Ирина Лобкова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Формировать умение проводить звуковой анализ слов. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.
Оборудование: фишки; схемы слов; книга; мяч;
Ход занятия
Игра малой подвижности «Здравствуйте»
Ребята, я сегодня вам принесла книгу почитать, а она пропала. Зато я нашла записку, послушайте:
«Дорогие дети!
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
Я знаю, что вы любите читать, считать, отгадывать загадки. Я увидел вашу книжку и решил ее спрятать. Найти ее несложно, нужно лишь угадать, где они лежит. Отгадайте мои загадки и узнаете, где ее искать. Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, где находится книга? Будем искать?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Книга находится там, о чём идё т речь в загадке:
Висит Окошко.
В Окошке - отражается Сережка.
Отошёл Сережка.
Стало пустым Окошко.
(Зеркало.)
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! Книги нет, но есть записка
(Воспитатель вынимает записку из-за зеркала)
На ней задание. Вот о каком секрете говорилось в письме! Справимся с этим заданием!
Задание №1
Воспитатель:
«Чтоб, задание пройти, надо свое имя произнести!»
Я думаю, это будет не сложно!
Каждый из вас будет называть своё имя, при этом будет делить его на слоги.
(Са-ша 2 слога)
Воспитатель:
Здесь в записке еще одна загадка.
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят записку)
Задание№2
Воспитатель:
Книги нет, зато опять лежит записка с загадкой.
Но прежде, чем ее отгадать, я предлагаю поиграть с мячом.
Ребята становитесь в круг. Я буду бросать вам мяч и говорить слово, а вы будете называть первый звук в этом слове. Если вы назвали звук правильно, то возвращаете мяч мне.
Слова: дом, хлеб, машина, диван, качели и т. д.
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать книгу:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание№3
Воспитатель:
Здесь лежит для вас карточка с изображением.
Я предлагаю сесть за столы и рассмотреть внимательно карточки.
Воспитатель:
Что изображено на карточке.
Поделим слово «дом» на слоги. Сколько слогов? (1)
Воспитатель:
Произнесём слово.
– Какой первый звук услышали? Обозначим фишкой.
Дети выкладывают схему слова «дом».
Воспитатель: Сколько всего звуков?
Закрепление
Физкультминутка
Бегал по двору щеночек.
Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)
Задание№4
Воспитатель:
У нас в группе есть игрушка – щенок. Вот она.
Составим предложение со словом щенок.
Воспитатель:
У меня на карточке еще одна загадка
С нами дети все играют,
И постройки выполняют
( Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят задание.)
Задание№5
Воспитатель:
Здесь следующее задание – игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев)
Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака)
Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка)
Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время)
Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол)
Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек)
Задание №6.
Воспитатель:
Мы сегодня с вами разбирали слово «ДОМ». В наш дом можно поместить слова, в которых есть звук «Д»
Дети называют слова, воспитатель помещает фишки в кармашек домика.
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: Цветы
После отгадывания загадки, дети в цветах находят книжку и записку.
«Вы, ребята молодцы,
Постарались от души,
Книжку вы свою читайте,
Про меня не забывайте!
Домовенок Кузя»
Воспитатель:
Так, вот кто с нами сегодня играл. Ребята, вам понравились задания Кузи?
Что вам больше всего понравилось? Что у вас хорошо получалось? А что вызывало затруднения?