Елена Босая
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Золотая хохлома» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Золотая хохлома»
Воспитатель : Босая Е. Л.
Цель:
Ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).
Задачи:
Образовательные:
1. продолжать знакомить детей с народными промыслами;
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Золотая хохлома“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
2. учить детей рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кустики, рябина);
3. формировать представления о хохломской росписи, ее происхождении.
Развивающие:
4. развивать память, мышление, внимание;
5. развивать мелкую моторику рук;
6. развивать композиционные умения – правильные пропорции предмета, его расположения в пространстве.
7. уметь держать правильно кисть, рисовать кончиком кисти, всей кистью.
Воспитательные :
8. воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации из альбома «Золотая Хохлома»; выставка изделий хохломы, силуэты ложек, кисти, краски, картинки предметов в хохломской росписи, баночки с водой, подставки для кисточек, салфетки.
Интегрирование образовательных областей:
«Познание»
«Художественно-эстетическое развитие»
Предварительная работа:
Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях. Рассматривание изделий и альбомов декоративно-прикладного искусства. Заучивание стихотворений о русских народных промыслах, в частности о хохломе. Дидактическая игра «Народные промыслы России».
Ход занятия:
Вводная часть
Сегодня я вам расскажу о золотой хохломе. Вы знаете, что такое хохлома?
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой!
Ребята, хохлома это один из видов народного промысла, именно этой росписью народные умельцы расписывали посуду, столы, стулья и многие другие предметы. Сейчас я расскажу вам о том, как же появилось эта роспись.
Существует легенда. Жил в одном из нижегородских сел искусный мастер. Резчик по дереву. Делал он чашки ложки, ковши да плошки. Кашу варил, из тех плошек ее ел да не жалел каши для птиц в саду - кормил их. Как то прилетела к нему в сад сказочная птица- жар, золотое перо. Поклевала каши, а улетая, задела крылом посуду и стала та посуда золотой. Это, конечно, сказка. Но когда смотришь на расписные хохломские изделия так и кажется, что тут сказочная птица постаралась. Посмотрите, как расписаны ложки, дощечки и многие другие предметы окружающие человека.
Создание такой посуды, долгий, кропотливый труд. Посуда вырезалась из дерева, после чего покрывали жидкой глиной, просушивали, после пропитывали льняным маслом и слегка подсушивали. Потом покрывали специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывали особым маслом (оливой) и высушивали в шкафах-печах. Металлический порошок и масло придавали неповторимый золотой блеск.
Ребята, посмотрите на иллюстрации, скажите, какие основные цвета используют мастера?
Правильно – золотой, красный, черный, зеленый
Именно эти цвета являются основными для росписи хохлома.
Ребята, посмотрите на узоры, на что они похожи?
Похожи на травинки, ягодки, цветы.
Ребята, здесь также можно увидеть кустики, капельки, завитки.
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома!
Ребята, сегодня мы станем молодыми мастерами хохломской росписи. Будем рисовать Золотую хохлому. А почему я сказала -золотая хохлома? (часто встречается золотой цвет). А какие еще основные цвета используют хохломские художники? (Красный, черный, золотой).
Я вас научу рисовать травку, кустики и рябину, вот так они выглядят.
Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нарисовать. Разомните ладони, пальцы. Приготовьте руки для работы и скажите волшебные слова.
Воспитатель вместе с детьми (хором) :
Кисти, кисти помогите, хохлому рисовать начните!
Чтобы правильно нарисовать элементы хохломской росписи, посмотрите внимательно, я покажу, как их нарисовать.
Чтобы нарисовать кустик нужно делать вот так:
Берем кисточку, окунаем в черную краску, лишнюю снимаем о край баночки, провожу кончиком кисти линию, слегка ее изгибая, вот так, после рисую травинки этого же цвета, посмотрите, как я рисую травинки, сначала маленькие, после больше и больше. После того, как я нарисовала травинки до середины линии, я рисую травинки более крупные и с изгибом, вот так: кончиком провожу до середины травинки, после всем ворсом и вновь кончиком кисти.
Вот и получается наш кустик.
Следующий элемент это рябина, сначала вы рисуете маленький кустик, вот так, посмотрите внимательно, после рисуете ягоды рябины, они рисуются кончиком кисти, вот так.
Прежде чем начнем, сделаем пальчиковую гимнастику:
Вот все пальчики мои,
их как хочешь поверни:
(дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими).
И вот этак, и вот так, не обидятся никак
(потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(хлопки ладоней).
Не сидится им опять
(встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Ребята, что мы будем украшать?
Какими узорами, как они называются?
Какие краски будете использовать?
Дети рисуют. Играет негромкая русская народная мелодия.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Индивидуальная работа.
Ребята, вам понравилось трудиться?
Что мы делали?
Какими узорами расписывали ложку?
Как вы думаете, у вас получилось?
Какой элемент для вас был наиболее сложным?
Какие основные цвета используются в росписи хохлома?
Ребята, вы все очень хорошо постарались, посмотрите, как аккуратно расписали ложки. Какие аккуратные травинки и кустики. Я уверена вашим мамам и папам очень понравятся ваши работы.