Людмила Тишкина
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В Звуковом царстве Буквенном государстве»
▼ Скачать + Заказать документы
«В Звуковом царстве Буквенном государстве»
Цель: обобщить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
- образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме; закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи
-развивающие: развивать фонематическое восприятие, мышление и речь детей; закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „В Звуковом царстве Буквенном государстве“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
- воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
1. В. : Ребята, давайте станем в круг и передадим друг другу хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. В. : Сегодня утром, на электронную почту нашего садика пришло необычное видеописьмо, посмотрите внимательно на экран и послушайте.
Слайд 1.
Письмо:
«Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Выполнив все мои задания, вы узнаете магическое слово, и колдовские чары Буквоеда исчезнут».
В. : Ну что ребята, поможем царице Грамматики? Вот только как попасть в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:
Отгадайте загадки о жителях этой страны:
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук)
Сели на странички 33 сестрички.
Сели рядом- не молчат, нам загадки говорят (буквы)
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог)
Звук я к звуку подберу
И его произнесу,
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту. (Слово)
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
И получу я… (предложение)
-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
Звучит волшебная музыка.
3. В: Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве.
Вы загадки разгадали
В волшебную страну попали (Слайд 2.)
Лес зеленый увидали, (Слайд 3.)
На полянку я пойду
Только что-то не пойму,
Где красивые цветы?
Где их чудо - лепестки?
А вот и первое задание: (Читает ребенок)
Лепестки цветам вернёте,
Быстро дальше вы пойдёте,
Первый звук определяйте
Прищепки с толком выбирайте.
На серединах цветов расположены картинки. Дети определяют первый звук в слове, выбирают прищепку нужного цвета (твердый согласный - синяя, мягкий согласный – зеленая, гласный – красная) и прикрепляют их возле картинок.
4. В: Перед нами цветущий луг,
А над ним летают жук, бабочка и пчела.
Насекомые сбились с пути,
Домики свои не могут найти.
Как же нам помочь насекомым?
(Читает ребенок)
Определите, сколько слогов в каждом слове.
В. : Ребята, я все поняла, домик насекомого - это цветок, сколько слогов в названии насекомого, столько же слогов должно быть и в названии цветка.
Каждый ребенок берет одну карточку. Одни дети – цветы, другие – насекомые. «Насекомые» выбирают свой «цветок».
Мак, - жук, шмель;
Тюльпан, нарцисс, ландыш - пчела, комар, муха, оса;
Ромашка, василек – бабочка, стрекоза, мотылек.
В. : Молодцы, вы отлично справились с заданием.
5. В: А вот и следующее задание.
(Читает ребенок)
Впереди гора стоит,
Она из схем состоит.
Разобрать её вам нужно
Будет путь тогда открыт.
Дети снимают с импровизированной горы схемы и соотносят их с картинками на магнитной доске.
Кит, кот, рыба, лиса, машина.
В. : Ребята, но это только часть задания, нам нужно еще подобрать слова – признаки и слова - действия к этим словам, а поможет нам волшебный мяч.
Дети стоят в кругу, поймавший мяч отвечает на вопрос.
Кот какой? (пушистый, серый, ласковый)
Рыба какая? (большая, морская)
Кит что делает? (плавает)
Лиса что делает? (охотится)
Машина что делает? (едет)
Молодцы, вы справились и с этим заданием.
6. В: А что здесь произошло? (обращаю внимание детей на листочки на столах) Давайте прочитаем задание.
(Читает ребенок)
Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите и предложение прочтите.
Дети работают в трех группах, они садятся за столы, составляют из слов предложения.
3 команда составляет предложение: Наступила весна.
2 команда составляет предложение: Ярко светит солнце.
1 команда составляет предложение: Расцвели первые весенние цветы.
В. : Ребята, а чтобы мы могли прочитать текст, маленький рассказ, в какой последовательности нужно расставить эти предложения?
Сейчас садитесь за столы, нам нужно выполнить несколько заданий на листочках, которые перед вами.
Прочитайте предложение в первом задании
Летом Дима поедет на море.
- Сколько слов в предложении?
- Как нужно писать первое слово? А второе? Почему?
- Что ставится в конце предложения? Какие еще знаки препинания могут стоять в конце предложения?
В. : А сейчас второе задание (Читает ребенок)
Цифры по порядку расставляйте
Полученное слово прочитайте.
2. Ш Л О А К
1 4 3 5 2
ШКОЛА
Впишите буквы в нужной последовательности в схему
В. : А сейчас, ребята, возьмите цветные карандаши и подчеркните каждую букву в схеме нужным цветом, разделите слово на слоги и поставьте ударение.
В. : Молодцы, вы справились с этим заданием.
Физкультминутка «Буквы»
В старом дереве дупло.
Это домик буквы О.
(Дети делают круговые движения руками.)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У.
(Полуприсед.)
В гости к ним издалека
Прибежала буква А.
(Идут на месте.)
Прилетела буква Я
На спине у воробья.
(Машут руками, как крыльями.)
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут отдохнут,
То опять плясать начнут.
В: Ребята, мы справились со всеми заданиями, и теперь нам предстоит разгадать магическое слово и победить Буквоеда.
Слайд 4.
На экране предметы:
Дети называют эти картинки, определяют первую букву в слове и по первым буквам называют получившееся слово.
Звучит волшебная музыка.
Голос Царицы:
«Спасибо вам ребята, что спасли мою страну и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».
Итог занятия.
В: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?
В: Итак, все задания мы выполнили и помогли Царице.
А какие задания мы с вами выполняли?
Какое из заданий вам показалось трудным? Какое легким?
Если бы вы уже были учениками, какую оценку поставили бы мне за сегодняшнее задание?
А вы все очень достойно справились с заданиями и помогли царице Грамматики.
Попрощайтесь пожалуйста с гостями.