Ольга Тихонова
Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки [В] и [В’]. Буква В»
▼ Скачать +Заказ
ЦЕЛЬ: автоматизация звуков [В] и [В’] в словах, слогах, предложениях. Знакомство с буквой В”.
ЗАДАЧИ:
развивать фонематический слух;
закреплять умение выделять первый звук в словах;
учить различать звуки по мягкости, твердости, звонкости;
учить различать на слух звуки [В] и [В’] в начале и середине слов;
закрепить графический образ буквы В;
учить видеть образ буквы в предметах;
Публикация «Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР „Звуки [В] и [В’], Буква В“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
развивать мелкую моторику;
учить работать полными предложениями.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Картинки с изображениями Волшебницы, ветра, вертолёта, Вини-Пуха (можно использовать игрушки);
Квадратики синего и зелёного цвета (по 1 каждого цвета для ребёнка);
“Пруд” – круглый картон голубого цвета с диаметром 35-50 см;
“Удочка” и картинки: ванна, диван, слива, валенки, ворона, вата, голова, девочка, ваза, корова, свеча, соловей, повидло, весы, вилка, вешалка, верёвка, ведро.
СЛОВАРЬ: волшебница, ветер, вертолёт, Вини-Пух, вата, велосипед, названия картинок;
Надел, вяжет, выросла, сорвал, снеговик, очки, ватрушка.
Ход ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Ребята, сегодня на наше занятие пришла волшебница. Пришла она к вам издалека, а на улице сегодня холодно и сильный ветер. (Показывается картинка с ветром)
Как воет ветер? (В-в-в-)
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Прислушайтесь, какой звук издает ветер (Изображают вой ветра)
Правильно, это звук [В]
Произнесите все вместе [В]
Чем мы произносим звук [В]? (губами и язычком)
Во время произношения звука наши верхние губы касаются нижней губы, и выходящий воздух встречает преграду.
Как вы думаете, звук [В] гласный или согласный? (согласный)
Почему он согласный? (он не поётся и струя воздуха встречает преграду)
Ребята, в слове Волшебница какой первый звук вы слышите? (звук [В])
Прислушайтесь и скажите он твёрдый или мягкий? (звук [В] - твёрдый)
Приложите ладонь (тыльной стороной к гортани) к горлышку и произнесите звук [В]. Он звонкий или глухой? (звонкий)
Итог: звук [В] – согласный, твердый, звонкий.
Ребята, вы очень внимательные и Волшебница хочет сделать вам подарок.
Послушайте внимательно загадку и вы узнаете на чё м прилетела к вам Волшебница:
Летит птица – небылица,
А на крыше пропеллер кружится.
(Вертолёт)
Показывается картинка вертолёта. На этом вертолёте мы с вами отправимся в лес на прогулку, но вертолет этот не простой и полететь он может после того, как вы ответите сколько слогов в словах ВЕРТОЛЕТ, ЛЕТИ. (В слове вертолет – 3 слога, а в слове лети – 2 слога)
Наш вертолет будет лететь, показывая нам дорогу, мы будем идти за ним и произносить слова:
ВА-ВА-ВА – у Вани есть сова
ВО-ВО-ВО – воду возит водовоз
ВУ-ВУ-ВУ – я вам букву назову
ВЫ-ВЫ-ВЫ – у совы сливы.
(Во время произнесения слов дети идут по кабинету)
Вот мы с вами и пришли. Как вы думаете, если я Волшебница, то в какой лес мы пришли? (В волшебный, сказочный)
Живёт в этом лесу, ребята, маленький и весёлый медвежонок. (Показываю медвежонка)
М. б. вы догадаетесь как его зовут? (Вини-Пух)
Произнесите вместе: Вини-Пух.
Какой звук вы слышите в слове Вини-Пух? (Звук [В’])
Чем мы произносим звук [В’]? (Губками и зубками)
При произнесении звука [В’] наши верхние зубы касаются нижней губы и создается преграда для выходящей струи воздуха
Как вы думаете, звук [В’] – согласный или гласный? (согласный, он не поётся)
Произнесите ещё раз [В’] – это звук твёрдый или мягкий (Мягкий)
Приложите руку к горлышку и произнесите звук [В’], он звонкий или глухой? (Звонкий)
Итог: звук [В’] – согласный, мягкий, звонкий.
Квадратиком какого цвета обозначается согласный твёрдый звук? (синим, а согласный мягкий? (Зелёным)
Перед вами лежат квадратики и внимательно послушайте слова, если вы услышите звук [В], то поднимите … (синий) квадратик, а если - [В’], то … (зелёный) :
ВЕРТОЛЕТ [В’] ВАТА [В]
ВОЛШЕБНИЦА [В] ВЕЛОСИПЕД [В’]
ВИНИ – ПУХ [В’]
Давайте, ребята, сделаем Волшебнице и Вини-Пуху подарки.
В лесу есть пруд и вы сейчас будете ловить для них подарки. Садятся на ковёр. (Дети “ловят” картинки, называют их, дают характеристику звука и кому “подарит”).
Для Волшебницы Для Вини – Пуха
ванна Вата свеча великан
диван голова соловей вешалка
слива девочка повидло ведро
валенки ваза весы веревка
ворона корова вилка
[В] – согласный, твердый, [В’] – согласный, мягкий,
звонкий звонкий
Молодцы, ребята, Волшебнице и Вини – Пуху очень понравились ваши подарки.
Сейчас мы с вами попробуем составить предложения.
Д/И “Живые предложения”. (детям раздаются картинки и они должны в нужный момент показать их, глаголы – выполняют действие).
Ваня надел валенки.
(картинка (показывает (картинка)
мальчика) как надевает)
Девочка вяжет варежки.
Тыква выросла в огороде.
Вини – Пух сорвал зелёный виноград.
(кружок
зеленого
цвета)
(Если участвует трое детей, то два др. ребенка отгадывают предложение.)
Молодцы, ребята, а теперь проверим, как вы запомнили предложения. (дети садятся на ковер, перед каждым лист картона и схемы бумажные для составления предложений)
Вспомните предложение про девочку, что она делает? Выложите схему этого предложения.
Что сделал Вини-Пух? (выкладывают схему и дают объяснение)
Садитесь, ребята, за стол.
Какие звуки мы сегодня узнали? (Звуки [В] и [В’])
Мы с вами слышим звуки, а пишем что? (Буквы)
Звук [В] и [В’] обозначаются на письме буквой В.
Посмотрите, как пишется эта буква. (Запись на доске)
Выставляются картинки с изображениями снеговика с метлой, очков, ватрушки.
Посмотрите внимательно, не спряталась ли буква В на этих картинках?
Перед вами пуговицы, возьмите их и выложите на столе эту букву.
Откройте тетради и запишите букву В.
Молодцы, ребята, Волшебнице и Вини-Пуху очень понравились ваши буквы и как вы занимались сегодня.
III. ИТОГ:
Кто приходил к вам сегодня в гости? (Волшебница и Вини-Пух)
Какие первые звуки в их именах? ([В] и [В’])
Какая у них любимая буква? (Буква В)
Схемы, каких предложений вы выкладывали?