Приложение МААМ

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Предложение. Схема предложения»

Маслова Олеся
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Предложение. Схема предложения»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие 7.

Тема: ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Программное содержание :

закреплять понятие «слово», дифференцировать короткие и длинные слова, упражнять детей в графическом изображении слов в виде полосок; учить детей подбирать слова-рифмы; формировать представления о родственных словах.

дать понятие «предложение», учить рисовать схему предложения, учить распространять простые предложения и сокращать длинные предложения.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Предложение, Схема предложения“» размещена в разделах

познакомить с повествовательным, вопросительным и восклицательным предложением.

Ход занятия:

1. Называние заданного количества слов.

- Назовите два слова… Назовите одно слово … Назовите три слова …

- Сколько слов вы сказали?

- Какое слово вы назвали первым? Вторым? Третьим?

- Каким по счету было слово?

2. Подбор созвучных слов. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»

- Ребята, послушайте мои слова. Они звучат очень похоже, складно, как стихотворения:

КОШКА – ЛОЖКА – НОЖКА – МОШКА

УШКИ – ПУШКИ

- Давайте поиграем. Вы все будете поэтами и будете подбирать похожие по звучанию слова, так, чтобы получилось в рифму (слово объясняется в ходе подготовительной работы к занятию).

КНИЖКИ – МИШКИ – ШИШКИ – МАРТЫШКИ ….

ЕЖИКИ - ….

ПТИЧКИ – СИНИЧКИ – НЕВЕЛИЧКИ ….

3. Формирование представления о предложении

- Ребята, мне утром пришла телеграмма от Карандаша. Он отправился на прогулку в лес и сообщает нам о том, что там увидел. Давайте прочитаем.

ПРЫГАЕТ ПЕРЕЛЕТАЮТ ТРЕЩИТ СТУЧИТ

- Ой, ребята, что-то я ничего не понимаю. А вы? Нужно подождать Карандаша, может быть, он нам объяснит, что хотел сказать.

Карандаш (игрушка) :

- Здравствуйте, ребята. Вы получили мою телеграмму? (Да, но здесь ничего не понятно)

- Почему не понятно? Ведь я же написал: ПРЫГАЕТ

Педагог:

-Карандаш, ты не сказал, кто прыгает. Поэтому мы ничего не поняли.

Карандаш:

- ПРЫГАЕТ ЗАЙЧИК

Педагог:

- Ребята, как вы думаете, почему нам была непонятна телеграмма? Правильно, потому что Карандаш написал только одно слово ПРЫГАЕТ, а другое важное слово ЗАЙЧИК написать забыл. Мы с вами знаем, что слово может только называть предмет или действие, но ничего не рассказывает нам об этом предмете. А вот если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не слово, а ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль.

В телеграмме было слово ПРЫГАЕТ. Как только Карандаш добавил еще одно слово, то сразу стало понятно, о ком он хотел рассказать: ЗАЙЧИК ПРЫГАЕТ. «Зайчик прыгает» - это предложение. В предложении говорится о ком-нибудь или о чем-нибудь.

Давайте попробуем разобраться, о чем еще хотел нам сообщить Карандаш в своей телеграмме.

ПЕРЕЛЕТАЮТ – ПТИЦЫ ПЕРЕЛЕТАЮТ С ВЕТКИ НА ВЕТКУ

ТРЕЩИТ – ТРЕЩИТ СОРОКА

СТУЧИТ – ДЯТЕЛ СТУЧИТ КЛЮВОМ ПО ДЕРЕВУ

- Карандаш, мы правильно прочитали твою телеграмму? (Да)

- Что мы сейчас говорили? (Предложения)

- Сколько предложений мы сказали? (Четыре предложения)

- О ком говорится в каждом из этих предложений?

- Из чего состоят предложения? (Из слов)

- Послушайте, это предложение или нет :

МАШИНА КРАСИВЫЙ БЫСТРО

- Почему вы так думаете? (Это три слова, которые не

связаны между собой и не выражают законченную мысль.)

- Любой рассказ или сказка состоят из предложений.

4. Закрепление понятия «ПРЕДЛОЖЕНИЕ», схема предложения.

Посмотрите на картинку. К какой сказке эта картинка?

(«Репка»).

- Вы помните, как начинается эта сказка?

Назовите первое предложение.

ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ.

- О чем или о ком говорится в этом предложении?

- Какое второе предложение в этой сказке?

ВЫРОСЛА РЕПКА БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ.

- Что было потом?

СТАЛ ДЕД РЕПКУ ТЯНУТЬ.

- Сколько предложений вы сказали?

- О чем вы успели рассказать?

- Мы рассказали начало сказки «Репка». Что вы называли

сейчас? (Предложения)

- А мы можем посчитать, сколько слов в предложении ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ? Сколько? (Три слова).

- Какое слово первое? Какое слово второе? Какое слово третье?

- Давайте нарисуем это предложение.

У нас получилась схема этого предложения.

- Начало предложения обычно обозначают черточкой (Дорисовывается на схеме)

- Что вы видите на доске? (Схему предложения).

- Что обозначает каждая линия? (Одно слово)

- А теперь возьмите карандаши и начертите схему своего предложения с помощью линий. Не забывайте о коротких и длинных словах.

- Чем слово отличается от предложения?

Запомните, дети:

В ПРЕДЛОЖЕНИИ ГОВОРИТСЯ О ЧЕМ-ЛИБО ИЛИ О КОМ-ЛИБО, А СЛОВО ТОЛЬКО НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ, ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРИЗНАК, НО НИЧЕГО НАМ О НИХ НЕ СООБЩАЕТ. КОГДА МЫ ХОТИМ ЧТО-ТО РАССКАЗАТЬ, МЫ ГОВОРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

5. Подсчет количества слов в предложении.

- Слушайте предложения. Положите на стол столько фишек, сколько слов в предложении.

МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ.

МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ БРАТУ.

УЧИТЕЛЬ ПИШЕТ МЕЛОМ.

МАЛЫШ ПЛАЧЕТ.

МАЛЫШ ГРОМКО ПЛАЧЕТ.

БАБУШКА ВЯЖЕТ.

БАБУШКА ВЯЖЕТ НОСКИ.

БАБУШКА ВЯЖЕТ НОСКИ СВОЕЙ ВНУЧКЕ.

- Предложения, точно так же как и слова, могут быть длинными и короткими. Если много слов в предложении, значит оно … какое? (длинное, а если слов мало, если предложение можно сказать быстро, значит оно короткое.

6. Расширение объема предложения

- Карандаш слышал, как вы определяли, сколько слов в предложении. Он хочет открыть вам один секрет.

Карандаш:

- Знаете, ребята, а ведь можно из короткого предложения сделать длинное. Для этого нужно добавить в короткое предложение несколько слов. Давайте станем на несколько минут волшебниками и будем из коротких предложений делать длинные.

ДИМА СТРОИТ – ДИМА СТРОИТ ДОМ – ДИМА СТРОИТ ДОМ ИЗ ПЕСКА

КАТЯ ПОЕТ – КАТЯ ПОЕТ ПЕСНЮ – КАТЯ ГРОМКО ПОЕТ ПЕСНЮ – КАТЯ ГРОМКО ПОЕТ ВЕСЕЛУЮ ПЕСНЮ

СОЛНЦЕ СВЕТИТ – СОЛНЦЕ ЯРКО СВЕТИТ – СЕГОДНЯ СОЛНЦЕ ЯРКО СВЕТИТ

Педагог:

- Я думаю, что если из короткого предложения можно сделать длинное, то, наверно, и из длинного можно сделать короткое. Давайте попробуем? Главное, чтобы не изменился смысл, когда вы сократите предложение, уберете из него одно или несколько слов.

РЕБЯТА СОБРАЛИСЬ ПОЙТИ В ЛЕС ЗА ГРИБАМИ И ЯГОДАМИ – РЕБЯТА

СОБРАЛИСЬ ПОЙТИ В ЛЕС – РЕБЯТА СОБРАЛИСЬ В ЛЕС

ЯРКО СВЕТИЛО СОЛНЦЕ – СВЕТИЛО СОЛНЦЕ

БЫЛ ЯСНЫЙ ТЕПЛЫЙ ЛЕТНИЙ ДЕНЬ – БЫЛ ЛЕТНИЙ ДЕНЬ – БЫЛ ТЕПЛЫЙ ДЕНЬ

В ЛЕСУ ОНИ НЕ ЗАМЕТИЛИ, КАК НЕБО ЗАКРЫЛА ТЕМНАЯ ТУЧА – ОНИ НЕ ЗАМЕТИЛИ, КАК НЕБО ЗАКРЫЛА ТЕМНАЯ ТУЧА – ОНИ НЕ ЗАМЕТИЛИ, КАК НЕБО ЗАКРЫЛА ТУЧА – ОНИ НЕ ЗАМЕТИЛИ ТЕМНУЮ ТУЧУ

7. Развитие интонационной выразительности речи

- Ребята, предложения, как и слова, можно произносить по-разному: можно спрашивать, можно сообщать что-либо, можно, например, приказывать. Послушайте, с какой интонацией я скажу эти предложения :

СЕГОДНЯ СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ.

СЕГОДНЯ СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ?

СЕГОДНЯ СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ!

- Одно и то же предложение прозвучало по-разному. Хотите попробовать сказать предложения с разной интонацией?

- Повторите мое предложение. Представьте, что вы очень рады солнечному дню.

- А теперь спросите, солнечный ли сегодня день.

- Сообщите всем о том, что сегодня солнечный день.

- Придумайте свое предложение-вопрос и задайте его нам.

- Скажите свое предложение с восторгом, радостно.

8. Формирование графических навыков. Написание наклонных линий снизу вверх.

«ТРАВКА»

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Я Задачи: познакомить детей с буквой Я, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ё Задачи: познакомить детей с буквой Ё, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ю Задачи: познакомить детей с буквой Ю, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ш» Программное содержание: •продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных грамматических и синтаксических правил;.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М» Задачи: -Знакомство с буквой М; -формирование навыка чтения слогов,слов,предложений; -составление предложения. Ход занятия 1. Организационный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж» Обучение грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж,ж. Задачи: 1. Образовательные:.

Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «Синквейн» Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Предложение. Схема предложения»
Опубликовано: 14 июля 2022 в 08:07
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Предложение. Схема предложения»» (включая файлы) размещена пользователем Маслова Олеся (УИ 1614109) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД