МААМ-картинки

Конспект занятия по мордовскому национально-региональному компоненту в старшей группе

Бикеева Татьяна Николаевна
Конспект занятия по мордовскому национально-региональному компоненту в старшей группе

Конспект занятия по национально-региональному компоненту в старшей группе.

Программное содержание:

1. Формировать устойчивый интерес и положительное отношение к изучению мокшанского языка, желание овладеть мокшанским языком.

Расширить кругозор детей. Упражнять в произношении слов на мокшанском языке.

Публикация «Конспект занятия по мордовскому национально-региональному компоненту в старшей группе» размещена в разделах

Воспитывать уважение к национальным традициям мордовского народа.

Предварительная работа:

Беседа о родном крае, рассматривание альбомов, предметов быта мордовского народа, элементов национального костюма. Знакомство с мордовскими песнями, танцами, играми.

Материал к занятию : предметные картинки, муляжи овощей, грампластинки с записями мордовских песен, магнитофон, образцы с элементами орнамента разных народов. Звучит музыка мордовских композиторов.

Ход занятия:

Дети входят в групповую комнату, здороваются на мордовском-мокша языке с гостями :

Дети:- Шумбратада, инжихть! (конакт)

Воспитатель: Шумбратада, шабат! Озатама занятияс.

-Шабат, кодама тячи шись?

Реб. : тячи шись – шаваши (вяржи)

Восп. : Кодама пингсь?

Реб. : пингсь- тунда.

Восп. : Кодама ковсь?

Реб. : Ковсь- март

Восп. : -Кодама велеса минь эрятама?

Реб. : Минь веленьконь лемоц – Трускляй.

Восп. :Кодама городть маласа минь веленьке?

Реб. :Рузаевкать.

Восп. :Кодама городсь столицац Мордовиять.

Реб. : Столицац Мордовиять – Саранскяйсь.

Кодама стихотвореният содатада Мордовиять колга, Саранскяйть.

(дети рассказывают стихи на мордовском языке)

Кельгса ошеньконь Саранскяйть

Кельгса виенц, валда шаманц

Горняй, вайгялю ульцанзон

Шнама васттонза сонь лама.

Эсь Мордовиязень кельгса

Кода марнек и отчизнать

Кода зарять менельть вельхкса

Кода миньцонк козя кизоть.

Восп. :Тяни эряви тиемс тяфтама задания. Тя орнаментнонь ёткста мумс мордовскяй орнаментсь. (все орнаменты висят на доске)

Мес арьсетяда,што тя мокшень орнаментсь?

Восп. : Тяни азан теенть валхт мокшекс, а тинь ётафтость рузонь кяльти.

Тяни рузонь кяльста- мокшень кяльти.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа с картинками (ребёнок показывает у доски картинки, остальные дети переводят на мокшанский язык.

Придумать определения к словам: шуфтсь (оцю, лофцсь (танцти,

Ловсь (акша,марсь (мазы, пурьхкясь (ламбама, куярсь (сянгяря)и т. д.

Составление предложений с числительными.

(Входит бабушка – загадушка, с корзиной в руках. В корзине овощи. У бабушки на фартуке, на юбке разные овощи.)

Бабушка показывает овощи- муляжи, дети на мокшанском языке говорят ей какие у неё в руках овощи.

- Эти овощи выращивают на полях Мордовии.

А теперь я буду загадывать загадки на мордовском языке :

1. Аф суски, аф увай, а куду кивок аф сувай. (замок)

2. Шинек – венек якайхть, а вастстост аф тушендыхть. (часы)

3. Кияксть кучкаса кштий – кштий, а уголса ваймяй. (веник)

4. Кизонда сянгяря, тялонда – калош. (лес)

Восп. : Наши дети не только умеют переводить слова с русского на мордовский, с мордовского на русский, но и умеют также петь на мордовском языке.

Реб. : Выступать мы мастера

Все мы русские и мордва

Знаем песни русские,

Теперь поём мордовские.

Песня «Луганяса келунясь»

Реб. : В детском садике своём

Очень дружно мы живём

Потанцуем, попоём

И гулять скорей пойдём.

Восп. : на этом наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по правилам дорожного движения в группе в старшей группе Конспект итогового занятия по правилам дорожного движения в группе в старшей группе Цель: обобщить представления о правилах дорожного движения.

Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группеКонспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.

Конспект занятия «Звук [К]» в старшей группе ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: - познакомить детей со звуком К и способом его характеристики.

Конспект занятия «Масленица» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» ДО №2 Всеволожского района.

Конспект занятия по региональному компоненту «В гости к нам пришёл Незнайка!» (средняя группа) Задачи: -Формировать у детей познавательный интерес к родному городу (поселку); - развивать способности чувствовать красоту природы своей.

Конспект занятия в старшей группе «Режим дня» Конспект занятия в старшей группе «Режим дня»Подготовила: воспитатель Булгакова Н. А. Цель: - формирование представлений о режиме дня, частях.

Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства»Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Олешек»Конспект занятия по лепке в старшей группе «Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Презентация по региональному компоненту «Виртуальная экскурсия по Кенозерскому национальному парку» В современной России важно обозначить роль регионального компонента системы дошкольного образования, его соотношения с федеральными основами.

Презентация по региональному компоненту «Удмуртские сказки» Презентация «Удмуртские сказки» (региональный компонент)[/b] В наш увлекательный образовательный и воспитательный процесс ДОУ введен региональный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по мордовскому национально-региональному компоненту в старшей группе
Опубликовано: 12 января 2020 в 20:56
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по мордовскому национально-региональному компоненту в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Бикеева Татьяна Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД