Анна Большакова
Конспект занятия по обучению дошкольников грамоте в соответствии с технологией проблемного диалога «Буква «Я»
▼ Скачать + Заказать документы
Ярославль, МДОУ «Детский сад №205».
Конспект занятия по обучению дошкольников грамоте в соответствии с технологией проблемного диалога.
Возраст детей: 6 – 7 лет (подготовительная группа).
Воспитатель: Большакова А. В.
Образовательная область: речевое развитие.
Тема: буква Я.
Цель: знакомство с правилами написания буквы Я.
Задачи:
- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, определять ударный звук;
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
- познакомить детей с буквой Я и правилами её написания в начале слов и после мягких согласных звуков;
- продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.
Демонстрационный материал: красные, синие, зелёные, чёрные фишки; карточки с буквами А, а, Я, я, М, м, Ч, ч, указка, доска, мел; картинки: ягоды, яблоко, ящерица.
Раздаточный материал: карточки со схемами слов из трёх и четырёх звуков; красные, синие, зелёные, чёрные фишки; карточки с буквами А, а, Я, я, указка.
Ход занятия.
I.Звуковой анализ слова (индивидуальное задание и работа в парах). Закрепление пройденного материала.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Каждому ребёнку воспитатель даёт задание выложить схему слова, обозначая звуки соответствующими цветными фишками.
- Обозначьте звук «а» буквой «а». Проставьте ударения.
- Проверяем правильность выполнения задания.
ДЕТИ. Составляют схемы слов: мак, шар, луна, рыба, шапка, санки, липа, банка, шалаш, книга, работа, машина. (Например, МАК)
(син. (крас. (син.)
(син.) (а) (син.)
Проверяют друг у друга с помощью воспитателя. (Работа в парах.) Слова не убирают.
II. Звуковой анализ слова МЯЧ. Создание проблемной ситуации.
ШАГ 1: дать практическое задание, сходное с предыдущим.
ШАГ 2: доказать, что дети задание не выполнили.
Побуждение к осознанию противоречия. Побуждение к формулированию проблемы.
Поиск решения (открытие знаний). Подводящий диалог.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Воспитатель предлагает выложить фишками слово МЯЧ.
- Какие мягкие согласные звуки в слове?
ДЕТИ. (зел. (крас. (зел.)
«мь» и «ч». Звук «ч» - всегда мягкий согласный.
ВОСПИТАТЕЛЬ. - Какой гласный звук в слове?
ДЕТИ. «а»
ВОСПИТАТЕЛЬ. - Замените красную фишку нужной буквой.
ДЕТИ. (зел.) (а) (зел.)
ВОСПИТАТЕЛЬ. - Проверьте, сравнив с образцом: (зел.) (я) (зел.)
м я ч
- Что вы хотели сделать?
ДЕТИ. - Обозначить звук «а» в слове «мяч» буквой.
ВОСПИТАТЕЛЬ. - Какие знания применили?
ДЕТИ. - Слышим «а», обозначаем буквой «а».
ВОСПИТАТЕЛЬ. - Задание выполнено?
ДЕТИ. - Нет.
ВОСПИТАТЕЛЬ. - Почему? Чего не достаёт?
ДЕТИ. - Требуется новое знание, правило.
ВОСПИТАТЕЛЬ. - На какой вопрос нам надо ответить?
ДЕТИ. - В каких случаях звук «а» обозначается буквой «я»?
ВОСПИТАТЕЛЬ. - Какая будет тема нашего занятия?
ДЕТИ. - Правило написания буквы «я».
ВОСПИТАТЕЛЬ. - Давайте разбираться.
- Посмотрите, после каких согласных звуков в ваших словах из первого задания стоит буква «а».
ДЕТИ. - После твёрдых согласных звуков.
ВОСПИТАТЕЛЬ. - А в слове «мяч» после какого звука находится звук «а»?
ДЕТИ. - В слове «мяч» звук «а» находится после мягкого согласного звука «мь».
ВОСПИТАТЕЛЬ. -Вводим новое правило: после мягких согласных звуков звук «а» обозначается буквой «я».
ДЕТИ. Дети рассматривают букву «я» и заменяют красную фишку в слове «мяч» буквой «я».
III.Знакомство с буквой Я.
ВОСПИТАТЕЛЬ.
Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
- А вы знаете, кто я.
Я не только буква Я –
Буква, слог и слово!
- После мягких согласных звуков буква «я» читается как звук «а». А в начале слов как она звучит?
- Кто мне скажет, сколько звуков он услышал: я (ЙА?
ДЕТИ. - Два звука.
ВОСПИТАТЕЛЬ. - Какой первый звук?
ДЕТИ. «й»
ВОСПИТАТЕЛЬ. - Какой второй звук?
ДЕТИ. «а»
ВОСПИТАТЕЛЬ. - Звуков два, а буква – одна. Вот она. Это буква Я. Поселим ее в красный домик.
IV. Игра «Отгадай загадку».
ВОСПИТАТЕЛЬ.
***
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Выставляется картинка. Пишем слово ЯБЛОКО на доске.
- Какая первая буква в этом слове?
ДЕТИ. - Буква «я».
V. Физкультминутка «Вот так яблоко».
ВОСПИТАТЕЛЬ.
Вот так яблоко! Оно
Соку сладкого полно.
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать. И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
Вот так яблоко! Оно
Соку сладкого полно.
И еще раз.
ДЕТИ. (Дети имитируют движения).
Продолжение игры «Отгадай загадку».
ВОСПИТАТЕЛЬ.
***Красненькие, маленькие, на кустике растут, с кустика срывают их и в рот кладут. Что это?
ДЕТИ. - Ягоды.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Выставляется картинка. Пишем слово ягоды на доске.
- Какая первая буква в этом слове?
ДЕТИ. - Буква «я».
ВОСПИТАТЕЛЬ.
***Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах! –Удрала, а хвост в руках.
ДЕТИ. - Ящерица.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Выставляется картинка. Пишем слово ящерица на доске.
- Какая первая буква в этом слове?
ДЕТИ. - Буква «я».
VI. Игра «Назови слова». Закрепление знания буквы Я.
ВОСПИТАТЕЛЬ.
Воспитатель предлагает детям назвать: 1) слова, которые начинаются с буквы «я»;
ДЕТИ. 1) Яма, ярмарка, ярлык, Ярославль, явление, яд, Яна, яхта, ясли, як, яркий, ябеда.
ВОСПИТАТЕЛЬ. 2) слова, в которых звук «а» находится после мягкого согласного звука и обозначается буквой «я».
ДЕТИ. 2) Мягкий, вяжет, тянет, зяблик, тебя, дятел, заряд, тряпка, рядом, растяпа, пяльцы, маляр.
В конце игры определяется победитель.