Махонина О В
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Махонина О. В.
Цель: Закреплять навыки звуко-буквенного анализа слова. Продолжать учить подбирать родственные слова. Закреплять умение составлять предложения с заданным словом, схему предложения, произносить предложение с разной интонацией. Закреплять знание букв, умение складывать их из деталей. Расширять словарный запас.
Развивать внимание, мышление, память.
Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к обучению грамоте.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему „Космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: Плакат с изображением планет солнечной системы, разрезные буквы, картинки, символы для звукового анализа слов, крупный строительный материал, плакат для игры «Какие буквы спрятались», картинка с изображением улыбающегося смайлика, простые карандаши, лист в крупную клетку, массажные шарики с шипами.
Ход:
Ребята, сегодня к нам пришло таинственное звуковое письмо из далекого космоса. Хотите узнать, о чем оно? Тогда слушайте: «Дорогие Земляне, космические пираты похитили ваш алфавит, он находится на нашей планете Марс. Если вы его не вернете, на вашей планете случится беда! Желаем удачи».
-Дети, что такое алфавит?
(Это набор букв)
-А что такое буквы?
(Это обозначения звуков)
-Как вы считаете, стоит ли нам отправляться в такое далекое и опасное космическое путешествие на поиски алфавита? Может быть, мы сможем обойтись без него?
(без алфавита мы не сможем читать, а значит надо отправляться в путь)
-Путешествие будет трудным и нелегким. Не боитесь трудностей? (Нет)
-Прежде чем лететь, давайте посмотрим на карту планет солнечной системы. – Где находится наша планета?
-Где находится Марс?
-Путь неблизкий.
- Тогда в путь. А для путешествия давайте построим ракету. (Дети берут по 1 детали строительного материала, строят ракету).
-Ракета готова, занимайте места. Командиром нашего космического корабля назначается Ваня. Принимай командование.
Ваня-Экипаж к старту готов?
Дети: «Да!»
Ваня: «Начинаем отсчет: 10, 9,8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1- ПУСК!»
Ваня - ПОЕХАЛИ!
Дети - У-У-У-У!
-Дети, наша ракета набрала высоту, пролетела огромное расстояние, скоро мы достигнем Марса. Чтобы легче было справиться с трудностями, я предлагаю вам сделать космический массаж кистей рук. Возьмите космические шарики
массаж рук мячиком – ежиком: «Физкультминутка»
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук.
Вот наша ракета достигла планеты Марс.
Ваня:- Экипаж к высадке готов?
Дети:-Да!
-Ступить на Марс может только тот, кто назовет космическое слово.
Дети, выходя из ракеты, называют слова
(космонавт, ракета, комета, метеорит, невесомость, звезда, солнце, инопланетяне, планета, космодром, астроном и. др.)
-Наконец-то мы на Марсе. Смотрите, нас ждет письмо. Это послание космических пиратов. «Если вы читаете это письмо, значит вы все- таки добрались до планеты Марс. Вы сможете вернуть свой алфавит, если выполните все космические задания»
-Дети вы готовы?
А вот и первое задание «Назовите родственные слова к слову земля»
(земляне, приземлиться, земляной, поземка, наземный, земельный, земной, подземный)
-Какие слова вы назвали?
(Родственные)
-Почему они называются родственными?
(Потому, что они родные друг другу и имеют одинаковую часть слова, они похожи на свое главное слово-земля)
-назовите общую часть у всех слов.
(зем)
Стрелка укажет нам путь ко 2 заданию, «Какие буквы спрятались?»
Посмотрите, в этом таинственном космическом знаке пираты спрятали буквы.
-Назовите и покажите буквы, которые здесь спрятались.
(Дети называют и показывают буквы)
-Назовите гласные буквы, которые мы нашли.
-Назовите согласные буквы.
Путь к следующему заданию нам укажет стрелка
3 задание «Сложи буквы»
Космический ветер разломал буквы. Сложите из деталей буквы.
Данил, назови, буквы, которые ты сложил.
Вика, назови свои буквы.
Молодцы, идем по стрелке к следующему заданию
По стрелке идем к 4 заданию – Игра «Будь внимательным»
- Если услышите гласный звук – поднимите руки вверх,
-если услышите согласный твердый звук - хлопните в ладоши,
- если услышите согласный мягкий звук - нужно присесть.
-Давайте повторим.
-Когда вы поднимете руки вверх?
(Если услышим гласный звук)
-Что вы сделаете, если услышите согласный твердый звук? (мягкий звук?
Воспитатель называет звуки, дети выполняют движения.
Молодцы, продолжаем двигаться по стрелке.
Вот и 5 задание «Зашифрованная загадка»
-Дети, прочитайте слова по первым звукам названия картинок.
1. Волк, слон, ежи, хлеб-(всех,
2. улитка, чашка, утюг -(учу,
3. арбуз -(а,
4. солнце, аист, морковь, ананас, - (сама,
5. молоток, осы, лук, чашка, уж - (молчу)
-Если сложить все слова, которые вы расшифровали, то получится загадка. Прочитайте ее.
«ВСЕХ УЧУ,А САМА МОЛЧУ»
-Кто знает, что это?
(Азбука)
-Сейчас вы должны сами сделать звуковой анализ слова азбука. Садитесь за столы. (Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова).
(Дети рассказывают как и почему обозначили звуки)
6 Задание «Составь предложение»
-А теперь вы должны со словом АЗБУКА составить предложения и начертить схему своего предложения.
(Дети составляют предложения, воспитатель предлагает посчитать, сколько в них слов.)
-Вот мы и выполнили все задания. Космические пираты оставили нам еще одно послание:(звуковое письмо)
«Ребята, вы замечательно справились с заданиями, возвращайтесь на свою планету. Алфавит уже на Земле.»
-Пора в обратный путь. Занимайте места.
Ваня: «Экипаж к старту готов?»
Дети: «Да!»
Ваня : «Начинаем отсчет»
Дети: «10, 9, 1- пуск!»
-Вот мы и дома в родном детском саду. А вот и наш алфавит.
-Понравилось ли вам путешествие?
-Какое задание было самым интересным?
-А какое самое трудное задание?
-Вы были молодцы, показали хорошие знания и поэтому смогли вернуть наш алфавит, благодаря которому вы сможете читать и писать.
Чтение ребенком стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать»