Получи документы

Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Евгения Нечаева
Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

В процессе подготовки детей к школе особое внимание уделяется развитию связной речи, так как она является неотъемлемым условием для успешного обучения, развития мышления, творческих способностей и других аспектов психической деятельности.

Связная речь позволяет детям не только выражать свои мысли, но и устанавливать связи между понятиями, формулировать логические рассуждения, строить последовательные рассказы.

Множество педагогов, психологов и логопедов внесли вклад в изучение развития связной речи у детей. К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. М. Леушина, А. М. Бородич, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Ястребова, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, В. К. Воробьева и многие другие исследователи рассматривали вопросы развития связной речи в контексте педагогической и психологической науки [5].

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию, побуждают к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий.

На сегодняшний день в речи детей существует много проблем. Их можно разделить на следующие виды:

1. Односложная речь, состоящая из неполных предложений.

2. Бедный речевой запас, недостаточный для определенного возрастного периода ребенка.

3. Употребление детьми нелитературных выражений.

4. Трудности в составлении описательного или сюжетного рассказа своими словами.

5. Неспособность детей использования основных характеристик голоса, таких как тембр, силы, высоты. неумение владения интонацией.

6. Диалогическая речь ребенка страдает из-за неумения поставить вопрос, формулировать связный текст.

Такой моделью может стать мнемотехника. Мнемотехника – это совокупность приемов и способов, которые значительно облегчают запоминание информации с помощью ассоциаций.

В работе педагога с детьми особое внимание уделяется использованию дидактического материала в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что значительно облегчает развитие связной речи у детей. Одновременно, наличие визуальной схемы помогает сделать рассказ ребенка более четким, связным и последовательным.

Мнемотехника в дошкольной педагогике имеет различные названия: сенсорно-графические схемы по В. К. Воробьевой, предметно-схематические модели по Т. А. Ткаченко, блоки-квадраты по В. П. Глухову, коллаж по Т. Б. Большевой, схема составления рассказа по Л. Н. Ефименковой [2].

Методика, разработанная В. К. Воробьевой (2006, отличается от многих других методов словесного объяснения. Сенсорно-графическая модель наглядно показывает детям, как происходит переход мысли от одного предложения к другому. Использование мнемотаблиц при занятиях по развитию связной речи позволяет детям более эффективно усваивать и обрабатывать визуальную информацию, сохранять ее и воспроизводить, так как наглядные материалы лучше усваиваются дошкольниками.

Мнемотаблица представляет собой схему, содержащую определенную информацию. Овладение навыками работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно способствует развитию основных психических процессов (памяти, внимания, образного мышления, развитию мелкой моторики рук при графическом воспроизведении [1].

Таким образом, мнемотаблицы – это визуальные схемы, состоящие из ключевых слов, фраз или картинок, которые помогают запоминать и организовывать информацию. Они используются для улучшения запоминания историй, понимания связей между идеями и структурирования речи.

Составление описательных рассказов о предметах, заучивание стихотворений, составление рассказов по картине, пересказ сказок, рассказов и других литературных произведений. Все вышеперечисленные виды речевой деятельности очень действенны при работе над развитием детской речи.

Связная речь играет важную роль в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Она позволяет им выражать свои мысли. Последовательно, устанавливать связи между разными идеями и выстраивать логическую структуру рассказа. Развитие связной речи у дошкольников способствует их успешной адаптации в образовательной среде и повседневной жизни. Связь между мнемотаблицами и связной речью заключается в том, что мнемотаблицы могут быть использованы как инструмент для запоминания и организации концепций, которые затем можно легко изложить связными словами или предложениями. Мнемотаблицы позволяют упорядочить информацию и создать логическую структуру, что может быть полезным при составлении связной речи.

Мнемотаблицы имеют свои определенные преимущества. Они предоставляют визуальные образы или ключевые слова, которые помогают детям организовать свои мысли и рассказывать истории последовательно.

Мнемотаблицы помогают детям дошкольного возраста запоминать важные детали. Мнемотаблицы используют визуальные ассоциации, что помогает создать связь между информацией и ее изображением [3]. Это может значительно помочь в процессе запоминания, поскольку визуальные элементы легче запоминаются и вызывают больше эмоциональной реакции.

Использование мнемотаблиц способствует развитию у детей логического мышления, из-за того, что дети в процессе обучения устанавливают связи между элементами схемы.

Мнемотаблицы способствуют вашей креативности и позволяют создавать уникальные и персонализированные ассоциации. Вы можете использовать цвета, рисунки, символы и другие элементы, чтобы сделать мнемотаблицу более эффектив- ной и запоминающейся.

Мнемотаблицы позволяют с легкостью организовать и структурировать информацию. Они помогают увидеть общие шаблоны, связи и зависимости между различными элементами. Это может значительно облегчить процесс понимания и запоминания.

Мнемотаблицы позволяют вам сжать большое количество информации в компактную и легко усваиваемую форму. Вы можете представить множество фактов, терминов или ключевых идей в виде одной графической схемы или таблицы.

Мнемотаблицы могут быть использованы как интерактивный инструмент обучения. Можно создавать мнемотаблицы вместе с детьми дошкольного возраста или использовать их для проведения групповых обсуждений. Это способствует активному участию и взаимодействию, что может повысить эффективность обучения

В работе с детьми дошкольного возраста, мнемотаблицы могут быть полезными для развития логического мышления в следующих направлениях.

Помощь в запоминании последовательностей действий, например, мытье рук, одевание или сервировка стола. Визуальные картинки помогают дошкольникам легко воспроизводить этапы этих процессов при подходе к соответствующим местам.

Составление рассказов по мнемотаблицам, где дети учатся о том, что изображено на таблицах, перекодируют информацию из символов в образы и пересказывают текст, акцентируя внимание на символах и образах. Это помогает развивать методы запоминания и приобретать знания о мире вокруг себя.

Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений. Воспитатель может зачитать стихотворение, обсудить его содержание с детьми и повторить его чтение. Затем дети совместно с воспитателем могут разобрать зрительные символы, соответствующие стихотворению, и создать опорные схемы или картинки. Это помогает визуализировать и запомнить структуру стихотворения. Дети могут зарисовывать эти схемы в тетрадях и использовать их для повторения и рассказывания друг другу стихотворений. Рекомендуется создавать большие форматы схем с использованием компьютерных технологий для повторного использования.

Разработка мнемотаблиц начинается с определения целей и предметных областей развития речи. Дети могут создавать свои собственные ключевые слова или использовать изображения и иллюстрации для улучшения запоминания и организации информации. Дети могут использовать мнемотаблицы в ролевых играх или тренировать рассказы, чтобы развивать связную речь на практике.

Мнемотаблицы можно применять не только в составлении связных рассказов, но и в знакомство с буквами и цифрами. Можно создать мнемотаблицы, где каждая буква или цифра представлена в виде изображения, связанного с ней. Например, буква «А» может быть представлена как арбуз, «Б» – как бублик, «В» – виноград и т. д., а цифра «1» – как палка, «2» – как лебедь и т. д. Это поможет детям запомнить и узнавать буквы и цифры с помощью визуальных ассоциаций.

Также с помощью мнемотаблицы можно изучать цвета и формы. Например, красный цвет может быть связан с яблоком, а круглая форма – с мячом. Дети смогут запомнить и называть цвета и формы, используя эти ассоциации.

При расширении словарного запаса детей дошкольного возраста также можно применять мнемотаблицы. Например, слово «солнце» может быть представлено солнцем, а слово «дерево» - деревом. Это поможет детям связывать новые слова с их визуальными образами и легче их запоминать.

Мнемотаблицы могут помочь детям запоминать и воспроизводить последовательности, такие как дни недели, порядок действий и числовые ряды.

Мнемотаблицы могут стать основой для историй и сюжетов, которые дети могут создавать и играть. Необходимо применять мнемотаблицы с различными персонажами, объектами и местами, чтобы дети могли расширить свою фантазию и развивать навыки рассказа.

Мнемотаблицы являются эффективным инструментом для развития связной речи у дошкольников. Использование этой модели помогает детям организовывать свои мысли, улучшает запоминание информации и развивает навыки логического мышления. Родители и педагоги должны поощрять использование мнемотаблиц на различных этапах образования дошкольников, чтобы поддерживать их успешное развитие речи [6].

Мнемотаблицы – полезный инструмент, который можно использовать во множестве ситуаций. Например, в повседневных моментах, таких как умывание, одевание, сервировка столов или уход за комнатными растениями. Они также пригодятся при обучении составлению рассказов на основе картин, описательных рассказов, пересказе художественных произведений, а также при играх со загадками и стихами.

Таким образом, использование мнемотаблиц и схем-моделей позволяет достичь следующих результатов: расширение кругозора детей по поводу окружающего мира, развитие навыков пересказа текстов и выдумывания интересных историй, стимулирование интереса к заучиванию стихов и потешек, расширение словарного запаса, преодоление робости и развитие уверенности.

Литература

1. Гончарова Н. Н., Положевец Е. В. Мнемотехника как средство развития памяти дошкольников// Вестник образовательного консорциума Средне- русский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 19. С. 27 – 32.

2. Ковалева А. Т., Дуванова С. П. Развитие произвольной памяти у дошкольников средствами мнемотехники как здоровьесберегающей технологии // Новой школе – здоровые дети: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 2018. С. 76 – 78.

3. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. 2008. № 4. С. 102 – 115.

4. Подшибякина М. И. Моделирование связной речи приемами мнемотехники // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 1. С. 449 – 452.

5. Смирнова И. А. Живые мнемотаблицы как средство развития связной речи у дошкольников // Детский сад, школа, вуз: психолого- педагогическое сопровождение развития личности: Материалы Всероссийской научно- практической конференции с международным участием. К 90-летию ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», Ульяновск, 12 апреля 2022 года. Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, 2022. С. 245 – 247.

6. Хайруллина А. М., Хайруллин Р. Р. Мнемотаблицы как средство развития связной речи дошкольников // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Белгород, 31 января 2020 года / Под общей ред. Е. П. Ткачевой. Белгород: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство перспективных научных исследований», 2020. С. 184 – 186.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги и гости моей.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 февраля 2025 в 10:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Нечаева (УИ 1064496) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД