Евгения Нечаева
Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
В процессе подготовки детей к школе особое внимание уделяется развитию связной речи, так как она является неотъемлемым условием для успешного обучения, развития мышления, творческих способностей и других аспектов психической деятельности.
Связная речь позволяет детям не только выражать свои мысли, но и устанавливать связи между понятиями, формулировать логические рассуждения, строить последовательные рассказы.
Множество педагогов, психологов и логопедов внесли вклад в изучение развития связной речи у детей. К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. М. Леушина, А. М. Бородич, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Ястребова, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, В. К. Воробьева и многие другие исследователи рассматривали вопросы развития связной речи в контексте педагогической и психологической науки [5].
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию, побуждают к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий.
На сегодняшний день в речи детей существует много проблем. Их можно разделить на следующие виды:
1. Односложная речь, состоящая из неполных предложений.
2. Бедный речевой запас, недостаточный для определенного возрастного периода ребенка.
3. Употребление детьми нелитературных выражений.
4. Трудности в составлении описательного или сюжетного рассказа своими словами.
5. Неспособность детей использования основных характеристик голоса, таких как тембр, силы, высоты. неумение владения интонацией.
6. Диалогическая речь ребенка страдает из-за неумения поставить вопрос, формулировать связный текст.
Такой моделью может стать мнемотехника. Мнемотехника – это совокупность приемов и способов, которые значительно облегчают запоминание информации с помощью ассоциаций.
В работе педагога с детьми особое внимание уделяется использованию дидактического материала в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что значительно облегчает развитие связной речи у детей. Одновременно, наличие визуальной схемы помогает сделать рассказ ребенка более четким, связным и последовательным.
Мнемотехника в дошкольной педагогике имеет различные названия: сенсорно-графические схемы по В. К. Воробьевой, предметно-схематические модели по Т. А. Ткаченко, блоки-квадраты по В. П. Глухову, коллаж по Т. Б. Большевой, схема составления рассказа по Л. Н. Ефименковой [2].
Методика, разработанная В. К. Воробьевой (2006, отличается от многих других методов словесного объяснения. Сенсорно-графическая модель наглядно показывает детям, как происходит переход мысли от одного предложения к другому. Использование мнемотаблиц при занятиях по развитию связной речи позволяет детям более эффективно усваивать и обрабатывать визуальную информацию, сохранять ее и воспроизводить, так как наглядные материалы лучше усваиваются дошкольниками.
Мнемотаблица представляет собой схему, содержащую определенную информацию. Овладение навыками работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно способствует развитию основных психических процессов (памяти, внимания, образного мышления, развитию мелкой моторики рук при графическом воспроизведении [1].
Таким образом, мнемотаблицы – это визуальные схемы, состоящие из ключевых слов, фраз или картинок, которые помогают запоминать и организовывать информацию. Они используются для улучшения запоминания историй, понимания связей между идеями и структурирования речи.
Составление описательных рассказов о предметах, заучивание стихотворений, составление рассказов по картине, пересказ сказок, рассказов и других литературных произведений. Все вышеперечисленные виды речевой деятельности очень действенны при работе над развитием детской речи.
Связная речь играет важную роль в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Она позволяет им выражать свои мысли. Последовательно, устанавливать связи между разными идеями и выстраивать логическую структуру рассказа. Развитие связной речи у дошкольников способствует их успешной адаптации в образовательной среде и повседневной жизни. Связь между мнемотаблицами и связной речью заключается в том, что мнемотаблицы могут быть использованы как инструмент для запоминания и организации концепций, которые затем можно легко изложить связными словами или предложениями. Мнемотаблицы позволяют упорядочить информацию и создать логическую структуру, что может быть полезным при составлении связной речи.
Мнемотаблицы имеют свои определенные преимущества. Они предоставляют визуальные образы или ключевые слова, которые помогают детям организовать свои мысли и рассказывать истории последовательно.
Мнемотаблицы помогают детям дошкольного возраста запоминать важные детали. Мнемотаблицы используют визуальные ассоциации, что помогает создать связь между информацией и ее изображением [3]. Это может значительно помочь в процессе запоминания, поскольку визуальные элементы легче запоминаются и вызывают больше эмоциональной реакции.
Использование мнемотаблиц способствует развитию у детей логического мышления, из-за того, что дети в процессе обучения устанавливают связи между элементами схемы.
Мнемотаблицы способствуют вашей креативности и позволяют создавать уникальные и персонализированные ассоциации. Вы можете использовать цвета, рисунки, символы и другие элементы, чтобы сделать мнемотаблицу более эффектив- ной и запоминающейся.
Мнемотаблицы позволяют с легкостью организовать и структурировать информацию. Они помогают увидеть общие шаблоны, связи и зависимости между различными элементами. Это может значительно облегчить процесс понимания и запоминания.
Мнемотаблицы позволяют вам сжать большое количество информации в компактную и легко усваиваемую форму. Вы можете представить множество фактов, терминов или ключевых идей в виде одной графической схемы или таблицы.
Мнемотаблицы могут быть использованы как интерактивный инструмент обучения. Можно создавать мнемотаблицы вместе с детьми дошкольного возраста или использовать их для проведения групповых обсуждений. Это способствует активному участию и взаимодействию, что может повысить эффективность обучения
В работе с детьми дошкольного возраста, мнемотаблицы могут быть полезными для развития логического мышления в следующих направлениях.
Помощь в запоминании последовательностей действий, например, мытье рук, одевание или сервировка стола. Визуальные картинки помогают дошкольникам легко воспроизводить этапы этих процессов при подходе к соответствующим местам.
Составление рассказов по мнемотаблицам, где дети учатся о том, что изображено на таблицах, перекодируют информацию из символов в образы и пересказывают текст, акцентируя внимание на символах и образах. Это помогает развивать методы запоминания и приобретать знания о мире вокруг себя.
Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений. Воспитатель может зачитать стихотворение, обсудить его содержание с детьми и повторить его чтение. Затем дети совместно с воспитателем могут разобрать зрительные символы, соответствующие стихотворению, и создать опорные схемы или картинки. Это помогает визуализировать и запомнить структуру стихотворения. Дети могут зарисовывать эти схемы в тетрадях и использовать их для повторения и рассказывания друг другу стихотворений. Рекомендуется создавать большие форматы схем с использованием компьютерных технологий для повторного использования.
Разработка мнемотаблиц начинается с определения целей и предметных областей развития речи. Дети могут создавать свои собственные ключевые слова или использовать изображения и иллюстрации для улучшения запоминания и организации информации. Дети могут использовать мнемотаблицы в ролевых играх или тренировать рассказы, чтобы развивать связную речь на практике.
Мнемотаблицы можно применять не только в составлении связных рассказов, но и в знакомство с буквами и цифрами. Можно создать мнемотаблицы, где каждая буква или цифра представлена в виде изображения, связанного с ней. Например, буква «А» может быть представлена как арбуз, «Б» – как бублик, «В» – виноград и т. д., а цифра «1» – как палка, «2» – как лебедь и т. д. Это поможет детям запомнить и узнавать буквы и цифры с помощью визуальных ассоциаций.
Также с помощью мнемотаблицы можно изучать цвета и формы. Например, красный цвет может быть связан с яблоком, а круглая форма – с мячом. Дети смогут запомнить и называть цвета и формы, используя эти ассоциации.
При расширении словарного запаса детей дошкольного возраста также можно применять мнемотаблицы. Например, слово «солнце» может быть представлено солнцем, а слово «дерево» - деревом. Это поможет детям связывать новые слова с их визуальными образами и легче их запоминать.
Мнемотаблицы могут помочь детям запоминать и воспроизводить последовательности, такие как дни недели, порядок действий и числовые ряды.
Мнемотаблицы могут стать основой для историй и сюжетов, которые дети могут создавать и играть. Необходимо применять мнемотаблицы с различными персонажами, объектами и местами, чтобы дети могли расширить свою фантазию и развивать навыки рассказа.
Мнемотаблицы являются эффективным инструментом для развития связной речи у дошкольников. Использование этой модели помогает детям организовывать свои мысли, улучшает запоминание информации и развивает навыки логического мышления. Родители и педагоги должны поощрять использование мнемотаблиц на различных этапах образования дошкольников, чтобы поддерживать их успешное развитие речи [6].
Мнемотаблицы – полезный инструмент, который можно использовать во множестве ситуаций. Например, в повседневных моментах, таких как умывание, одевание, сервировка столов или уход за комнатными растениями. Они также пригодятся при обучении составлению рассказов на основе картин, описательных рассказов, пересказе художественных произведений, а также при играх со загадками и стихами.
Таким образом, использование мнемотаблиц и схем-моделей позволяет достичь следующих результатов: расширение кругозора детей по поводу окружающего мира, развитие навыков пересказа текстов и выдумывания интересных историй, стимулирование интереса к заучиванию стихов и потешек, расширение словарного запаса, преодоление робости и развитие уверенности.
Литература
1. Гончарова Н. Н., Положевец Е. В. Мнемотехника как средство развития памяти дошкольников// Вестник образовательного консорциума Средне- русский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 19. С. 27 – 32.
2. Ковалева А. Т., Дуванова С. П. Развитие произвольной памяти у дошкольников средствами мнемотехники как здоровьесберегающей технологии // Новой школе – здоровые дети: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 2018. С. 76 – 78.
3. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. 2008. № 4. С. 102 – 115.
4. Подшибякина М. И. Моделирование связной речи приемами мнемотехники // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 1. С. 449 – 452.
5. Смирнова И. А. Живые мнемотаблицы как средство развития связной речи у дошкольников // Детский сад, школа, вуз: психолого- педагогическое сопровождение развития личности: Материалы Всероссийской научно- практической конференции с международным участием. К 90-летию ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», Ульяновск, 12 апреля 2022 года. Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, 2022. С. 245 – 247.
6. Хайруллина А. М., Хайруллин Р. Р. Мнемотаблицы как средство развития связной речи дошкольников // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Белгород, 31 января 2020 года / Под общей ред. Е. П. Ткачевой. Белгород: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство перспективных научных исследований», 2020. С. 184 – 186.