Дарья Денисова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Предложение. Схема предложения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Предложение. Схема предложения»
Цель: знакомство с понятием предложение. Схема предложения.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить понятие схема предложения, научиться составлять схемы, познакомить с разделительным знаком – точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении;
Коррекционно-развивающие:
- развитие внимание, памяти, мышления, речи;
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе.
Ход урока.
1. Организационный момент. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Найдите и объясните ошибки в шуточных стихах.
К нам пришли зверята:
Белочки, ежата,
Утюги, моржи,
Голуби стрижи.
К нам пришли зверята:
Щуки и телята,
Кошки и вороны,
Тигры, макароны.
К нам пришли зверята:
Окуни, ягнята,
Лоси и кукушки,
Пироги и плюшки. (Т. А. Ткаченко)
2. Основная часть. Схема слова.
Логопед вешает на доску картинку с изображением куклы.
Что вы видите, ребята? – Куклу.
Сколько слов мы сказали сейчас? – Одно.
Как мы изобразим схему слова кукла? – Прямоугольником
А что мы можем сказать про куклу? Какая она? – Красивая, большая, нарядная.
Красивая кукла – сколько слов мы сейчас сказали? – Два
Напишите схему.
Сколько слогов в слове кукла? – 2 слога.
Если кукла сделана из дерева- она какая? – Деревянная
Если кукла сделана из бумаги, пластмассы, фарфора? - …
Схема предложения.
Логопед: Ребята, сегодня нам Незнайка прислал письмо. Давайте его прочитаем. (читает воспитатель)
Письмо: ИДТИ, СНЕГ, СИЛЬНЫЙ, ЗИМА.
Вы что-нибудь поняли? Как нам нужно поменять слова местами, чтобы получилась красивая фраза?
ЗИМОЙ ИДЕТ СИЛЬНЫЙ СНЕГ.
Логопед: поднимите столько карандашей, сколько слов в предложении.
Давайте составим схему предложения. (один ребенок выходит к доске, остальные составляют на столах при помощи раздаточного материала).
Логопед: Ребята, как нам понять, где первое слово в предложении? – Первое слово пишут с большой буквы.
Логопед: Как мы можем обозначить на схеме? – Дорисовать сверху на прямоугольнике маленький хвостик.
Логопед: Как мы поймем, что предложение закончилось? – В конце предложения ставим точку.
В предложениях может быть и два, и три и больше слов.
Предложение – это связанные между собой по смыслу слова.
3. Физминутка.
Игра «Просьба»
Логопед просит выполнить движения только если он перед инструкцией произнесет слово просьба.
4. Работа в тетрадях.
Составление схем предложения.
5. Итог занятия.
Логопед: О чем мы сегодня с вами говорили на занятии? Что мы составляли? Что такое слово? Что такое слово? Что такое предложение? Чем отличается слово от предложения?
6. Игра на закрепление темы.
Логопед: Хлопните в ладоши, если я скажу слово, топните ножкой, если я скажу предложение.