Трофимова Татьяна
Конспект занятия по обучению грамоте «Маленькие грамотеи. Звуковой анализ слова» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проведения занятия по обучению грамоте на тему «Маленькие грамотеи» в старшей группе
Задачи:
Образовательные:
- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;
- формировать навык звукового анализа слова, деления слова на слоги (части);
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Маленькие грамотеи, Звуковой анализ слова“ в старшей группе» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- упражнять в составлении предложений с заданным словом;
- Закрепить умение делить слово на слоги.
- продолжать подготовку руки к письму;
Развивающие:
- развивать речь детей;
- развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям, культуру общения со сверстниками.
Материал: письмо, изображение Мака, изображение волка, жука, лисы, зайца, собаки, лягушки, медведя, изображения одноэтажного, двухэтажного и трехэтажного домов.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Давайте сделаем разминку, которая называется «Алфавит»
Дети повторяют вместе с воспитателем.
Скажем медленно звук А – азбуку учить пора (тянем звук а)
Скажем Б – бежим вперед, будто кто-то нас зовет (бег по кругу)
Скажем В – мы быстро встали, руки высоко подняли (поднимаем руки вверх и тянемся)
Скажем Г – мы все нагнулись и коленочек коснулись (нагибаемся и достаем руками до коленочек несколько раз)
Скажем Д – давай, давай, выше ноги поднимай (шаг на месте с высоким поднятием колен)
Е и Ё сестрички вместе: ходят, топают на месте (шаг на месте)
2. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
Осень наступила, а язычок все дома сидит:
• Однажды вышел язычок из домика, посмотрел налево, направо (упражнение «Часики»);
• Потом потянулся к солнышку (показать) и лег на крылечко (упражнение «Лопатка);
• Подул сильный ветер, язычок поежился (упражнение «Стрелочка, спрятался в домик.
И мы присядем на стульчики.
Сегодня на столе я обнаружила вот такой конверт. А на нем надпись - «Задания маленьким грамотеям» старшей группы №9. Внутри письмо, прочитать?
Письмо
«До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислала для вас подарок, но чтобы его получить, надо выполнить мои задания» Фея Осень.
Готовы выполнять задания? Тогда начнем.
Задание 1.
Фея Осень нам в подарок прислала яркий цветок под названием (показываю детям изображение цветка Мак)
Дети: Мак
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?
Дети: М-м-м.
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м. Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: А-а-а.
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием.
Задание 2.
Воспитатель: Слушайте задание.
Тара - ра, тара-ра
У животных чехарда,
Не нашли свой дом зверята
Помогите им ребята.
Воспитатель раскладывает на доске по 3 картинки с изображением животных и насекомых: волк, жук, лиса, заяц, собака, лягушка.
Перед вами 3 домика, чем они отличаются?
Дети: в первом домике одно окно, во втором два, в третьем три окна.
Воспитатель: Верно, эти домики одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный.
Но это не простые домики, в них живут разные слова. В одноэтажном домике живут слова с одним слогом, в двухэтажном доме живут слова с двумя слогами, а в трехэтажном живут слова с тремя слогами. Например: слово медведь, сколько в этом слове слогов? Верно два, давайте проверим, подставляем под подбородок руку и проговариваем четко слово медведь. Подбородок коснулся 2 раза руки, значит в этом слове два слога. Верно, поселяем медведя в двухэтажный домик.
Катя будет в первый домик заселять того животного. В названии которого 1 слог;
Стёпа будет во второй домик заселять того животного, в названии которого 2 слога;
София будет в третий домик заселять того животного, в названии которого 3 слога;
Дети выставляют картинки.
Воспитатель:
А теперь все вместе пойдем к зверятам в гости. Поставим руку к подбородку и скажем кто живет в первом домик. (выполняют все). Теперь прохлопаем название этого животного (все выполняют) Правильно заселили (ответ детей).
Аналогично с другими домиками.
Задание 3.
Целая улица получилась. А чтобы наши гости побольше узнали о жителях этой улицы, вы придумаете по одному предложению. Например, я составлю предложение про медведя: Мишка-медведь очень любит кататься на велосипеде. Все, это одно предложение, которое состоит из нескольких слов., мальчики придумывают все вместе одно предложение, а девочки так же все вместе придумывают одно предложение. А когда прозвенит колокольчик, то вы рассказываете предложения.
Дети придумывают по 1 предложению, произносят.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились, и звери приглашают всех на веселую зарядку.
Звери упражняются (сгибают, разгибают руки)
Спортом занимаются Волк бегом (бег на месте)
Собака кувырком (вращают руками, согнутыми в локтях)
А Лисичка-сестричка
Стала хвостиком вертеть (руки на поясе, вращение туловища вправо, влево) Воспитатель: А теперь, внимание. Для вас загадка - задание.
Пишет он, когда диктуют
Он и чертит и рисует
Лучший он помощник наш
Ну, конечно, (карандаш)
За столы всех приглашаю и задание предлагаю.
Дети садятся за столы.
Задание 4.
У вас на столах лежат карточки с разными рисунками. А теперь послушайте внимательно задания.
Обведите те картинки, в названии которых есть звук «М»
Задание 5.
Потрудились, детвора?
Осень игру вам припасла!
Вы скорей ко мне бегите
И словечко доскажите.
Дети подходят к воспитателю и становятся в круг. Воспитатель:
Ра-ра-ра — веселится детвора Сень-сень-сень - к нам пришла осень Но-но-но - на улице холодно.
Молодцы!
Что сегодня нового вы узнали? Что вам понравилось? Что для вас было сложным?
Фея – добрая Осень
Рада вам
От неё - подарок нам,
Интересно, что же?
Ребята, посмотрите Фея Осень подарила нам раскраски с буквами.