Тетерина Ира Юрьевна
Конспект игрового занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «В гости в Простоквашино. Звуки [ Т, Т’], буква Т»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игрового занятия «В гости в Простоквашино» в подготовительной группе по обучению грамоте на тему:
«Звуки [ Т, Т’], буква Т».
ГБДОУ № 87 Приморского района
Воспитатель: Тетерина И. Ю.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».
Цели:
Публикация «Конспект игрового занятия в подготовительной группе по обучению грамоте „В гости в Простоквашино, Звуки [ Т, Т’], буква Т“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Вызвать у детей стойкий интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.
Закрепить навык произношения звука [Т], [ Т’] в слогах, словах, фразах.
Знакомство с буквой «Т».
Задачи:
Закреплять умение давать характеристику звукам [Т, Т’], соотносить звук и букву, упражнять в умении определять место звука в словах.
Развивать способность подбирать слова к заданной 5-ти звуковой модели.
Закреплять умение проводить анализ предложения и составление его из букв.
Закрепление навыка послогового способа чтения.
Закреплять знания по лексической теме «Транспорт» .
Материал.
Демонстрационный: доска, касса букв, наборное полотно, дидактический материал, карты для игр «Звуковая цепочка» и «Назови слова», буква «Т», набор букв, письмо с открытками, иллюстрации к сказке, диск с записью песни «На корабле» и с записью «Голоса леса» ,магнитофон, карточки -поощрения.
Раздаточный: индивидуальные кассы букв и слогов, текст для чтения №16, рабочие тетради, простые карандаши, карточки по теме «Транспорт», схемы для игры «Место звука в слове» .
Ход занятия.
Сюрпризный момент:
Раздаётся стук в дверь группы. Появляется почтальон. Он передаёт письмо воспитателю, прощается и уходит.
-Ребята, нам пришло письмо! Хотите узнать, кто его нам прислал? (Ответы детей.)
Чтение письма воспитателем:
Здравствуйте, ребята!
Пишут вам кот Матроскин и собака Шарик из деревни «Простоквашино» .
Поздравляем вас с Днём Защитника Отечества. Не забудьте поздравить с этим замечательным праздником своих пап и дедушек. Мы тоже хотим поздравить друга нашей семьи почтальона Печкина, но не знаем как… Недавно Печкину приснился сон, будто он на прекрасной яхте отправился в кругосветное путешествие. С тех пор Печкин загрустил. (Детям показывается иллюстрация) Мы думали, как ему помочь и кажется, придумали: предложили собирать песни о море и моряках. Печкину наша идея очень понравилась. Но где же тут в Простоквашино найти песню о море? Недавно к нам приезжал дядя Фёдор и рассказал о том, что вы знаете такую песню. Ребята! Приезжайте, пожалуйста, в Простоквашино, не пожалеете! Вместе поздравим Печкина. Мы уже слепили снеговика для нашего друга, правда он похож на Печкина (Показывается иллюстрация) Приезжайте обязательно! А чтобы вам было тепло и уютно, мы жарко натопим печь и накроем праздничный стол. (показывается иллюстрация) Добраться до нас просто: доезжаете до станции «Простоквашино», а потом через небольшой лесок на лыжах до деревни. Ждём вас!
Матроскин и Шарик.
-Ребята, ведь День Защитника Отечества 23 февраля. Наверное, Шарик и Матроскин нас давно ждут. Надо поторопиться.
-Ну что, отправляемся в путь? (Ответы детей) Тогда берём с собой лыжи, подарки и всё необходимое.
1. Знакомство с буквой «Т».
-Ребята, на каком средстве передвижения можно отправиться всей группой за город? (на электричке)
-Откуда отправляются электрички? (с ж/д станций, вокзалов)
-На чём доедем до ж/д станции? (метро, автобус)
-Как одним словом можно назвать все средства передвижения? (транспорт)
-Какие виды транспорта вы знаете? (наземный, подземный, водный, воздушный)
-У каждого из вас на парте лежит карточка, она перевёрнута, возьмите её!
Покажите мне наземный транспорт, подземный, воздушный.
На каком виде транспорта мы не могли бы отправиться зимой? (водном)
-Покажите мне свои карточки. Послушайте внимательно названия средств передвижения изображённых на ваших карточках: самолёт, такси, автобус, троллейбус, трамвай…
Какой одинаковый звук встретился в этих словах? [Т]
Назовите средства передвижения в названии которых есть звук [Т’]. (теплоход, катер)
-Определите: в начале, в середине, или в конце в названии ваших картинок находится звук [Т], звук [Т’] ?
Положите нужную схему на картинку. (Взаимопроверка)
-Дайте характеристику звукам [Т], [Т’].
-Ребята, кто из вас знает, какой буквой обозначаются звуки [Т, Т’]? (Дети показывают букву)
На что похожа буква Т? (На антенну). Из каких элементов состоит буква Т? (Горизонтальной и вертикальной линий…
-Нарисуйте букву «Т» в воздухе. А теперь откройте тетради и обведите букву по точкам. Напишите одну строчку. Вспомните, что буквы бывают заглавными и строчными.
-Вы давно знаете буквы, но правильное название знают не все. Запомните, буква, которая обозначает звуки [Т, Т’] называется «ТЭ» .
-Ну вот мы с вами на электропоезде и добрались до железнодорожной станции «Простоквашино» (Показывается иллюстрация) .
-Скажите, в названии станции есть буква «Т» ?
-Какой звук она обозначает? [Т]
-К кому мы едем в гости? (к Матроскину, Шарику, почтальону Печкину) .
-В каких словах встретился звук [Т]? (Ответы детей)
-Какой буквой обозначим?
-А вот и лесок, о котором писали Шарик и Матроскин. (Показывается иллюстрация). Ну что ж, становимся на лыжи и в путь!
2. Анализ предложения и составление его из букв.
-Мы весело бежали по лыжне и всех зверюшек распугали.
-Можно шуметь в лесу? (Ответы детей)
Давайте спрячемся за пенёк, вдруг что-нибудь увидим! (Включается запись «Голоса птиц» и выставляется картинка)
-Кого мы увидели? (снегиря)
Составьте предложение. (Дети увидели снегиря.)
-Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе…
Как пишутся слова в предложениях? (отдельно) Какие знаки ставят в конце предложений? Почему? С какой буквы пишутся слова в начале предложений? Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы? (Ответы детей)
-Ребята, птичка, наверное, голодна. А вы не забыли взять ей корм)
Скажите, мы корм рассыплем прямо на снегу? Как лучше? (в кормушку) (выставляется картинка)
Птицы заметили кормушку)
-Что они сделали? (прилетели)
Составьте предложение. (Птицы прилетели к кормушке.)
Составьте графическую запись к этому предложению. (После составления детьми графической записи, проводится анализ предложения)
-Ну, вот мы и добрались до места. За праздничным столом нас встретили: Шарик, Матроскин и почтальон Печкин. (Выставляется иллюстрация) Они очень обрадовались встрече с нами и угостили нас тортом.
-Составьте графическую схему к предложению «Детям дали торт.» (Анализ предложения.)
-А теперь откройте кассы букв и составьте это предложение из букв, используя графическую запись.
В каких словах напишем букву «Т»? (детям, торт)
Какие звуки ей обозначим? (детям - [Т’], торт- [Т])
Почему в слове «детям» после буквы «т» написали букву «я», хотя слышится звук [а]? (Ответы детей.)
Физ. минутка.
-Ну, что ж после чаепития нужно немножко подвигаться. Давайте предложим Шарику, Матроскину и почтальону Печкину отдохнуть вместе с нами.
Весёлая разминка под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам» .
3. Закрепление навыка послогового способа чтения.
-Ребята, как вы думаете, где работает почтальон Печкин? (Ответы детей)
У него очень ответственная работа.
-Как вы думаете, чтобы работать на почте, что нужно уметь делать?)
Давайте покажем Печкину, как мы научились читать. Почитаем ему слова с буквой «Т», которую мы сегодня прошли и рассказ о том, как вы умеете дружно играть. (Чтение слов цепочкой, чтение текста целиком хорошо читающим ребёнком, а затем цепочкой по одному предложению)
4. Развитие способности подбирать слова к заданной 5-ти звуковой модели.
-Ребята, мы Шарику, Матроскину и почтальону Печкину привезли подарки:
Печкину - праздничную рубашку и ананас;
Шарику – новую шапку-ушанку, чтобы прикрывала уши;
Матроскину – яркий свитер. (На доске выставлены картинки)
-Но вот не знаем, с какого подарка начать.
Давайте поиграем в игру «Звуковая цепочка», в такой последовательности и вручим подарки. (ушанка – ананас – свитер – рубашка)
-А теперь Матроскин хочет с вами поиграть. Он загадает вам загадки, а вот подойдут ли отгадки к схеме, мы с вами узнаем. (Выставляется звуковая схема: зелёный, красный, синий, синий, красный).
1. В неё сметанку наливаю и с удовольствием лакаю. (Что это) Миска.
2. Из неё пьёт Печкин чай …
Очень быстро отвечай! (Что это) Чашка.
Дети сравнивают слова-отгадки со схемой.
-А ещё Матроскин считает, что к этой схеме обязательно подойдёт слово «печка», так как на ней можно полежать и погреть бочок.
-Подойдёт слово «печка»? Давайте проверим! (Ответы детей.)
Давайте расскажем Матроскину, какие слова на самом деле подойдут к этой схеме, может он что-нибудь для себя и выберет из этих слов. (Дети приводят примеры.)
5. Заключение.
-Ну что ж, хорошо провели мы время в «Простоквашино», пора и домой возвращаться. Но все ли подарки мы подарили? (Ответы детей.) Мы привезли Печкину в подарок песню, и пусть он слушает эту запись, когда ему взгрустнётся о море. (Дети под музыку поют один куплет песни «На корабле».)
-Всем очень жаль расставаться, и Шарик решил подарить вам на память фотографии, которые он сделал из фоторужья, когда был с дядей Фёдором в зоопарке. (Детям раздаются карточки-поощрения).
6. Итог занятия.
-С какой буквой мы сегодня познакомились? (ТЭ)
-Какие звуки она обозначает? ([Т, Т’])
-Как правильно составить графическую схему к предложению? Что мы знаем о предложении?
-На что нужно обратить внимание, подбирая слова к схеме, а схему к словам?