Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению дошкольников грамоте в соответствии с технологией проблемного диалога «Буква «Я»

Анна Большакова
Конспект занятия по обучению дошкольников грамоте в соответствии с технологией проблемного диалога «Буква «Я»
▼ Скачать + Заказать документы

Ярославль, МДОУ «Детский сад №205».

Конспект занятия по обучению дошкольников грамоте в соответствии с технологией проблемного диалога.

Возраст детей: 6 – 7 лет (подготовительная группа).

Воспитатель: Большакова А. В.

Образовательная область: речевое развитие.

Тема: буква Я.

Цель: знакомство с правилами написания буквы Я.

Задачи:

- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, определять ударный звук;

Публикация «Конспект занятия по обучению дошкольников грамоте в соответствии с технологией проблемного диалога „Буква „Я“» размещена в разделах

- познакомить детей с буквой Я и правилами её написания в начале слов и после мягких согласных звуков;

- продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

Демонстрационный материал: красные, синие, зелёные, чёрные фишки; карточки с буквами А, а, Я, я, М, м, Ч, ч, указка, доска, мел; картинки: ягоды, яблоко, ящерица.

Раздаточный материал: карточки со схемами слов из трёх и четырёх звуков; красные, синие, зелёные, чёрные фишки; карточки с буквами А, а, Я, я, указка.

Ход занятия.

I.Звуковой анализ слова (индивидуальное задание и работа в парах). Закрепление пройденного материала.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Каждому ребёнку воспитатель даёт задание выложить схему слова, обозначая звуки соответствующими цветными фишками.

- Обозначьте звук «а» буквой «а». Проставьте ударения.

- Проверяем правильность выполнения задания.

ДЕТИ. Составляют схемы слов: мак, шар, луна, рыба, шапка, санки, липа, банка, шалаш, книга, работа, машина. (Например, МАК)

(син. (крас. (син.)

(син.) (а) (син.)

Проверяют друг у друга с помощью воспитателя. (Работа в парах.) Слова не убирают.

II. Звуковой анализ слова МЯЧ. Создание проблемной ситуации.

ШАГ 1: дать практическое задание, сходное с предыдущим.

ШАГ 2: доказать, что дети задание не выполнили.

Побуждение к осознанию противоречия. Побуждение к формулированию проблемы.

Поиск решения (открытие знаний). Подводящий диалог.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Воспитатель предлагает выложить фишками слово МЯЧ.

- Какие мягкие согласные звуки в слове?

ДЕТИ. (зел. (крас. (зел.)

«мь» и «ч». Звук «ч» - всегда мягкий согласный.

ВОСПИТАТЕЛЬ. - Какой гласный звук в слове?

ДЕТИ. «а»

ВОСПИТАТЕЛЬ. - Замените красную фишку нужной буквой.

ДЕТИ. (зел.) (а) (зел.)

ВОСПИТАТЕЛЬ. - Проверьте, сравнив с образцом: (зел.) (я) (зел.)

м я ч

- Что вы хотели сделать?

ДЕТИ. - Обозначить звук «а» в слове «мяч» буквой.

ВОСПИТАТЕЛЬ. - Какие знания применили?

ДЕТИ. - Слышим «а», обозначаем буквой «а».

ВОСПИТАТЕЛЬ. - Задание выполнено?

ДЕТИ. - Нет.

ВОСПИТАТЕЛЬ. - Почему? Чего не достаёт?

ДЕТИ. - Требуется новое знание, правило.

ВОСПИТАТЕЛЬ. - На какой вопрос нам надо ответить?

ДЕТИ. - В каких случаях звук «а» обозначается буквой «я»?

ВОСПИТАТЕЛЬ. - Какая будет тема нашего занятия?

ДЕТИ. - Правило написания буквы «я».

ВОСПИТАТЕЛЬ. - Давайте разбираться.

- Посмотрите, после каких согласных звуков в ваших словах из первого задания стоит буква «а».

ДЕТИ. - После твёрдых согласных звуков.

ВОСПИТАТЕЛЬ. - А в слове «мяч» после какого звука находится звук «а»?

ДЕТИ. - В слове «мяч» звук «а» находится после мягкого согласного звука «мь».

ВОСПИТАТЕЛЬ. -Вводим новое правило: после мягких согласных звуков звук «а» обозначается буквой «я».

ДЕТИ. Дети рассматривают букву «я» и заменяют красную фишку в слове «мяч» буквой «я».

III.Знакомство с буквой Я.

ВОСПИТАТЕЛЬ.

Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

- А вы знаете, кто я.

Я не только буква Я –

Буква, слог и слово!

- После мягких согласных звуков буква «я» читается как звук «а». А в начале слов как она звучит?

- Кто мне скажет, сколько звуков он услышал: я (ЙА?

ДЕТИ. - Два звука.

ВОСПИТАТЕЛЬ. - Какой первый звук?

ДЕТИ. «й»

ВОСПИТАТЕЛЬ. - Какой второй звук?

ДЕТИ. «а»

ВОСПИТАТЕЛЬ. - Звуков два, а буква – одна. Вот она. Это буква Я. Поселим ее в красный домик.

IV. Игра «Отгадай загадку».

ВОСПИТАТЕЛЬ.

***

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Выставляется картинка. Пишем слово ЯБЛОКО на доске.

- Какая первая буква в этом слове?

ДЕТИ. - Буква «я».

V. Физкультминутка «Вот так яблоко».

ВОСПИТАТЕЛЬ.

Вот так яблоко! Оно

Соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать. И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Вот так яблоко! Оно

Соку сладкого полно.

И еще раз.

ДЕТИ. (Дети имитируют движения).

Продолжение игры «Отгадай загадку».

ВОСПИТАТЕЛЬ.

***Красненькие, маленькие, на кустике растут, с кустика срывают их и в рот кладут. Что это?

ДЕТИ. - Ягоды.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Выставляется картинка. Пишем слово ягоды на доске.

- Какая первая буква в этом слове?

ДЕТИ. - Буква «я».

ВОСПИТАТЕЛЬ.

***Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах! –Удрала, а хвост в руках.

ДЕТИ. - Ящерица.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Выставляется картинка. Пишем слово ящерица на доске.

- Какая первая буква в этом слове?

ДЕТИ. - Буква «я».

VI. Игра «Назови слова». Закрепление знания буквы Я.

ВОСПИТАТЕЛЬ.

Воспитатель предлагает детям назвать: 1) слова, которые начинаются с буквы «я»;

ДЕТИ. 1) Яма, ярмарка, ярлык, Ярославль, явление, яд, Яна, яхта, ясли, як, яркий, ябеда.

ВОСПИТАТЕЛЬ. 2) слова, в которых звук «а» находится после мягкого согласного звука и обозначается буквой «я».

ДЕТИ. 2) Мягкий, вяжет, тянет, зяблик, тебя, дятел, заряд, тряпка, рядом, растяпа, пяльцы, маляр.

В конце игры определяется победитель.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению дошкольников грамоте в соответствии с технологией проблемного диалога «Буква «Я»
Опубликовано: 10 января 2021 в 17:37
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению дошкольников грамоте в соответствии с технологией проблемного диалога «Буква «Я»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Большакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД