «Белка с бельчатами»
Четвертая неделя Д/И «Чей домик», «Угадай, что изменилось?»
Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк»
П/И «Мыши и кот», «Зайцы и волк»
Игра драматизация «Теремок».
Чтение: «У страха глаза велики», обр.
М. Дипломов Серовой
Д/и «Чей малыш спрятался?»
Беседа: «Как животные готовятся к зиме».
октябрь тема цель
Первая неделя Чтение: С. Маршак «Лисичка со скалочкой»
Беседы о разнообразии животного мира, сравнение диких и домашних животных
Составление сказок, описательных рассказов на тему животных
Д/и «Чей малыш спрятался?»
Вторая неделя Чтение:«Колобок»,обр. К. Ушинского.
Рассматривание картины В. Белоусова «Заяц осенью» (составление рассказа по картине)
Д/И «Назови одним словом», «Где чей домик?» П/И «Кот и мыши», «Котята и щенята» Макет «Деревенский дворик»
Третья неделя Заучивание: «Как у нашего кота.»
Д/и «Четвертый лишний»
Д/и «Чей малыш спрятался?» Раскрашивание:
«Лесные животные», «Домашние животные»
Четвертая неделя Д/И «Назови одним словом», «Где чей домик?»
П/И «Кот и мыши», «Котята и щенята»
Чтение: «У страха глаза велики», обр. М. дипломов Серовой
ноябрь тема Работа с родителями Выставки
Первая неделя Чтение: С. Маршак «Лисичка со скалочкой»
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Д/и «Четвертый лишний»
Подвижно-музыкальная игра «Зайки».
Театрализованная игра: «Колобок» Консультация для родителей
Нужны ли ребенку домашние животные?
Вторая неделя Беседа: «Как домашние животные готовятся к зиме»
Д/И «Назови ласково», «Угадай, кто спрятался?»
П/И «Лохматый пес», «Угадай кто и где кричит»
Чтение :С. Чарушин «Волчишко», Выставка детских работ «Дикие животные»
Третья неделя Д/И «Чей домик», «Угадай, что изменилось?»
П/И «Мыши и кот», «Зайцы и волк» Чтение: «У страха глаза велики», обр. М. дипломов Серовой
Четвертая неделя Чтение: «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова
Д/И «Кто чем питается?», «Животное домашнее или дикое?»
П/И «Воробышки и кот», «Лиса в курятнике» Консультация «Животные – лучшие терапевты для вас и ваших детей»
Декабрь
Игра малой подвижности «Жили – были зайчика».
Рисование и раскрашивание животных с помощью животных.
П/И «Хитрая лиса»,
Первая неделя Просмотр мультфильмов «Лисичка-сестричка и серый волк», «Маша и медведь».
Опыт-исследование «Чья эта шубка?»
Игра «Назови одним словом». Создание альбома «Дикие животные наших лесов»
Вторая неделя Беседа «Что мы знаем о диких животных нашего края».
П/игра «Лиса и зайцы»
Третья неделя Беседа «Кто лечит животных».
Игра «Назови ласково».
Физкультминутка «Звериная зарядка» Коллективная работа - поделки из природного материала «Зимний лес или звери празднуют Новый год»
Четвертая неделя Д/и «Четвертый лишний» «Подбери словечко».
«Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы;
Слушание звуков леса.
Подвижно-музыкальная игра «Зайки».
Январь
Первая неделя Д/и «Чей малыш спрятался?»
Игра-забава «Солнечный зайчик»
Д/И «Назови ласково», «Угадай, кто спрятался?» П/И «Лохматый пес», «Угадай кто и где кричит» Изготовление книжки-малышки о диких животных с загадками.
Вторая
неделя Музыкально-ритмическая игра «Зверобика».
«Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы;
Настольная игра «Дикие животные».
Третья неделя Пальчиковая гимнастика «Ежик и медвежата».
Театрализованная игра: «Колобок Рассматривание картины «На ферме» - составление описательных рассказов в произвольной форме» Консультация «Если дома животное»
Четвертая неделя П/И «Хитрая лиса»,
Игра драматизация «Рукавичка»
Потешки: “Привяжу я козликов к белой березке”, “Уж как я ль мою коровушку люблю!”;
февраль
Первая неделя Просмотр презентации «Кто где живет»
Физ минутки: “Корова”,
Беседа: «Как домашние животные готовятся к зиме»
Вторая неделя П/игра «Лиса и зайцы»
Игра «Назови одним словом».
Чтение: «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого
Занятие «Сравнение диких и домашних животных»
Третья неделя Д/И «Каких животных мы знаем?».
Чтение: Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»
П/ И: «Хитрая лиса»
Оформление фото - выставки (альбома) «Я и мой питомец»
Четвертая неделя Считалка: “Шла коза по мостику”, Физ минутка: “Корова”,
Просмотр обучающего фильма «Мои первые животные
Д/И «Кто чем питается?», «Животное домашнее или дикое?»
П/И «Воробышки и кот», «Лиса в курятнике»
ООД «В гостях у бабушки в деревне» Выставка детских рисунков «Сравнение папы с могучими зверями» посвященная празднованию 23-е Февраля
март
Первая неделя Музыкально-ритмическая игра «Зверобика».
Потешки: “Привяжу я козликов к белой березке”, “Уж как я ль мою коровушку люблю!”;
Вторая неделя Д/И «Чей детеныш?»
Лепка любимого животного Просмотр презентаций «Животные». Нетрадиционные формы рисования: Акварель + восковые мелки: «Волк и заяц».
Оформление картотеки «Интересные факты о животных»
Третья неделя Пальчиковая гимнастика «Дружат добрые зверята».
Просмотр презентации «Кто где живет»
Беседа: «Какую пользу приносят человеку домашние животные?»
Четвертая неделя П/И «Хитрая лиса»,
Настольная игра «Дикие животные».
Д/И «Закончи стихотворение», «Животное домашнее или дикое?» П/И «Зайка серенький», «Обезьянки»
апрель
Первая неделя Игра-забава «Солнечный зайчик» П/игры «Лиса в курятнике», «Лошадки».
Вторая неделя Чтение детской энциклопедии «Про все на свете».
Физ минутки: “Корова”,
Третья неделя П/и «Лиса и зайцы»
Работа в уголке природы: рассматривание моделей домашних животных.
Настольная игра «Дикие животные». Оформление картотеки «Загадки о животных»
Четвертая неделя Д/И «Каких животных мы знаем?». П/ И: «Хитрая лиса»
Пальчиковая гимнастика: “Два козлика”, “Поросята”;
май
Первая неделя П/И «У медведя во бору»,
«Кот и мыши»
Слушание звуков леса. Театрализованная игра по сказке «Лисичка-сестричка и волк». Подготавливают картинки с изображениями домашних животных для вырезания
Вторая неделя П/игры «Лиса в курятнике», «Лошадки». Д/И «Каких животных мы знаем?».
Третья неделя Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик в лес пошел».
П/игра «Лиса и зайцы»
Д/И «Кто как говорит», Выставка коллективной работы «Большая ферма»
Четвертая неделя Музыкально-ритмическая игра «Зверобика».
Игра-забава «Солнечный зайчик» П/и «Лохматый пес». Оформление альбома «Животные моего края»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Моя первая энциклопедия животных. – М., «Эксмо»,2007.
2. Все о животных. Энциклопедия для детей. – М., «Махаон», 1999.
3. Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова. Рисование с детьми дошкольного
возраста. – М., 2005.
4. Е. В. Колесникова. Математика для детей. – М., 2008.
5. Е. Румянцева. Аппликация. Простые поделки. – М. ,2008.
6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. Развитие речи. – М., 2008.
7. Т. А. Шорыгина. Домашние животные. Какие они? – М., 2008.
8. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина. Сценарии занятий по
экологическому воспитанию дошкольников. – М., 2007.
9. А. В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
– С. -П., 2007.
10. Е. А. Сочеванова. Подвижные игры для детей 4-7 лет. – С-П, 2008
11. О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. Стихи и рассказы о животном мире.
– М., 2005.
12. С. А. Васильева, В. И. Мирясова. Мир животных : дикие и домашние
животные средней полосы России. – М., 2008
13. Дошкольное воспитание и обучение. Вып. 44
14. З. А. Боратеева. Чудесные поделки из бумаги. – М., 1992