Наталья Панова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой «Ц, ц» и звуком [Ц]»
▼ Скачать
Тема «Знакомство с буквой Ц ц и звуком «ц».
Цель: познакомить с новым звуком и буквой Ц, его характеристикой.
Задачи:
Образовательные:
- обучать детей интонационному выделению звука в слове, умение находить место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- упражнять в умении давать соответствующую характеристику (глухой, твердый, согласный);
- закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, -иц-, -ц-;
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Знакомство с буквой „Ц, ц“ и звуком [Ц]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать умение отличать гласный звук от согласного;
- развивать фонематический слух, память, внимание;
Воспитательные:
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца;
Оборудование: ноутбук, презентация, буква Ц;
Раздаточный материал: буква ц, счётные палочки, прописи, простой и цветные карандаши на каждого ребёнка.
Ход ОД
1. Организационный момент.
Воспитатель: - ребята, становитесь все в кружок и давайте поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: - Сегодня на занятии, мы с вами вспомним, какие бывают звуки, поиграем в игры с ними, а также познакомимся с новой буквой, а какой – узнаете позже.
Итак, вспомните пожалуйста, какие бывают звуки?
Дети: (гласные и согласные, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие)
Воспитатель: - Ребята, назовите гласные звуки, которые вы уже знаете.
Дети: (….)
Воспитатель: - Почему они гласные?
Дети: (Потому что их можно пропеть, при произношении нам ничего не мешает)
Воспитатель: - А теперь назовите согласные звуки.
Дети: ()
Воспитатель: - Почему они согласные?
Дети: (при произношении нам мешают губы, зубы)
Воспитатель: - Каким цветом выделяем гласные звуки?
Дети: (красным)
Воспитатель: - А согласные?
Дети: (синим – твёрдые Звуки, зелёным – мягкие.)
2. Характеристика звука «Ц»
Воспитатель: Молодцы. Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой, послушайте внимательно стихотворение и определите, какой звук чаще всего встречается.
Цыплёночек на цыпочках
Цветочек целовал.
Цыплёночек на цыпочках –
Цып – цып, он очень мал.
Дети: (звук «Ц»)
Воспитатель: - Правильно, сегодня мы будем знакомиться со звуком и буквой «Ц».
3. Игра «Четвёртый лишний».
- Кошка, собака, корова, заяц;
- Яблоко, слива, абрикос, огурец;
- Котёнок, ягнёнок, телёнок, цыплёнок;
- Сарафан, платье, брюки, полотенце;
Воспитатель: - перечислите лишние слова.
Дети: (огурец, заяц, полотенце, цыплёнок)
Воспитатель: - Какой звук есть в этих словах?
Дети: (звук «Ц»)
Воспитатель: - Ребята, давайте произнесём звук «Ц».
Дети: (Ц-ц-ц) (хором и индивидуально)
Воспитатель: - Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук «Ц». Как выходит воздух изо рта?
Дети: (Толчками, несвободно)
Воспитатель: - Что является преградой воздуху?
Дети: (язык, зубы)
Воспитатель: - Хорошо, а теперь положите ладонь к горлу и произнесите ещё раз звук «Ц». Горло дрожит?
Дети: (нет)
Воспитатель: -Голос есть?
Дети: (нет)
Воспитатель: - Значит звук «Ц» какой?
Дети: (согласный, глухой, твёрдый)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, пришло время поиграть.
4. Игра «Слови звук»
Я буду произносить звуки, слоги, слова, а вы будете ловить звук «Ц», когда его услышите.
Звуки : А, Д, Ц, П, Р, Ц, Ш, Ц, Ц,М, Б, Ц;
Слоги: На, Цу, Гу, Жу,Ца, Ац, До, Цы;
Слова: Цапля, ведро, полотенце, свет, цветы, роза, колодец, буква, цифра.
Воспитатель: - А теперь вы будете определять место звука «Ц» в словах.
-Цапля, цветок, цирк, циркуль.
Дети: (в начале)
-Пуговица, полотенце, кольцо, курица.
Дети: (в середине)
-Огурец, заяц, колодец.
Дети: (в конце)
Воспитатель: -Молодцы, ребята.
5. Знакомство с буквой Ц.
Воспитатель: - Звук «Ц» обозначается буквой Ц. (показываю изображение буквы Ц). Посмотрите, из каких элементов состоит буква Ц?
Дети: (из палочек)
Воспитатель: - Сколько в ней элементов – палочек?
Дети: (четыре)
Воспитатель: - Возьмите счётные палочки и выложите букву Ц.
(дети выкладывают на столе)
Воспитатель: - Молодцы, а теперь давайте поиграем. Становитесь в круг, я буду бросать мяч и называть слово, а вы называете это слово ласково.
6. Игра «Назови ласково»
- мыло -…. мыльце:
- одеяло - …одеяльце;
- масло - …маслице;
- сало - ….сальце;
- окошко - …. оконце и т. д.
Физкультминутка «Цапля»
(выполняют движения в соответствии текстом)
Очень трудно так стоять:
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Воспитатель: - Отдохнули, продолжаем дальше. Откройте прописи, посмотрите, там напечатана буква Ц, вам нужно написать большую и маленькую букву, прочитать слова, предложение и написать. Не забывайте спинку держать ровно, правильно держать карандаш.
Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три».
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать
Все они умелые
Дружные и смелые.
На другой руке опять
Будем пальчики считать
Все они умелые
Дружные и смелые.
Раз, два, три, четыре, пять
Стали ручки танцевать.
Воспитатель: - Вот и подготовили наши руки к письму, садимся поудобнее и стараемся писать аккуратно. (самостоятельная работа)
Рефлексия: - С какой буквой и звуком вы познакомились?
- Что нового о нём узнали?
- Что вам больше всего понравилось?
- Какие слова со звуком «Ц» вы запомнили?
Адрес публикации: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-obucheniyu-gramote-v-podgotovitelnoi-grupe-1705888.html