Ирина Павлова
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы «Традиции и быт родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
- познакомить детей с казачьей хатой, ее убранством, предметами быта;
- прививать интерес к традиционной культуре кубанских казаков;
Оборудование: макет кубанской казачьей хаты.
Словарная работа: казаки, хата, рушник, ухват, кочерга, чугун, крынка, зыбка.
Ход занятия.
Вступление:
Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край.
Там примут тебя как хорошего друга.
Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают.
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы „Традиции и быт родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Основная часть:
Воспитатель :
Издавна на Руси жили казаки. Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков. А начиналось все с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И стали стекаться еще на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки - казаки на Кубани.
Обживая земли, казаки строили себе жилье: мазанки, хаты.
(Дети подходят и рассматривают макет хаты)
Хаты строили из самана, обмазывали глиной с обеих сторон. Хата внутри и снаружи белилась. Белый цвет – символ чистоты и опрятности. Крыши под камышом и соломой. Пол обмазывался глиной.
Как вы думаете, что было внутри? (ответы детей)
В каждой хате была русская печь, на ней не только готовили еду, она являлась символом благополучия в доме, семейного тепла. Сверху на печи была лежанка, где спали дети и старики, потому что это было самое тёплое место в хате.
(Дети рассматривают макет печи). Ребята, а что вы любите кушать? (ответы детей)
На Кубани угощали блинами, пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, курагой, яблоками. А какие пампушки с чесноком! И, конечно, чай. Вместо заварки, калина или фруктовые веточки.
А вот какой чугун, в котором варили ароматный борщ и вкусные каши.
(рассматривание макета чугуна). Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует. Особенно казаки любили тыквенную кашу с молоком, которое хранили в крынке. Это глиняный кувшин. Молоко там не прокисало много дней.
В хате располагалась кровать. На ней перина, лоскутное одеяло, вышитые покрывало и подушки.
В семье казака всегда было несколько детей и новорожденного ребенка укачивали в подвесной люльке, которую вешали около кровати. Эта люлька называлась - зыбка.
Одежду казаки хранили в сундуках. (Воспитатель показывает сундук).
Стены в комнатах белили, на пол стелили коврики, дорожки, которые сами хозяйки ткали, шили. Все выглядело красиво и нарядно. Стены в комнате украшены старинными фотографиями, вышитыми рушниками.
Чего только не было в казачьей хате, но каждое приспособление имело свое место и значение, к нему очень бережно относились.
Закрепление:
Дидактическая игра: «В хате или в доме».
Воспитатель произносит названия предметов казачьей хаты и современного дома, а дети отвечают, где можно встретить этот предмет в современном доме или хате.
( Слова: телевизор, ухват, диван, печь, кочерга, чайник, крынка, кастрюля, чугунок, шкаф, сундук, полотенце, рушник, кроватка, зыбка).