Маслова Олеся
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Предложение. Схема предложения»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 7.
Тема: ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Программное содержание :
закреплять понятие «слово», дифференцировать короткие и длинные слова, упражнять детей в графическом изображении слов в виде полосок; учить детей подбирать слова-рифмы; формировать представления о родственных словах.
дать понятие «предложение», учить рисовать схему предложения, учить распространять простые предложения и сокращать длинные предложения.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Предложение, Схема предложения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
познакомить с повествовательным, вопросительным и восклицательным предложением.
Ход занятия:
1. Называние заданного количества слов.
- Назовите два слова… Назовите одно слово … Назовите три слова …
- Сколько слов вы сказали?
- Какое слово вы назвали первым? Вторым? Третьим?
- Каким по счету было слово?
2. Подбор созвучных слов. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»
- Ребята, послушайте мои слова. Они звучат очень похоже, складно, как стихотворения:
КОШКА – ЛОЖКА – НОЖКА – МОШКА
УШКИ – ПУШКИ
- Давайте поиграем. Вы все будете поэтами и будете подбирать похожие по звучанию слова, так, чтобы получилось в рифму (слово объясняется в ходе подготовительной работы к занятию).
КНИЖКИ – МИШКИ – ШИШКИ – МАРТЫШКИ ….
ЕЖИКИ - ….
ПТИЧКИ – СИНИЧКИ – НЕВЕЛИЧКИ ….
3. Формирование представления о предложении
- Ребята, мне утром пришла телеграмма от Карандаша. Он отправился на прогулку в лес и сообщает нам о том, что там увидел. Давайте прочитаем.
ПРЫГАЕТ ПЕРЕЛЕТАЮТ ТРЕЩИТ СТУЧИТ
- Ой, ребята, что-то я ничего не понимаю. А вы? Нужно подождать Карандаша, может быть, он нам объяснит, что хотел сказать.
Карандаш (игрушка) :
- Здравствуйте, ребята. Вы получили мою телеграмму? (Да, но здесь ничего не понятно)
- Почему не понятно? Ведь я же написал: ПРЫГАЕТ
Педагог:
-Карандаш, ты не сказал, кто прыгает. Поэтому мы ничего не поняли.
Карандаш:
- ПРЫГАЕТ ЗАЙЧИК
Педагог:
- Ребята, как вы думаете, почему нам была непонятна телеграмма? Правильно, потому что Карандаш написал только одно слово ПРЫГАЕТ, а другое важное слово ЗАЙЧИК написать забыл. Мы с вами знаем, что слово может только называть предмет или действие, но ничего не рассказывает нам об этом предмете. А вот если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не слово, а ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль.
В телеграмме было слово ПРЫГАЕТ. Как только Карандаш добавил еще одно слово, то сразу стало понятно, о ком он хотел рассказать: ЗАЙЧИК ПРЫГАЕТ. «Зайчик прыгает» - это предложение. В предложении говорится о ком-нибудь или о чем-нибудь.
Давайте попробуем разобраться, о чем еще хотел нам сообщить Карандаш в своей телеграмме.
ПЕРЕЛЕТАЮТ – ПТИЦЫ ПЕРЕЛЕТАЮТ С ВЕТКИ НА ВЕТКУ
ТРЕЩИТ – ТРЕЩИТ СОРОКА
СТУЧИТ – ДЯТЕЛ СТУЧИТ КЛЮВОМ ПО ДЕРЕВУ
- Карандаш, мы правильно прочитали твою телеграмму? (Да)
- Что мы сейчас говорили? (Предложения)
- Сколько предложений мы сказали? (Четыре предложения)
- О ком говорится в каждом из этих предложений?
- Из чего состоят предложения? (Из слов)
- Послушайте, это предложение или нет :
МАШИНА КРАСИВЫЙ БЫСТРО
- Почему вы так думаете? (Это три слова, которые не
связаны между собой и не выражают законченную мысль.)
- Любой рассказ или сказка состоят из предложений.
4. Закрепление понятия «ПРЕДЛОЖЕНИЕ», схема предложения.
Посмотрите на картинку. К какой сказке эта картинка?
(«Репка»).
- Вы помните, как начинается эта сказка?
Назовите первое предложение.
ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ.
- О чем или о ком говорится в этом предложении?
- Какое второе предложение в этой сказке?
ВЫРОСЛА РЕПКА БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ.
- Что было потом?
СТАЛ ДЕД РЕПКУ ТЯНУТЬ.
- Сколько предложений вы сказали?
- О чем вы успели рассказать?
- Мы рассказали начало сказки «Репка». Что вы называли
сейчас? (Предложения)
- А мы можем посчитать, сколько слов в предложении ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ? Сколько? (Три слова).
- Какое слово первое? Какое слово второе? Какое слово третье?
- Давайте нарисуем это предложение.
У нас получилась схема этого предложения.
- Начало предложения обычно обозначают черточкой (Дорисовывается на схеме)
- Что вы видите на доске? (Схему предложения).
- Что обозначает каждая линия? (Одно слово)
- А теперь возьмите карандаши и начертите схему своего предложения с помощью линий. Не забывайте о коротких и длинных словах.
- Чем слово отличается от предложения?
Запомните, дети:
В ПРЕДЛОЖЕНИИ ГОВОРИТСЯ О ЧЕМ-ЛИБО ИЛИ О КОМ-ЛИБО, А СЛОВО ТОЛЬКО НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ, ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРИЗНАК, НО НИЧЕГО НАМ О НИХ НЕ СООБЩАЕТ. КОГДА МЫ ХОТИМ ЧТО-ТО РАССКАЗАТЬ, МЫ ГОВОРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
5. Подсчет количества слов в предложении.
- Слушайте предложения. Положите на стол столько фишек, сколько слов в предложении.
МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ.
МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ БРАТУ.
УЧИТЕЛЬ ПИШЕТ МЕЛОМ.
МАЛЫШ ПЛАЧЕТ.
МАЛЫШ ГРОМКО ПЛАЧЕТ.
БАБУШКА ВЯЖЕТ.
БАБУШКА ВЯЖЕТ НОСКИ.
БАБУШКА ВЯЖЕТ НОСКИ СВОЕЙ ВНУЧКЕ.
- Предложения, точно так же как и слова, могут быть длинными и короткими. Если много слов в предложении, значит оно … какое? (длинное, а если слов мало, если предложение можно сказать быстро, значит оно короткое.
6. Расширение объема предложения
- Карандаш слышал, как вы определяли, сколько слов в предложении. Он хочет открыть вам один секрет.
Карандаш:
- Знаете, ребята, а ведь можно из короткого предложения сделать длинное. Для этого нужно добавить в короткое предложение несколько слов. Давайте станем на несколько минут волшебниками и будем из коротких предложений делать длинные.
ДИМА СТРОИТ – ДИМА СТРОИТ ДОМ – ДИМА СТРОИТ ДОМ ИЗ ПЕСКА
КАТЯ ПОЕТ – КАТЯ ПОЕТ ПЕСНЮ – КАТЯ ГРОМКО ПОЕТ ПЕСНЮ – КАТЯ ГРОМКО ПОЕТ ВЕСЕЛУЮ ПЕСНЮ
СОЛНЦЕ СВЕТИТ – СОЛНЦЕ ЯРКО СВЕТИТ – СЕГОДНЯ СОЛНЦЕ ЯРКО СВЕТИТ
Педагог:
- Я думаю, что если из короткого предложения можно сделать длинное, то, наверно, и из длинного можно сделать короткое. Давайте попробуем? Главное, чтобы не изменился смысл, когда вы сократите предложение, уберете из него одно или несколько слов.
РЕБЯТА СОБРАЛИСЬ ПОЙТИ В ЛЕС ЗА ГРИБАМИ И ЯГОДАМИ – РЕБЯТА
СОБРАЛИСЬ ПОЙТИ В ЛЕС – РЕБЯТА СОБРАЛИСЬ В ЛЕС
ЯРКО СВЕТИЛО СОЛНЦЕ – СВЕТИЛО СОЛНЦЕ
БЫЛ ЯСНЫЙ ТЕПЛЫЙ ЛЕТНИЙ ДЕНЬ – БЫЛ ЛЕТНИЙ ДЕНЬ – БЫЛ ТЕПЛЫЙ ДЕНЬ
В ЛЕСУ ОНИ НЕ ЗАМЕТИЛИ, КАК НЕБО ЗАКРЫЛА ТЕМНАЯ ТУЧА – ОНИ НЕ ЗАМЕТИЛИ, КАК НЕБО ЗАКРЫЛА ТЕМНАЯ ТУЧА – ОНИ НЕ ЗАМЕТИЛИ, КАК НЕБО ЗАКРЫЛА ТУЧА – ОНИ НЕ ЗАМЕТИЛИ ТЕМНУЮ ТУЧУ
7. Развитие интонационной выразительности речи
- Ребята, предложения, как и слова, можно произносить по-разному: можно спрашивать, можно сообщать что-либо, можно, например, приказывать. Послушайте, с какой интонацией я скажу эти предложения :
СЕГОДНЯ СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ.
СЕГОДНЯ СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ?
СЕГОДНЯ СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ!
- Одно и то же предложение прозвучало по-разному. Хотите попробовать сказать предложения с разной интонацией?
- Повторите мое предложение. Представьте, что вы очень рады солнечному дню.
- А теперь спросите, солнечный ли сегодня день.
- Сообщите всем о том, что сегодня солнечный день.
- Придумайте свое предложение-вопрос и задайте его нам.
- Скажите свое предложение с восторгом, радостно.
8. Формирование графических навыков. Написание наклонных линий снизу вверх.
«ТРАВКА»