Татьяна Скрыпникова
Конспект занятия по обучению грамоте на тему «Звук [Н] и буква Н»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки Н, Нь и буква Н».
Цель: знакомство со звуками Н, Нь и буквой Н.
Задачи:
1)Коррекционно-образовательные:
учить давать характеристику звуку Н и Нь;
формировать номинативный словарь;
закрепление употребления предлогов на, с (со);
2) Коррекционно-развивающие:
расширять и уточнять словарь;
развивать у детей фонематический слух и восприятие;
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
учить детей выполнять расслабляющие упражнения;
3) Коррекционно-воспитательные:
Темочки:
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении заданий.
Оборудование: предметные картинки (нитки, носки, лимон, апельсин, пион, конфета, зонт, олень, магазин, бант, бинт, земляника, батон, бидон, ботинки, будильник, бинокль, конь, коньки, книга, вагон, индюк, окно, кухня, венок, линейка, сосна, ноги, осень, малина, валенки, охотник, банан, стакан, диван, наборы для составления схем, тетради, карандаши, счетные палочки.
Ход занятия. 1. Организационный момент (припоминание изученных гласных и согласных).
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Знакомство с темой: игры «Четвёртый лишний», «Запомни, повтори»:
Помидор, лимон, репа, огурец - лимон
Конфета, яблоко, груша, абрикос - конфета
Василёк, одуванчик, пион, ландыш - пион
Туфли, сапоги, валенки, носки - носки
Найти во всех словах общий звук [Н].
4. Произнесение, характеристика звука [Н]: согласный, звонкий, твёрдый; [Нь]: согласный, звонкий, мягкий.
5. Звуковой и буквенный анализ и синтез:
а) составление и чтение слогов по схеме на доске:
АН-НА; ОН-НО; УН-НУ; ИН-НИ; ЫН-НЫ
б) преобразование слогов устно (на слух):
ан – он – ун – ин – ын – на – но – ну - ны
6. Различение звуков [Н] – [Н’]:
а) проговаривание слов по картинкам;
б) игра «Подарим картинки Нате и Нине» (2 команды);
в) определение места звуков [Н], [Нь] в словах;
г) преобразование слогов – игра «Наоборот»:
на-на-на – ня-ня-ня ан-ан-ан – Ань-ань-ань стан – стань
но-но-но - он-он-он - нос – нёс
ну-ну-ну - ун-ун-ун - кон – конь
ны-ны-ны - ын-ын-ын - ныть – нить
нэ-нэ-нэ - эн-эн-эн - ныл – Нил
д) деление слов на слоги (сначала с [Н], затем с [Нь]).
7. Составление (коллективно) схемы слов НОС и САНИ.
8. Игра «Закончи слово» (нужно добавить в конце слова звук [Н] или [Нь]): ко., осе., пио., бана., сы., де., со., апельси., пе., лимо., ваго., оле., бато., стака., бидо., ле., те., вста. ,океа., сто., тюле., дива.
9. Физкультминутка (все слова дети сопровождают движениями)
Ножки
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке…
Устали наши ножки,
И встали наши ножки.
Вот наш дом,
Где мы живём.
Ножки накрест — опускайся
И команды дожидайся.
А когда скажу: «Вставай!» —
Им рукой не помогай.
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
10. Знакомство с буквой Н.
Прописывание буквы Н в воздухе и выкладывание из счетных палочек.
11. Печатание:
а) буквы Н;
б) слогов: ан, он, ун, ын, ин, ни, на, но, ну, ны;
в) чтение напечатанного.
12. Закрепление употребления предлогов на, с (со) – договаривание предложений по предметным картинкам:
Кот Васька спит (на окне). - Кот Васька слез (с окна).
Ната сидит (на диване). - Ната встаёт (с дивана).
Дети катаются (на коне). - Дети слезли (с коня).
Ботинки надевают (на ноги). - Ботинки снимают (с ног).
Антон кладёт линейку (на книгу). - Антон берёт линейку (с книги).
13. Итог занятия:
- Ребята, с какими звуками сегодня познакомились?
- Какие они? (характеристика звуков Н, Нь);
- Вспомнить написание буквы Н.