Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНР «Звук и буква «Р»

Пугачева Оксана Юрьевна
Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНР «Звук и буква «Р»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Звук и буква Р.

Цель: Знакомство со звуком Р и буквой Р.

Задачи:

Коррекционные

1. Уточнить артикуляционный уклад, необходимый для произнесения звука Р.

2. Развивать произвольное внимание, формировать навык контроля за правильным произношением звука Р в речи.

3. Совершенствовать фонематическое восприятие, зрительно-моторную координацию, словарный запас.

Образовательные

1. Познакомить со звуком Р, особенностями его артикуляционных и акустических признаков.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНР „Звук и буква „Р“» размещена в разделах

2. Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа с опорой на вспомогательные средства.

3. Закреплять умение определять место звука в слове.

4. Формировать навык последовательного анализа звуковой наполняемости слов, определения количества звуков в слове.

5. Познакомить с буквой Р как письменным знаком звука Р.

6. Формировать навык чтения слогов и слов с буквой Р.

Воспитательные:

1. Воспитывать правильное отношение к красивой речи.

2. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

3. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

4. Формировать навык работы в коллективе других детей.

Материалы и оборудование: доска, индивидуальные зеркала, цветные карандаши и маркеры, предметные картинки с изображениями инопланетян, летающей тарелки и космического корабля, машины, собаки, тигра, радуги, индивидуальные карточки с заданиями для детей, мяч. Раскраски «спрятавшиеся инопланетяне.

Подготовка детей к занятию :

На предыдущих занятиях по формированию правильного произношения дети научились произносить звук Р в изолированном положении от других звуков, в слогах и словах.

Содержание занятия :

1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к занятию. Приветствие детей.

Игра для развития слухового восприятия и внимания «Назови лишнее слово» - детям предлагается услышать и назвать лишнее слово среди других похожих в произношении слов.

Речевой материал:

Пар-пар-пар-парк

Кот-кот-крот-кот

Дочка-дочка-почка-дочка

Кошка-кочка-кошка-кошка

Речка-речка-редька-речка

Чаща-чашка-чаща-чаща

Строчка-строчка-строчка-стройка

Панама-канава-панама-панама

Малина-малина-Марина-малина

2. Основная часть.

2.1. Знакомство с темой занятия. Игра «Подскажи словечко»

Логопед читает детям стихотворения и предлагает подсказать в конце каждого предложения недостающее слово.

Речевой материал:

У нас в реке большая драка-

Подрались два брата - (рака)

Щебетунья-белобока,

Кто она, скажи… (сорока).

Логопед:

Какой одинаковый звук есть во всех слова : рак, комар, сорока?

Сегодня мы познакомимся со звуком Р и буквой Р.

2.1 Знакомство со звуком Р. Работа перед зеркалом.

Логопед:

Произнесём звук Р : откроем ротик, зубки сближены, но не соприкасаются полностью, язык поднимается за верхние зубки и дрожит «Р-Р-Р».

Какие органы речи создают преграду для свободного выхода воздуха при произнесении звука Р (язык, зубки? Это свидетельствует о том, что звук Р согласный.

Прижмите ладошку тыльной стороной к горлышку и произнесите «Р». Горлышко дрожит. Ладошка ощущает эту вибрацию. Какой звук Р (звонкий? Как произносится звук Р твёрдо или мягко (твёрдо?

Запомните: звук Р согласный, звонкий, твёрдый.

2.3. Фонетическое упражнение.

Логопед:

Какие предметы и живые существа могут издавать звук Р?

Трём детям раздаются картинки с изображениями тигра, собаки, машины и предлагается изобразить с помощью движений мимики, жестов и произнесения звука Р то или того, что изображено на картинках так, чтобы другие дети отгадали. остальные дети после предлагают свои варианты предметов, издающих звук Р.

2.4. Игра «Повтори, что не ошибись». Развитие слухового восприятия и речевой памяти.

Логопед:

Ой, ребята. А я слышу еще один звук, похожий на звук Р. Что это? Кто это? Посмотрите! (выставляется картинка с изображением летающей тарелки и инопланетян). Ребята. Они что-то хотят сказать, но я их не понимаю. Я узнала, что инопланетяне разговаривают только с детьми. Если хотите с ними поговорить, нужно выучить их язык. Но сможете ли вы выучить сразу несколько слов из их языка? Попробуем? Повторяйте за мной!

Речевой материал:

Ра-ра-ро- Здравствуйте!

Ру-ро-ру- Мы прилетели к вам с планеты Р.

Ро-ры-ры - Как у вас дела?

Рэ-рэ-ра- Помогите нам выучить ваш язык!

Ры-ру-ры- До свидания!

Логопед: Придумайте свой ответ инопланетянам.

2.5 Упражнение в звуковом анализе : определение места звука Р.

Логопед:

Инопланетяне увидели звуковые схемы слов и решили, что это какие-то зашифрованные карты. Давайте поможем им разобраться. Распределите картинки по схемам:

все картинки, в названии которых звук Р находится в начале слова,, соедините с 1 схемой, в середине слова- со 2 схемой. В конце слова - с третьей.

Речевой материал:

Ворона, помидор, рак, комар, ракета, пирамида.

Проводится проверка. Логопед выставляет схемы и соотносит их с картинками. Дети проверяют правильность выполнения ими задания.

2.6 Упражнение в звуковом анализе и синтезе : выделение первого звука в словах, последовательны синтез звуков в слово.

Логопед:

Инопланетяне приготовили вам загадку про одно очень яркое, разноцветное слово со звуком Р. Отгадайте это слово. Для этого назовите первый звук в словах, которые я произнесу. Соединив последовательно все звуки и превратив их в буквы, мы сможем прочитать ответ к загадке.

Речевой материал:

Р- ручка

А-астра

Д-дым

У-утро

Г-груша

А-азбука

Дети называют получившееся слово. Логопед для проверки выставляет картинку с изображением радуги.

2.7 Упражнение в слоговом анализе.

Логопед:

Ребята, инопланетяне научили вас новым словам из их языка. Теперь ваша очередь познакомить наших гостей со словами, в которых есть звук Р. Вспомните и назовите слова, которые начинаются со слога:

Ра - рак, радуга, ракушка

Ро- роза, рот, роща

Ру- ручка, руль, ручей

Ры- рыба, рысь, рыбак

2.8 Игра с мячом на ковре. Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов.

Логопед:

На планете Р, с которой инопланетяне прилетели к нам, все слова со звуком Р. Давайте превратим наши слова в их. Для этого замените первый звук в слове, которое я назову на звук Р. и назовите новое слово.

Речевой материал:

Высь-рысь

Кот-рот

Забота-работа

Коза-роза

Нога-рога

Хобот-робот

Мука-рука

2.9 Физкультминутка.

Гимнастика-знакомство с буквой Р.

Логопед:

Пришло время нам познакомить инопланетян с буквой Р.

Логопед читает стихотворение про букву Р, дети выполняют соответствующие движения- показывают букву Р.

Кто делает зарядку по утрам,

Тот смело букву Р покажет нам!

Но нужно точно не забыть:

Какой руке согнутой быть!

2.9.1. Упражнение в зрительном (буквенном) анализе. Конструирование буквы Р.

Логопед:

Строчная и заглавная буквы Р похожи. Рассмотрим их. Если запишем медленно, то увидим элементы. Из которых состоит буква Р : прямая длинная линия, полуовал (делаются записи на доске).

На что похожа буква Р?

Дети предлагают свои варианты.

2.9.2 Упражнение в буквенном анализе.

Логопед:

Найдите на картинке все спрятавшиеся буквы Р и обведите их по контуру карандашом синего цвета.

2.9.3 Упражнение в слоговом анализе. Чтение слогов с буквой Р.

Логопед:

Рассмотрите задание на карточке. В левом столбике записаны слоги, в правом- картинки-слова. Прочитайте слоги и соедините их со свой картинкой, название которой начинается с этого слога.

2.9.4. Чтение слов с буквой Р.

Логопед:

Прочитайте слова с буквой Р. Читайте по слогам, плавно соединяя одну букву с другой.

Речевой материал:

ру-ка рак Ро-ма

ру-кав ра-ки ро-маш-ки

ру-ка-ва ра-ки-та

ру-ка-ви-цы ра-ке-та

3. Итог занятия.

Логопед:

Ребята, вы научились общаться с инопланетянами. А чему мы их сегодня научили? Выслушиваются ответы детей.

Какие задания понравились больше всего? Выслушиваются ответы детей.

Что посоветуете инопланетянам на прощание? Что им скажете им на их языке? Выслушиваются ответы детей.

Инопланетяне, в свою очередь, хотят вас поблагодарить и подарить на память о себе игру. Раздаются карточки с игрой.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНР «Звук и буква «Р»
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 19:19
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНР «Звук и буква «Р»» (включая файлы) размещена пользователем Пугачева Оксана Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД