Ирина Орлова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ш] и буква Ш»
ТЕМА: Звук и буква «Ш».
ЦЕЛИ: 1. Познакомить с четкой артикуляцией звука «Ш».
2. Закреплять понятие «глухой, согласный» звук.
3. Развивать внимание, память.
4. Познакомить с буквой «Ш».
5. Анализировать и синтезировать слоги.
ОБОРУДОВАНИЕ: игрушка (кукла Маша, картинки для Произношение звука «Ш» в словах, игра разложи картинки, прищепки, игра «Третий лишний».
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
Психологический настрой:
- Придумано кем-то
Просто и мудро
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [ш] и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Артикуляционная гимнастика.
- Сейчас я вам расскажу интересную историю.
Жила-была на свете одна невоспитанная девочка. Приходила она к своему другу и обязательно что-нибудь случалось. Пришла девочка как-то чай попить из чашки (Выполняется упражнение «Чашечка) с вареньем (упражнение «Вкусное варенье») и пролила весь чай на стол и начала слизывать, как кошка (упражнение «Киска лакает», но тут увидела, как зайка морковку копает лопатой (упражнение «Лопатка») и побежала к нему, а по пути перепрыгнула через забор (упражнение «Заборчик»). Устала, споткнулась и села, высунув язычок. (Упражнение «Уставший язычок») Отдохнула, огляделась по сторонам, видит ее друг Миша сидит и на дудочке играет (упражнение «Дудочка»).
2. Сообщение темы занятия
- Ребята, узнали нашу гостью с другом? (Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь») Правильно, к нам сегодня пришла в гости Маша. Появляется кукла Маша. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, как мы с вами учимся красиво говорить, таких умных и прилежных деток и тоже станет воспитанной и доброй. Поможем ей в этом?
3. Характеристика звука «Ш»
- Какие звуки повторяются в словах Маша и Миша? - Верно, это звук [Ш]. Сегодня на занятии мы с ним поиграем Игра «Звук Ш». - Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? - Губы выдвигаются вперед. Они похожи на трубочку? - Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается вверх) - Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш]. - А какой воздух - теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и произнесем по цепочке звук шшшш. - Итак, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха.
- Ребята, а звук «Ш» он гласный или согласный? (согласный)
Глухой или звонкий? (глухой)
4. Развитие фонематического звука
Игра «Поймай звук». Хлопните в ладоши, если услышите слова со звуком «Ш».
ШИШКА, ШАШКИ, УСЫ, ГВОЗДЬ, МАШИНА, ШОКОЛАД, МЯЧ, ШАРИК, СОБАКА, ШАПКА.
5. Произношение звука «Ш» в словах
Игра «Выбери» (Выставляются картинки и задача детей выбрать правильную по тексту картинку и назвать, что на ней изображено)
Вышла Маша из леса и увидела, что на опушке росли … (ромашки, на речке … (кувшинки). На берегу речушки Маша увидела … (камешки, на сосне - … (шишки, на орешнике - … (орешки). Под кустом росли … (волнушки). Какую птицу увидела Маша на дереве? (Кукушку).
6. Развитие памяти, внимания
Игра: «Разложи картинки» - А когда Маша шла по дороге, то увидела 3 домика. На доске - три домика (одноэтажный, двухэтажный и трехэтажный). У детей на столе лежат картинки. Дети должны прикрепить прищепками свои картинки в домики в зависимости от количества слогов в слове.
7. Физкультминутка
«Разминка»
Встаньте дружно, потянитесь!
Пошагайте, покрутитесь.
Руки вправо, руки влево,
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
8. Ознакомление с буква «Ш»
Посмотри на букву Ш
- Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
Обведение по контуру буквы, печатание ее пальцем на столе, составление из прищепок.
9. Игра «Нарисуй».
Нужно нарисовать пальцем в воздухе звук [ш].
10. Игра «Третий лишний»
Дети должны убрать картинку, в названии которой нет звука [ш] :
Шапка, платье, шарф
Шар, стул, шоколад
Стол, машина, мишка
Логопед: Молодцы и с этим заданием вы справились.
11. Итог занятия.
- Давайте вспомним, о каком звуке мы сегодня говорили? Правильно, звук [ш].
- Какой это звук? (глухой, согласный звук)
- Чем мы еще занимались на занятии?
- Понравилось ли вам занятие?
- Маше тоже очень понравилось занятие.
Теперь Маша больше не будет хулиганить, а пойдёт в школу также как и вы.