Ирина Карабчукова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Звук [т]. Буква т»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук «Т». Буква «Т»
Цели:
- коррекционно-образовательные:
-познакомить детей со звуком «Т», его графическим образом буквой «Т»;
-научить детей давать его акустико-артикуляционную характеристику;
коррекционно-развивающие:
- развивать звуковой анализ;
-развивать общую и мелкую моторику;
-развивать дыхание и голос;
-развивать психические процессы: фонематическое и сенсорное восприятие, зрительное и слуховое внимание, воображение, память, мышление;
-развивать грамматический строй речи через проговаривание чистоговорок и ответов на вопросы.
коррекционно-воспитательная:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности „Звук [т], Буква т“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
-воспитывать трудолюбие, желание помочь.
Оборудование:
-зеркала;
-салфетки;
-синие флажки;
-артикуляционные схемы на звук «Т»;
- звуковые схемы на позицию звука в слове;
-картинки, в названии которых есть звук «Т»;
-счетные палочки на каждого ребенка;
-природный материал (семечки, горох, бобы, фасоль);
-мультимедийная установка.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
2. Развитие общей моторики «Урожай»
В огород мы пойдем,
Урожай соберем (шаги на месте).
Мы морковки натаскаем («таскают»,
И картошки накопают («копают»).
Срежем мы кочан капусты («срезают»,
Круглый, сочный,
Ооооочень вкусный (показывают круг руками три раза).
3. Развитие мелкой моторики
У Лариски – две редиски.
У Алешки - две картошки.
У Сережки сорванца - два зеленых огурца.
А у Вовки - две морковки.
Да еще у Петьки - две хвостатых редьки.
(по очереди разгибают пальчики из кулачков, начиная с большого на обеих руках. Овощи «изображают», делая «Цепочку»).
2. Основная часть
В гости к детям приходит Незнайка (игрушка) с корзинкой.
А что в корзинке он забыл. Незнайка просит детей помочь назвать предметы правильно. Дети вместе с логопедом рассматривают картинки (предметы со звуком «Т»).
Логопед:
Объявление темы
-Какой одинаковый звук вы слышали в этих словах?
Сегодня этот звук будет у нас в гостях.
Логопед приглашает детей за столы.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Дети произносят звук «Т» хором и индивидуально.
Простукивание звука и его проговаривание под четкий ритм.
Логопед:
-«Т-т-т» так стучит молоток. Наш звук «Т» имеет свой символ. Это-молоток (показ изображения символа «Молоток» на доске).
Этап артикуляционного уклада звука.
Логопед просит детей подвинуть зеркала:
- Ручки наши отдыхают, язычку не мешают.
- Давайте посмотрим, как наш язычок произносит звук «Т».
Ротик открыт (одновременно логопед вывешивает схемы на доске, язычок поднимается к верхним зубкам. Логопед предлагает детям произнести звук:
- Давайте произнесем несколько раз перед зеркалом: «т-т-т»
Обобщение.
Рассказ по схемам о том, как правильно произносить звук «Т»
Акустическая характеристика звука
Логопед предлагает детям проверить, работает ли голосок при произнесении звука «Т» (рука на горлышке – горлышко не дрожит).
-А теперь «наденем» наушники и послушаем звук «Т». Гудит? Нет, значит он - глухой. Показ схемы перечеркнутого колокольчика.
Характеристика звука
-Звук «Т» какой по звучанию?
Согласный, твердый, глухой (показ руками: согласный – пальчики смыкаются, твердый – «камень», кулачки сжимаются, глухой – «барабан», стучим пальчиками, как по барабану).
Обозначается, синим цветом, и «живет» в синем домике.
Обобщение.
Логопед обсуждает с детьми параметры характеристики звука.
Физминутка
Туки - туки-туки-тук –
Так стучит каблук (так стучит каблук).
Тики -так, тики -так
Вот так часики стучат.
Потихонечку садитесь
Спящими вы притворитесь (приседают на «корточки» и «засыпают»).
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать (встают, потягиваются).
Развитие фонематического слуха
Игра «Поймай звук»:
-изолированно;
Поднять на звук «Т» синий флажок:
-в слогах;
-в словах;
- в предложениях….
Развитие фонематического слуха и звукового анализа. Определение позиции звука «Т» в словах
(подбор картинок со звуком «Т» (в начале слова, в конце слова)
2 команды по 4 человека.
Логопед предлагает командам подобрать картинке по соответствующей звуковой схеме:
Кто больше подберет картинок?
Физминутка для глаз (мультимедиа)
Обобщение:
-С каким звуком мы сегодня познакомились?
Логопед предлагает детям «сфотографировать» звук «Т» в воздухе, так как звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
Знакомство с буквой
Рассматривание графического изображения буквы «Т».
«На что похоже?»
Буква «Т» наверняка,
Тень большого молотка,
Буква «Т» на стол похожа.
На ноге стоит он тоже.
Варианты ответов.
- Сколько элементов в букве «Т»?
Логопед предлагает детям нарисовать букву «Т» в воздухе.
«Составление» буквы «Т» при помощи пальчиков, рук.
Логопед дает детям задание:
- Составить букву «Т» из разных материалов (по степени сложности) :
- из счетных палочек;
- спичек;
- фасоли;
-семечек и т. д.
Проблемная ситуация
- Ребята, а у Незнайки в корзинке для вас припасены загадочные картинки.
Он вас просит найти на них знакомую вам букву «Т» и обвести ее кружком. Карандаш, какого цвета вы будете использовать и почему?
Итог занятия:
- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
- На что похоже звучание звука «Т»? (на молоток).
Незнайка вас благодарит за то, что вы ему помогли и научили правильно произносить звук «Т» и предлагает отгадать волшебные загадки (если дети правильно договаривают чистоговорку, на экране мультимедиа появляется картинка)
Та-та-та – хвост пушистый у кота;
То-то-то – в шкафу висит пальто;
Ты-ты-ты – в море плавают киты;
Ат- ат- ат – ели мы салат;
От- от- от - на дорожке сидит кот….
Логопед благодарит детей за хорошую работу на занятии.