Наталья Хомич
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква «Д»
Программное содержание
• познакомить с буквами д и Д и тем, что они обозначают звуки «д» и «дь»;
• продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных грамматических и синтаксических правил;
• продолжать учить детей работать в тетрадях
• учить называть слова определенной звуковой структуры.
Демонстрационный материал:
фишки; касса с пройденными буквами; буквы Д (две, д (четыре); указка; фишки или мелкие игрушки; таблицы с сочетаниями жи, ши.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Буква „Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Раздаточный материал: пеналы с фишками; касса с пройденными буквами; буквы Д (две, д (четыре); рабочие тетради, ручки
Ход занятия
I. Вводная часть. Воспитатель предлагает детям вспомнить правила выкладывания предложений (начинается с заглавной буквы, слова выкладываются на расстоянии друг от друга, буквы в словах ставятся рядом, во всех словах проставляется ударение, в конце предложения ставится точка).
II. Основная часть
1. Выкладывание предложения Дима и Юра дружили.
У доски предложение выкладывает ребенок, который уже выложил его на месте, а затем читает его с выделением в словах ударных гласных звуков. Вопросы к детям.
Какие гласные звуки в слове дружили(«у», «ы», «и».)
Какой ударный звук? («ы».)
Почему в слове после ж стоит буква не ы, а и? ( Есть правило: жи и ши — пиши с и.)
Какие звуки в предложении обозначены фишками? («дь», «д».)
2. Знакомство с буквой Д,д. Рассматривание картинок про букву Д.
На что похожа буква Д?
Чтение стихов о букве д.
Воспитатель показывает Д, д и говорит, что они обозначают звуки «д» и «дь». Дети рассматривают буквы и заменяют фишки соответствующими буквами.
3. Игра с заданиями в слово дружили.
1. Вызвать семь детей и предложить им взять «звуки» в следующей последовательности: «у», «ы», «и», «р», «ж», «ль», «д».
2. Подозвать: 1-й твердый согласный; звук, который всегда бывает твердым согласным, 2-й твердый согласный; 1-й гласный; звук «ы»; 3-й гласный, мягкий согласный.
3. Задания звукам дают дети.
4. Физкультминутка»Дождь»
Приплыли тучи дождевые:
— Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
— Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет.
(Дети стоят вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строчки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.)
5. Игра «Назови слова со звуком «дь» (беглый опрос — 8—10
слов). Примерные слова: девочка, деньги, дятел, дядя, Надя, делает, гладит, надевает и т. д. Назвать слова со звуком «д» (беглый оп
рос — 6-8 детей).
Примерные слова: дом, дуб, дрова, садовник, дорога, дочка, стыдно, нарядный, кладовка и т. д.).
6. Работа в тетрадях. Дети самостоятельно выполняют задания.
7. Игра «Назови слова».
Воспитатель выставляет на доске фишки: с 1 прямоугольником, с 1 прямоугольником, с кружочком, с 1 прямоугольником — и предлагает детям назвать слова, в которых, 1 -й звук — твердый согласный, 2-й — твердый согласный, 3-й — гласный, 4-й — твердый согласный. Примерные слова: стул, стол, шкаф, кран, брал, крот, брат, враг, груз и т. д.
В конце игры определяется победитель.
III. Заключительная часть. Итог. С какой буквой познакомились? В какие игры играли? Что было интересно?