Мария Магрычева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Дифференциация звуков [ц]-[с]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие слуховых и зрительных дифференцировок звуков Ц-С на материале слогов и слов;
Задачи:
-уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ц и С
-выделение звуков Ц-С из начала, конца и середины слова; развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками Ц-С
-уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»
-развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, мелкой моторики.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Дифференциация звуков [ц]-[с]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Оборудование: картинный материал по теме, буквы С-Ц, звуковички, телефоны, мяч, зеркала, гном.
Ход занятия
1. Орг. момент
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в гости к гному «Пиши-читайке». Наш маршрут пройдет по станциям. Конечная цель нашего путешествия станция «Буковка», на которой нас и будет ждать веселый гном. Скажите, а на чем путешествуют люди? Как это назвать одним словом? (транспорт).
Я вам предлагаю отгадать тот вид транспорта, на котором мы с вами отправляемся в путешествие. Название нашего транспорта зашифровано.
Чтобы расшифровать название транспорта, вам нужно соединить два слова и получить одно слово. Соедините пар и воз (паровоз).
А какой это вид транспорта? (железнодорожный)
Почему он называется железнодорожным?
Какие еще виды транспорта вы знаете? (наземный, воздушный, водный)
Почему он так называется?
2. Основная часть
Итак, мы отправляемся в путешествие на поезде, а пока мы едем, давайте немножко разогреемся.
Щука хищная, зубастая, Двумя руками изобразить зубастую пасть щуки.
Для лещей, плотвы опасная. «Щука» щелкает «зубами»-пальцами.
Ищет, чем бы поживиться? Две ладони сложить «лодочкой», руками совершать движения, напоминающие движения рыб в воде.
Кто-то там в воде резвится.
Чей-то рядом хвост мелькает. Помахать кистями рук, как хвостом.
Хвать! Туг щука не зевает! «Пасть» щуки захлопывается.
Но попалась на крючок. Указательным пальцем изобразить «крючок».
Тащит щуку рыбачек. Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды «щуку».
2.1. Игра на дыхание «Телефон» ( Инструкция: набрать воздух через нос и медленно и плавно дуть: не поднимать плечи, не надувать щеки, дуть, держа губы трубочкой)
Как гудит паровоз? У-у-у (петь громко и тихо)
2.2. Первая станция на нашем пути: «Станция Звуковичков»
На этой станции живут мальчики-звуковички? Они хотят нас познакомить со звуками С и Ц.
Давайте послушаем и посмотрим, как эти звуки по разному произносятся.
Характеристика звуков
Дети дают характеристику звуков с, ц
При звуке С - кончик языка упирается в передние нижние зубы, губы в улыбке, зубы сближены. Струя воздуха холодная и сильная (согласный, глухой, может быть мягким или твердым)
При звуке Ц - язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы,. В момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов. Струя воздуха холодная и сильная (согласный, глухой, всегда твердый)
А сейчас мы выходим на станции из вагона, отдохнем и поиграем
3. Физминутка
Пять маленьких рыбок ныряли в реке имитация рыб
Лежало большое бревно на песке развести руки в стороны
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко имитация ныряния
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко грозят указательным пальцем
Третья сказала:- мне хочется спать руки лодочкой под ухо
Четвертая стала чуть-чуть замерзать потереть кистями плечи
Пятая крикнула:- здесь крокодил руками имитируют пасть крокодила
Плывите скорее, чтоб не проглотил убегают
4. Наше путешествие продолжается. И чтобы нам не было скучно в пути мы с вами поиграем в игру «Повторюши». Я называю слоги, а вы ловите мяч и повторяете слоги за мной:
са-ца-са
са-ца-са-ца
су-цу-су ит. д.
Молодцы!
5. А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Поисковики»
На этой станции мы будем определять место звука в слове.
Какое место в слове занял звук?
Слова: сон, лиса, осы, сабля, такси, колесо, мост, цапля, лицо, цирк, овца, улица, цепь, гонец.
Какое было последнее слово? Знаете ли вы значение слова «Гонец»?
( В старину: человек, посылаемый куда-либо со срочным известием)
Молодцы! Мы вновь отправляемся в путь!
6. А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Хлопушки»
Руки в сторону, если услышите звук С (картинки)
Хлопните, если услышите звук Ц (картинки)
Наше путешествие продолжается! Давайте поиграем, пока будем ехать до следующей станции.
7. Пальчиковая гимнастика
«Осьминожки» — правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
8. А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Буковка», где нас ждет веселый гном, а в руках у него буквы, которые обозначают звуки С и Ц.
Назовите мне эти буквы!
Чем отличается звук от буквы?
Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем, видим
8.1. Вычеркнуть все неправильно написанные буквы С и Ц
Дети выполняют задание на карточках
9. Подведение итогов занятия.
Наше путешествие подходит к концу. Мы прибыли на конечную станцию.
Каждое путешествие бывает интересным и полезным. Что нового вы узнали?
С какими буквами познакомились? Бывает ли звук Ц-мягким?