Татьяна Астафьева
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы «Государственные символы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование уважительного отношения к государственным символам.
Задачи:
Образовательные: Обогащать первоначальные представления о символике России; Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны; Формировать навыки поведения, адекватного знаниям о символике, самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности;
Развивающие: Развивать внимание, память, мышление
Воспитывающие : Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Символы России для детей
- Символы России. Конспекты
- Темочки
Методы и приемы: беседа, вопросы, ответы, показ, дид. игры, физкультминутки, чтение.
Материалы и оборудование: изображения флага и герба России и аудиозапись гимна страны, песни «Гляжу в озера синие…» (муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана, документы с изображением российского герба; игра «Найди флаг», карта мира, монеты; изображения флагов разных государств; аудиопроигрыватель.
Ход:
Воспитатель : Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы уже знаете, как называется наша страна?
Дети: Россия
Воспитатель : Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали – Россия.
Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: Родина – значит родная, как отец и мать. Родина – место, где мы родились, страна в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.
Воспитатель : Мы - граждане России. Как называют граждан России?
Дети: россияне
Воспитатель : У России есть свой президент. Назовите его.
Воспитатель : Россия, как и все другие страны, имеет свои государственные символы.
Как и все государства в мире, наша страна имеет свои отличительные знаки. Какие?
Дети: Герб, флаг, гимн.
Воспитатель : Что такое герб?
Дети: Эмблема, символ, отличительный знак.
Воспитатель : Да, герб — эмблема, на ней изображается то,
что является важным и значимым для государства. Кто изображен
на гербе России?
Дети: Двуглавый орел.
Воспитатель. Все верно, золотой двуглавый орел изображен
на фоне щита красного цвета. Как вы думаете, почему именно орел
выбран символом России?
Дети: Это бесстрашная, гордая, свободная птица, одна ее голова смотрит на восток, другая — на запад.
Воспитатель : Да, таким образом он зорко наблюдает за необъятными просторами нашей Родины. А еще орел очень заботится о своих птенцах. Посмотрите, как раскрыл свои крылья наш орел над всей Россией, как будто он хочет закрыть, защитить свои города, своих граждан от всех бед и напастей. О гербе России придумано много стихов. Послушайте одно из них.
Ребенок
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он — России дух свободный.
В. Степанов
Воспитатель : Так что же обозначает изображенный на гербе
орел?
Дети: Зоркость, мужество, свободу.
Воспитатель : Что держит орел в правой лапе?
Дети: Скипетр.
Воспитатель. : Что находится в его левой лапе?
Дети: Держава.
Воспитатель : Что мы видим над головами орла?
Дети: Короны.
Воспитатель : В давние времена короны, скипетр и держава
служили знаками царской власти. Что представляет собой скипетр?
Дети: Это жезл, украшенный дорогими камнями, золотом.
Воспитатель : Да, скипетр — жезл, украшенный затейливой
резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он указывает, что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Что представляет собой держава?
Дети: Это шар с крестом наверху.
Воспитатель : Да, держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство России и независимость ее от других государств. Посмотрите внимательно на герб. На груди орла помещен красный щит. Кто изображен на нем?
Дети. Георгий Победоносец.
Воспитатель : Да, на щите изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Чем прославился Георгий?
Дети: Это герой, защитник, он сразился с драконом и победил его.
Воспитатель : Все верно, Георгий служит символом всего светлого и доброго, поражающего черное зло в образе дракона.
Мы с вами внимательно рассмотрели герб России. Что он символизирует?
Дети: Победу добра над злом, мужество, свободу, зоркость.
Воспитатель : Все верно, герб России символизирует справедливость, победу добра над злом. Послушайте стихотворение о гербе, в котором рассказывается о том, где можно его увидеть.
Воспитатель : А еще где можно увидеть герб России?
Дети: На пограничных столбах, зданиях, где работает правительство, на документах.
Воспитатель : Ребята, а для чего герб изображают на монетах, важных документах?
Дети: Чтобы люди могли отличить монеты нашей страны от монет других стран, а печать с гербом ставят на важных документах.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные документы с гербами, монеты и купюры и выполнить игровое задание: найти и отобрать среди монет разных государств российские.
На мелких российских монетах, копейках, изображен всадник, убивающий дракона копьем. Как вы думаете, откуда произошло название этих монет?
Дети: От слова «копье».
Воспитатель. Все верно, изображение Георгия с копьем издавна чеканили на мелких монетах, а от слова «копье» произошло слово «копейка». Какой еще отличительный знак, кроме герба, есть у каждой страны?
Дети: Флаг.
Воспитатель : Государственный флаг — символ свободы, независимости и самостоятельности государства. У каждого государства есть свой флаг. Предлагаю вам поиграть в игру, во время которой вы вспомните о том, что флаги разных стран могут быть чем-то похожи, но одинаковых нет.
Игра «Найди флаг»
Детям раздаются маленькие карточки с изображением знакомых флагов разных стран (России, Америки, Японии, Китая, Англии, Франции, Германии и др.). По предложению воспитателя дети прикрепляют карточки на карту мира в нужное место.
Воспитатель : Ребята, чем отличаются государственные флаги разных стран?
Дети: Цветом.
Воспитатель : Да, основной элемент флага — цвет. Какого цвета Российский флаг?
Дети: Полосатый, бело-сине-красный.
Воспитатель : Все верно, флаг, который есть у России сейчас, — полосатый, бело-сине-красный. Впервые такой флаг появился во времена царствования Петра I, но много раз с тех пор менялся. Как вы думаете, случайно ли эти цвета стали цветами Государственного флага России?
Дети: Нет.
Воспитатель : Что вам напоминает белая полоса?
Дети: Белоствольные березы, снег, облака, ромашки на лугу.
Воспитатель : А синяя полоса?
Дети: Небо, реки, озера, моря.
Воспитатель : А что вам напоминает красная полоса?
Дети: Красный — цвет солнца, огня, тепла.
Воспитатель : Белый, синий и красный — цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами Государственного флага России.
Что означает Государственный флаг России?
Дети: Единство страны, независимость.
Воспитатель : Что означает белый цвет Российского флага?
Дети: Мир.
Воспитатель : Да, белый цвет означает мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность. Что означает синий цвет флага?
Дети: Веру, верность.
Воспитатель : Да, синий цвет Российского флага означает
верность, небо, целомудрие, духовность. А что означает красный
цвет?
Дети: Отвагу, героизм.
Воспитатель : Да, красный цвет означает защиту веры, отвагу, героизм, великодушие. О флаге России придумано много стихов. Послушайте одно из них.
Красный, как солнце, синий, как море,
Белый, как выпавший снег.
Н. Голь
Воспитатель : Продолжим наш разговор о государственных
символах России. Воспитатель включает аудиозапись гимна России. Дети встают, слушают. Скажите, пожалуйста, мы сейчас что прослушали?
Дети: Гимн России.
Воспитатель : Гимн — литературно-музыкальное произведение, в котором прославляется государство. Почему при исполнении Государственного гимна встают?
Дети: Потому что все уважительно относятся к нему.
Воспитатель : Да, люди очень уважительно и бережно относятся к символике, поэтому при исполнении Государственного гимна встают и слушают его стоя. Вот мы и вспомнили о государственных символах России. А закончить занятие я бы хотела песней о нашей Родине.
Звучит аудиозапись песни «Гляжу в озера синие…» (муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана).