Долгова Елена Владимировна
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей и подготовительной группах «Знакомство с русскими народными росписями»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей и подготовительной группах
«Знакомство дошкольников с русскими народными росписями посредством пластилинографии» (цикл из двух занятий)
Публикация «Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей и подготовительной группах „Знакомство с русскими народными росписями“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Нетрадиционные техники рисования
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Цель: познакомить детей с русскими народными росписями, таких как городецкая роспись, гжель, дымковская, хохлома. По средствам нетрадиционной техники рисования пластилинография.
Задачи: закрепить знания об основных элементах и цветах изучаемой росписи; закрепить изученную технику нетрадиционного рисования пластилинографию; прививать аккуратность в работе; получать удовольствие от работы и результата работы; продолжать прививать нравственно-патриотическое воспитание дошкольникам.
1 занятие
НОД: ребята, посмотрите кто к нам сегодня пришёл в гости, да не один.
-Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью — во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех — малютка, крошка.
Всё вместе — сувенир …
-Конечно, это матрёшки. Да матрёшки не простые. Это матрёшки сказочницы. И у каждой есть своё имя. Давайте познакомимся, эту матрёшку зовут Хохлома, эту Гжель, эту Дымка ну а последнюю зовут Городец.
-Ребята, вам знакомы эти имена? О чём они вам говорят? (ответы детей)
-Молодцы. Вы много знаете, а если что и позабудете эти матрёшки вам напомнят. Внутри у матрёшек спрятано много интересной информации. Посмотрите (демонстрация методического пособия) на первом развороте нарисованы основные элементы росписи и основные цвета. На следующем развороте показаны красочные образцы посуды и игрушек и конечно внутри сидит маленькая сестрица матрёшки. А ещё ребята я хочу вас познакомить с легендами и сказками возникновения русской народной росписи. (чтение сказок, легенд).
-Сегодня на занятии мы с вами попробуем изобразить основные элементы росписи Гжель, Хохлома, Городец и Дымка. Рисовать будем необычным способом – пластилином. В технике пластилинография.
Перед тем как нам приступить к работе проведём разминку.
Физминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
-посмотрите, перед вами лежит лист белого картона, и простой карандаш.
-Давайте начнём с росписи гжель. Посмотрите какие основные орнаменты используют мастера гжельской росписи. (демонстрация орнаментов) пробуем нарисовать один из предложенных орнаментов простым карандашом (помогаю при необходимости). Молодцы, а теперь берём в руки пластилин нужного цвета, какой цвет нам понадобится? (ответы детей) Конечно голубой или синий. Разминаем пластилин, формируем колбаску и кладём на нарисованный контур, заполняем контур примазыванием пластилина с краёв к центру (показ) дополняем, кому это необходимо маленькими шариками.
-Сейчас посмотрим на орнаменты Дымковской росписи. Пробуем нарисовать один из предложенных орнаментов. Какие цвета используют мастера? (ответы детей) Молодцы! Берём нужный цвет формируем колбаску, кладём на контур, заполняем, дополняем рисунок.
-Городец! Посмотрите какие орнаменты и цвета предлагает Городецкая роспись. Пробуем повторить тоже самое.
-И осталась последняя неизученная роспись. Хохлома, её ещё называют золотая, почему, как вы думаете? (ответы детей) Правильно! Цвета у неё золотые. Посмотрите на орнаменты, которые используют мастера и попробуйте нарисовать карандашом. Раскрашиваем при помощи пластилина.
Ребята рисуют предлагаемые орнаменты простым карандашом и раскрашивают пластилином в технике пластилинография под русскую народную музыку. Помогаю при необходимости.
Рефлексия:
Ребята, скажите пожалуйста, что вы сегодня изображали на занятии. Какие русские народные росписи вы повторили, чем раскрашивали? Молодцы! Вы все справились с заданием. Вам понравилось занятие?
2 занятие
НОД:
В матрешке — матрешка.
В матрешке — матрешка.
А самая маленькая,
Как крошка.
Люблю я с матрешками
Часто играть,
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая —
И вырастет сразу матрешка большая.
На прошлом занятии мы с вами изучали виды русской народной росписи. Давайте вспомним какие. (ответы детей) Мы с вами рисовали орнаменты росписи Гжель, Дымка, Хохлома и Городец. А чем мы раскрашивали, как называется эта техника? (ответы детей)
Помните, кто к нам приходил в гости на прошлом занятии? Как их зовут? (ответы детей). Да. Это четыре больших матрёшки. Внутри каждой есть ещё одна, поменьше. Но ребята, в настоящих матрёшках сестриц гораздо больше! Как мы это исправим? (ответы детей)
-Посмотрите, кто к нам пришёл! Это же крошки – матрёшки. У них потерянный вид. Они не знают какая из матрёшек их старшая сестра. Почему? Конечно у них однотонные платья, без узоров. Давайте подумаем, одни матрёшки в белых сарафанах. Другие в синих. Третье в бежевых, светло коричневых. И четвёртые в жёлтых сарафанах. Посмотрим на их старших сестрёнок. Как думаете, какие русские народные росписи должны быть на их сарафанах? (ответы детей).
Правильно! Матрёшки в белых сарафанах нужно расписать под Гжель. В синих сарафанах под Дымку. В бежевых под Городец и в жёлтых под Хохлому.
На прошлом занятии мы тренировались и у вас хорошо получилось. Сегодня нам нужно расписать платья матрёшкам, но сначала мы нанесём узор простым карандашом. А после будем раскрашивать его пластилином в технике пластилинография. Будем формировать из пластилина колбаски, жгутики, шарики и наносить на сарафан и косынку матрёшки. Посмотрите, как украсила матрёшек я. (демонстрация). Вы сами выбираете себе матрёшек и раскрашиваете в нужной росписи.
Перед тем как нам приступить к работе проведём разминку.
Физминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Самостоятельная работа детей. Помогаю при необходимости. Работаем под русскую народную музыку.
Рефлексия: что делали на занятии, какими росписями расписывали матрёшек, в какой технике. Оформляем выставку. Какая матрёшка вам нравится больше всего. Почему. Вы все молодцы.