Марина Рябова
Конспект занятия по обучению грамоте «Алфавит или азбука» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Занятие Обучение грамоте Группа Подготовительная
Тема Алфавит или азбука.
Цели
Знакомство с понятием алфавит, или азбука, развитие умения правильно произносить буквы и пользоваться алфавитом; расширение словарного запаса, обогащение речи, познавательных способностей, мышления, привитие интереса к русскому языку; воспитание аккуратности, доброжелательного отношения друг к другу.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Алфавит или азбука“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
ЭТАП 1 Организационный момент.
Деятельность педагога
- Кричите там, где это нужно,
Кричите громко, дружно, дружно!
- Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему… (Привет)
- С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой (Привет)
- При встрече через много лет вы крикнете друзьям…. (Привет)
- И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…. (Привет)
- И вы запомните совет: дарите всем друзьям….(Привет)
- Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы…. (Привет)
Деятельность детей
Повторяют за педагогом
ЭТАП 2. Актуализация знаний. Целеполагание.
Деятельность педагога
-Ребята, назовите букву, которая находится между Л и Н.
- Какая буква находится после Р?
- Назовите букву, которая находится перед Э.
-Назовите соседей буквы Х.
-Назовите соседей буквы Ц.
- Легко ли отвечать на такие вопросы?
- Какое знание нам поможет, чтобы быстро и правильно отвечать на подобные вопросы?
-Верно. А сейчас вам предстоит отгадать загадку:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется …
-Молодцы. Правильно отгадали, какова же тема нашего занятия?
-Верно, а как вы думаете, для чего нужно знать алфавит?
-А что бы читать, что нужно правильно уметь?
-А как мы можем использовать знание алфавита?
-Верно, какую цель поставим?
-Прежде чем приступить к изучению темы, выполните чистописание:
- Откройте тетради.
Игра «Буква потерялась».
На доске:. збука,. лфавит.
- Прочитайте слова. Какая буква пропущена?
-Верно, пропишите строчку заглавной и строчной буквы Аа с соединением (пример на доске).
-Затем, пропишите одну строчку слова азбука и ещё одну слова алфавит, обозначьте ударный и безударный слог в этих словах. Деятельность детей
-М.
-С.
-Ь.
-Ф, Ц.
-Нет.
-Знание порядка букв.
-Алфавит.
-Алфавит.
-Что бы писать, читать.
-Правильно называть буквы.
-Например, найти слово в словаре, или фамилию в списке классного журнала.
-Познакомиться с алфавитом, научиться правильно называть буквы алфавита и пользоваться им.
-Буква А.
ЭТАП 3. Первичное усвоение знаний.
Деятельность педагога
Историческая справка:
-Люди давно договорились между собой и расположили все буквы в определённом порядке, и дали этому расположению название- алфавит. Слово алфавит состоит из двух первых греческих букв: альфа и бета. Русский алфавит произошёл от славянского, созданного на основе греческого в 863 году двумя учёными монахами - Кириллом и Мефидием. Слово "азбука" пришло из старославянского языка и образовано от первых букв "азъ" и "буки". "Алфавит" и "азбука" - это одно и то же и означают все буквы русского языка, расположенные в определенном порядке.
В русском алфавите 33 буквы, каждая буква имеет своё название.
Деятельность детей
Внимательно слушают рассказ педагога.
ЭТАП 4 Физкультминутка.
Организует проведение физкультминутки
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться - три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Выполняют упражнения согласно инструкции.
ЭТАП 5 Первичная проверка понимания.
-Расскажите, о чём сообщается в исторической справке?
- Что же такое алфавит?
-Верно, и сейчас мы выполним задание, где проверяется то, как хорошо мы знаем порядок букв в алфавите.
На доске слова: футбол, хоккей, волейбол, города, лапта, баскетбол, теннис.
-Расположите слова в алфавитном порядке.
-Что нужно знать, чтобы правильно выполнить это задание?
-Верно.
-Проверим, что же у вас получилось. - В ней сообщается о том, что алфавит и азбука это одно и тоже. Слово алфавит составлено из двух первых греческих букв: альфа и бета. Азбука-из названий двух первых славянских букв: аз и буки. В русском алфавите 33 буквы, каждая буква имеет своё название.
Алфавит - это все буквы расположенные по порядку, и которые имеют своё место и название.
-Чтобы правильно выполнить это задание,
надо определить место букв в алфавите, с которых начинаются слова.
Выполняют задание письменно.
Читают слова, распределённые по алфавитному порядку.
ЭТАП 6 Первичное закрепление.
- Выполните задание.
-Напишите слово, первая буква которого стоит в алфавите перед буквой У, вторая – после П, третья - за буквой Т, четвёртая - после буквы Г.
-Какое слово у вас получилось?
-Верно.
-В каком порядке нужно поставить книги?
В школьной библиотеке есть книги А. Барто, Б. Житкова. Л. Кассиля, С. Маршака, Н. Сладкова, Е. Пермяка, Е. Чурашина.
-Расположите фамилии писателей в алфавитном порядке.
-Выполните следующее задание устно.
-Фамилию какого писателя нужно поставить раньше: В. Осеевой или С. Михалкова, А. Пушкина или Л. Толстого, М. Лермонтова или И. Крылова, Н. Носова или В. Бианки?
-Получилось слово ТРУД.
-Выполняют упражнение устно у доски.
-А. Барто, Б. Жидков, Л. Кассиль, С. Маршак, Е. Пермяк, Н. Сладков, Е. Чарушин.
-Фамилию С. Михалкова, А. Пушкина, И. Крылова, В. Бианки.
ЭТАП 7 Подведение итогов. Рефлексия.
-Закончите мои предложения:
-Все буквы, расположенные в определённом порядке, называется… .
-В алфавите каждая буква имеет своё. и своё… .
-Что нового узнали на занятии?
-Зачем же нужно знать алфавит?
-Какое задание показалось вам трудным?
-Все сегодня работали хорошо, занятие окончено!
-Алфавит.
-Место, название.
Отвечают на вопросы педагога.