Любовь Полын
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну сказок и фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в страну сказок и фантазии»
Программные задачи: формировать навыки правильного подбора слов при описании характера и внешности героя сказки;
закрепить навыки составления сюжетных композиций и разыгрывания мизансцен по сказке;
развивать познавательный интерес желание участвовать в театрализации,
развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию и воображение, образное мышление, монологическую и диалогическую речь;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие в страну сказок и фантазии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
воспитывать эмоционально - положительное отношение детей к театрализованной деятельности, дружеское отношение между собой; воспитывать доброту, бережное отношение к окружающему миру через сказку.
Материал и оборудование: макет дерева, воздушные шары с прикрепленными на них записками - заданиями, костюмы героев сказки, декорации: стол, игрушечная посуда, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: чтение и анализ сказки Ш. Перро «Красная шапочка», упражнения на развитие интонационной выразительности, обыгрывание и распределение ролей, работа над сценической речью (ритм, темп, дыхание, четкость произношения, координация движений в соответствии с музыкой).
Методы и приё мы: игровой (дидактические игры, проблемные и игровые ситуации); наглядный
(рассматривание театральных масок и сюжетных картинок).
Тип занятия – закрепляющий.
Ход занятия
I этап - вводный (организационный)
Игра-этюд «Приветствие. Я здороваюсь везде.» (фронтальная форма работы)
Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание
доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
Дети проходят под музыку заходят в группу, становятся полукругом.
Фонограмма №1
Я здороваюсь везде, дома и на улице
Даже здравствуй говорю я знакомой курице.
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй теплый ветерок,
Здравствуй низенький дубок.
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень!
Сюрпризный момент «Появление чудо дерева» (фронтальная форма
работы)
Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность,
развитие познавательного интереса.
Дети отворачиваются к гостям и произносят слова:
Топни, хлопни
Вокруг себя обернись
в волшебной стране окажись!
Фонограмма №2
Дети открывают глаза - звучит музыка, появляется чудо- дерево.
Воспитатель. Ребята, посмотрите! Мы с вами оказались в волшебной стране. Обратите внимание, как тут красиво. Смотрите какое- то дерево перед нами появилось (Показывает на макет дерева с прикреплёнными воздушными шарами).
Это дерево не простое, это чудо- дерево! На нём растут волшебные плоды (показывает на воздушные шары). На верхушке дерева плод с сюрпризом. А добраться до него очень непросто. Надо сначала собрать все плоды, которые растут внизу. Все плоды с секретом- с интересным заданием. И если мы их выполним, станем настоящими актёрами.
Воспитатель: Начнём. Срываем первый плод
II этап – основной
Игра – задание «Покажи мимикой и жестами» (фронтальная форма работы).
Цель: закрепление навыков передачи настроения главного героя жестами и мимикой
Задание: «Покажи мимикой и жестами».
Актёры умеют изображать мимикой и жестами различные действия.
Воспитатель. И сейчас, я попрошу вас изобразить настроение, которое вы услышите в стихотворении,
Я буду вам стихи читать.
А вы, настроение попробуйте показать
(воспитатель читает стихотворения, дети с помощью мимики и жестов изображают настроение)
***
Шел король Боровик
Через лес напрямик,
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
***
Ой-ой-ой! Как мне страшно!
Ой-ой-ой! Как ужасно!
Я боюсь, боюсь, боюсь,
Лучше я притаюсь!
***
Какой чудесный день!
Работать мне не лень!
Со мной мои друзья
И песенка моя!
Воспитатель. Вы всё правильно показали. А какое настроение вы показывали? Ответы детей.
Воспитатель. А теперь ребята, покажите жестами следующие действия «иди сюда», «тихо», «не балуйся», «до свидания», «я думаю».
Дети изображают жестами действия.
Воспитатель. Молодцы! С этим заданием вы справились! А значит мы можем сорвать второй плод.
Лингвистическое задание «Произнеси чистоговорку», «Скажи быстро и четко скороговорку»
Цель: активизация речевой и мыслительной деятельности детей.
Задание: «Произнеси чистоговорку»
Воспитатель. Вы знаете, ещё актеры должны четко и быстро проговаривать слова. А для чего актёрам следует правильно выговаривать слова?
… Чтобы было понятно)
А теперь послушайте чистоговорку:
«ВЕСНА»
НА – НА – НА - наступила вновь весна
НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне
ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло
КО – КО – КО - солнце светит высоко
ГА – ГА – ГА - растаяли снега
ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи
Давайте её вместе повторим, чтобы запомнить.
А теперь я предлагаю произнести скороговорку с заданием.
«От топота копыт, пыль по полю летит».
1. Произнести всем вместе с разной силой голоса: медленно и быстро.
Воспитатель. Молодцы ребята, все постарались! Ребята скажите, вам было легко или сложно выполнять эти задания? (ответы детей)
Да, трудно было выполнять задание, но мы справились.
Воспитатель. Предлагаю вам сорвать третий плод.
Дети закрепляют понятия чистоговорка и скороговорка, находят отличия в понятиях. Учатся произносить чисто и четко слова чистоговорки.
Дидактическая игра «Театр эмоций» (фронтальная форма)
Цель: развитие связной речи воспитанников, закрепление представлений об эмоциях, их разнообразии, проявлении у человека в различных жизненных ситуациях.
Физкультминутка «Волшебные превращения»
Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального
двигательного режима; воспитание доброжелательного отношения к
сверстникам в процессе игровой деятельности.
Мы с вами будем изображать лесных животных. А какие животные живут в лесу? Как еще называют лесных животных? (дикие животные). Слушайте внимательно музыку, и вы догадаетесь, какое животное вам нужно изобразить.
Включить музыку (минусовки животных) №3, 4, 5.
Дети имитируют движения медведя, волка, лисы.
Дидактическая игра «Угадай сказку», «Найди ошибки в сказке» (подгрупповая форма, индивидуальная)
Цель: формирование умений воспитанников творчески мыслить, соотносить персонажа из сказки со сказкой, развивать связную речь.
Воспитатель делит группу детей на подгруппы. Одна подгруппа играет в дидактическую игру «Угадай сказку». Суть игры в том, что детям предлагается бросить куб с изображениями главных героев сказки, кто бросает, тот и угадывает сказку. Затем передает следующему участнику кубик.
Вторая подгруппа занимается за столами задание на внимательность «Найти ошибки в сказках» Детям предлагаются картинки с сюжетом из сказок, на картинках изображены персонажи во внешнем виде и поведении которых допущены ошибки. Дети находят ошибки и аргументируют свой ответ.
III этап. Окончание занятия
Игровая ситуация с использованием метода драматизации сказки Ш. Перо
«Красная шапочка на новый лад» (подгрупповая форма
работы, индивидуальная)
Цель: формировать умения воспитанников воспроизводить в памяти знакомую сказку, развивать творческое воображение, желание участвовать в драматизации.
Воспитатель. Отгадаем какую? Слушайте загадку!
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое
А ну подскажите. Как зовут ее?
(Красная шапочка)
Воспитатель. Покажем драматизацию сказки про «Красную шапочку на новый лад». Ребята, а что значит на новый лад? Ответы детей
(другие персонажи, меняется сюжет).
Воспитатель. Кто хочет сыграть роль Красной шапочки? А кто сыграет роль волка, белочки. Лягушки? Ну вот, роли мы определили, актёры пойдут в гримерную переодеваться.
Воспитатель. А остальных ребят я приглашаю в наш уголок театра, проходите занимайте места.
Фонограмма №7
Инсценировка сказки :
«Красная шапочка на новый лад» (Звучит фонограмма музыки начало сказки)
Сказочница :
Лес дремучий сладко спит
На холмах подушки,
Домик маленький стоит
На его опушке.
В доме девочка живет, и поверьте,
Что прелестнее её, нет на целом свете.
Заходит красная шапочка с коляской и катает её, мама идёт к столу накрывает.
Красная шапочка: Баю, баю, баюшок
Ляжет дочка на пушок
На пуховую кровать
Будет дочка крепко спать.
Мама:
Доченька, иди сюда моя родная
Садись чайку попьём.
Садятся за стол пить чай.
Мама: Доченька, наша бабушка
Очень по тебе заскучала
Надо к бабушке пойти
Пирожков ей отнести
Красная шапочка:
Хорошо мамочка, к бабушке схожу и гостинцы отнесу.
Встаёт, идёт к своей куколке и говорит ей.
Тут тихонько посиди
И меня здесь подожди
Мне надо к бабушке сходить
Дорогую навестить.
Возвращается к маме, берёт у неё корзинку с пирожками.
Мама: Вот, доченька возьми и бабушке отнеси,
В дороге будь осторожна.
Красная шапочка: Хорошо, мамочка, не волнуйся.
Мама садится, а красная шапочка уходит.
Фонограмма №8
Выходит, волк.
Волк: Ха-ха-ха, ха-ха-ха!
До чего она глупа
Сейчас её поймаю и сильно напугаю
Ох, зачесались руки я весь чешусь от скуки!
Фонограмма №9
Играет музыка входят белочки.
Волк уходит, выходит красная шапочка, а навстречу ей белочки.
Красная шапочка:
Ой, мои хорошие, здравствуйте, белочки
Как у вас тут дела?
Белочки: Хорошо мы живём и орешки всё грызём!
С ветки на ветку прыгаем
За порядком в лесу смотрим
Грибочки и ягоды собираем.
Красная шапочка: Молодцы мои подружки белочки,
Вы - настоящие лесные хозяюшки
Рада встрече я была
А теперь идти пора.
Красная Шапочка уходит, выходит волк и идёт за красной шапочкой, белочки не пускают.
Белочки:
Ах проказник, вон ступай
Красную шапочку не пугай
Мы тебя злодея знаем
Шишками закидаем!
Кидают в волка шишками и убегают.
Волк: Ой-ой-ой, как больно мне
Попала шишка по спине
Лучше сяду на пенёк
Отдохну один денёк
Шишки, раны подлечу
И девчонку проглочу.
Фонограмма №9
Под музыку выпрыгивают лягушата
Лягушки: Волка будем мы лечить
Микстурой горькою поить
Мухомором смажем шишки,
Злому серому волчишке
Лучше ты не болей,
Заведи себе друзей!
Волк: Уходите вы отсюда
Кабы не было вам худо р-р-р!
Лягушата убегают.
Волк: Потерял я сон, покой
Я же волк я – очень злой!
Девчонку я поймаю и очень напугаю!
А вот кажется, и она!
Появляется Красная шапочка, волк крадётся за ней, подходят к домику бабушки.
Бабушка: Внучка, моя милая рада видеть я тебя
Вижу здесь ты не одна
С собой друга привела?
Красная шапочка оглядывается видит волка и говорит «ой».
Бабушка: Проходите за ограду видеть вас я очень рада
Да за стол присядьте с нами
Ешьте пироги с грибами.
Садятся за стол все, едят, потом волк встает и выходит на середину и одновременно говорит слова:
Волк: Вот обида, вот досада
Съесть обеих? Нет, не надо!
Меня в гости пригласили
Пирогами угостили
Стыдно, стыдно мне друзья
Больше так не буду я!
Выходит, Бабушка и Красная шапочка и становятся рядом с волком.
Волк: Будем мы теперь дружить
С другом веселее жить!
Выходят артисты кланяются, зрители хлопают.
Воспитатель. Молодцы актёры, а вам зрители понравилась сказка?
Как поступил волк?
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную страну «Сказок и фантазии». Нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться назад, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова
Дети произносят волшебные слова
Хлопни, топни
Вокруг себя обернись
в детском саду окажись!
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников, развитие речи,
мышления воспитанников
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.
Список использованных источников
1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство
образования Республики Беларусь; [Национальный институт образования]. –
Минск : Национальный институт образования, 2012. - 415 с.
2. Смолер, Е. И. Разитие интеллектуальной активности детей
дошкольного возраста : пособие для педагого учреждений дошкольного
образования / Е. И. Смолер. – Мозырь : Белый ветер, 2017 – 295 с.
3. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного
возраста : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования /
Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2017 –
117 с.