МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Звук [т]. Буква т»

Ирина Карабчукова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Звук [т]. Буква т»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Звук «Т». Буква «Т»

Цели:

- коррекционно-образовательные:

-познакомить детей со звуком «Т», его графическим образом буквой «Т»;

-научить детей давать его акустико-артикуляционную характеристику;

коррекционно-развивающие:

- развивать звуковой анализ;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать дыхание и голос;

-развивать психические процессы: фонематическое и сенсорное восприятие, зрительное и слуховое внимание, воображение, память, мышление;

-развивать грамматический строй речи через проговаривание чистоговорок и ответов на вопросы.

коррекционно-воспитательная:

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности „Звук [т], Буква т“» размещена в разделах

-воспитывать трудолюбие, желание помочь.

Оборудование:

-зеркала;

-салфетки;

-синие флажки;

-артикуляционные схемы на звук «Т»;

- звуковые схемы на позицию звука в слове;

-картинки, в названии которых есть звук «Т»;

-счетные палочки на каждого ребенка;

-природный материал (семечки, горох, бобы, фасоль);

-мультимедийная установка.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия

2. Развитие общей моторики «Урожай»

В огород мы пойдем,

Урожай соберем (шаги на месте).

Мы морковки натаскаем («таскают»,

И картошки накопают («копают»).

Срежем мы кочан капусты («срезают»,

Круглый, сочный,

Ооооочень вкусный (показывают круг руками три раза).

3. Развитие мелкой моторики

У Лариски – две редиски.

У Алешки - две картошки.

У Сережки сорванца - два зеленых огурца.

А у Вовки - две морковки.

Да еще у Петьки - две хвостатых редьки.

(по очереди разгибают пальчики из кулачков, начиная с большого на обеих руках. Овощи «изображают», делая «Цепочку»).

2. Основная часть

В гости к детям приходит Незнайка (игрушка) с корзинкой.

А что в корзинке он забыл. Незнайка просит детей помочь назвать предметы правильно. Дети вместе с логопедом рассматривают картинки (предметы со звуком «Т»).

Логопед:

Объявление темы

-Какой одинаковый звук вы слышали в этих словах?

Сегодня этот звук будет у нас в гостях.

Логопед приглашает детей за столы.

Акустико-артикуляционный образ звука.

Дети произносят звук «Т» хором и индивидуально.

Простукивание звука и его проговаривание под четкий ритм.

Логопед:

-«Т-т-т» так стучит молоток. Наш звук «Т» имеет свой символ. Это-молоток (показ изображения символа «Молоток» на доске).

Этап артикуляционного уклада звука.

Логопед просит детей подвинуть зеркала:

- Ручки наши отдыхают, язычку не мешают.

- Давайте посмотрим, как наш язычок произносит звук «Т».

Ротик открыт (одновременно логопед вывешивает схемы на доске, язычок поднимается к верхним зубкам. Логопед предлагает детям произнести звук:

- Давайте произнесем несколько раз перед зеркалом: «т-т-т»

Обобщение.

Рассказ по схемам о том, как правильно произносить звук «Т»

Акустическая характеристика звука

Логопед предлагает детям проверить, работает ли голосок при произнесении звука «Т» (рука на горлышке – горлышко не дрожит).

-А теперь «наденем» наушники и послушаем звук «Т». Гудит? Нет, значит он - глухой. Показ схемы перечеркнутого колокольчика.

Характеристика звука

-Звук «Т» какой по звучанию?

Согласный, твердый, глухой (показ руками: согласный – пальчики смыкаются, твердый – «камень», кулачки сжимаются, глухой – «барабан», стучим пальчиками, как по барабану).

Обозначается, синим цветом, и «живет» в синем домике.

Обобщение.

Логопед обсуждает с детьми параметры характеристики звука.

Физминутка

Туки - туки-туки-тук –

Так стучит каблук (так стучит каблук).

Тики -так, тики -так

Вот так часики стучат.

Потихонечку садитесь

Спящими вы притворитесь (приседают на «корточки» и «засыпают»).

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать (встают, потягиваются).

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»:

-изолированно;

Поднять на звук «Т» синий флажок:

-в слогах;

-в словах;

- в предложениях….

Развитие фонематического слуха и звукового анализа. Определение позиции звука «Т» в словах

(подбор картинок со звуком «Т» (в начале слова, в конце слова)

2 команды по 4 человека.

Логопед предлагает командам подобрать картинке по соответствующей звуковой схеме:

Кто больше подберет картинок?

Физминутка для глаз (мультимедиа)

Обобщение:

-С каким звуком мы сегодня познакомились?

Логопед предлагает детям «сфотографировать» звук «Т» в воздухе, так как звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

Знакомство с буквой

Рассматривание графического изображения буквы «Т».

«На что похоже?»

Буква «Т» наверняка,

Тень большого молотка,

Буква «Т» на стол похожа.

На ноге стоит он тоже.

Варианты ответов.

- Сколько элементов в букве «Т»?

Логопед предлагает детям нарисовать букву «Т» в воздухе.

«Составление» буквы «Т» при помощи пальчиков, рук.

Логопед дает детям задание:

- Составить букву «Т» из разных материалов (по степени сложности) :

- из счетных палочек;

- спичек;

- фасоли;

-семечек и т. д.

Проблемная ситуация

- Ребята, а у Незнайки в корзинке для вас припасены загадочные картинки.

Он вас просит найти на них знакомую вам букву «Т» и обвести ее кружком. Карандаш, какого цвета вы будете использовать и почему?

Итог занятия:

- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

- На что похоже звучание звука «Т»? (на молоток).

Незнайка вас благодарит за то, что вы ему помогли и научили правильно произносить звук «Т» и предлагает отгадать волшебные загадки (если дети правильно договаривают чистоговорку, на экране мультимедиа появляется картинка)

Та-та-та – хвост пушистый у кота;

То-то-то – в шкафу висит пальто;

Ты-ты-ты – в море плавают киты;

Ат- ат- ат – ели мы салат;

От- от- от - на дорожке сидит кот….

Логопед благодарит детей за хорошую работу на занятии.

Публикации по теме:

НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

Открытое занятие по обучению грамоте «Звук и буква О» • Коррекционно-образовательные задачи: познакомить детей с понятием «звук», «буква», «слово». Закрепить умение различать на слух слова с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Звук [т]. Буква т»
Опубликовано: 6 июня 2014 в 18:01
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Звук [т]. Буква т»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Карабчукова (УИ 38989) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД