Елена Гугнина
Занятие по математике в средней группе с использованием квадратов Воскобовича «Путешествие в страну геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление и обобщение представлений детей о геометрических фигурах : круге, квадрате, треугольнике.
Задачи:
-Продолжать формировать умения узнавать и называть круг, квадрат, треугольник;
-обследовать форму геометрических фигур зрительно и на ощупь, находить сходство и различия между геометрическими фигурами, группировать их по цвету и форме. ;
Публикация «Занятие по математике в средней группе с использованием квадратов Воскобовича „Путешествие в страну геометрических фигур“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Квадрат. Геометрическая фигура
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
-развивать познавательный интерес, воображение, мышление;
- развивать умение узнавать предметы круглой, треугольной и квадратной формы в окружающих предметах;
- закреплять умение конструировать из двухцветных квадратов Воскобовича простые плоскостные предметные формы;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.
Материалы и оборудование : Объемные геометрические фигуры (круг, квадрат и треугольник); плоские геометрические фигуры; ширма, Замок (постройка из мягких блоков, «замки» по количеству детей и геометрические плоскостные фигуры- «ключи от замка», игрушка Мышка; мешок с блоками Дьенеша, три мешочка (красного, желтого и синего цвета); двухцветные квадраты Воскобовича (по количеству детей); Фонограмма, компьютер.
Методы и приемы:
Словесный – беседа в форме диалога, активизирующие вопросы, художественное слово.
Наглядный –рассматривание фигур.
Практический – задание «Подбери по форме», конструирование.
Словарная работа – закрепление названий геомтрических фигур.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в детский сад и увидела перед дверью коробку. В ней кто-то пищал. Оказалось, что это мышка. Ее норку занесло снегом, она замерзла и укрылась от холода в этой коробке. Ребята, давайте поможем мышке? (ответы детей) Я предлагаю построить для мышки дом.
А для этого приглашаю вас в страну геометрических фигур.
Вы согласны? (ответ детей)
(Звучит фонограмма музыки)
Мы идем, идем, идем
Чтоб построить мышке дом!
Все загадки разгадаем,
Все, что нужно мы найдем!
Считаем: один, два, три,
Вот и в сказку мы пришли.
Посмотрите, как здесь красиво, а вот и первый житель этой страны. (воспитатель достает объемную фигуру «Треугольник»). Давайте мы его рассмотрим. Как называется эта фигура? Скажите, какого он цвета? Как вы думаете, почему эта фигура называется треугольник (ответ детей) Кто может показать углы и посчитать их? (ответы детей). А сколько сторон у него? Кто сможет их показать? (ответы детей). (Вызывает детей по желанию, показывают стороны и углы.)
Вот и познакомились мы с первым жителем этой страны.
Ребята, треугольник не может попасть в свою страну, потому что ворота закрыты. Давайте поможем ему открыть ворота.
Пальчиковая игра «Дом и ворота»
Поднимите руки и сделайте домик, из пальчиков вот так (воспитатель показывает движения)
На полянке дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
Ворота открываются
Воспитатель: Ребята, давайте возьмем треугольник с собой и отправимся дальше. Какой красивый замок перед нами. Интересно, кто же в нем живет? Посмотрите, на замке висит большой замок, а ключи все перепутались, придется нам с вами идти в мастерскую и подобрать ключи к замкам. Вставайте все за мной и дружно пойдем в мастерскую:
Мы идем, идем, идем
Чтоб построить мышке дом!
Все загадки разгадаем,
Все, что нужно мы найдем!
Один, два, три,
В мастерскую мы пришли.
Воспитатель: Посмотрите, на столах лежат замки, а ключи все перепутаны. Выберите каждый себе по 1 замку и подберите к нему подходящий ключ.
Дидактическая игра «Подбери по форме»
(Работа по подгруппам. Воспитатель предлагает детям подобрать подходящую к отверстию фигуру).
Воспитатель. Ребята, ответьте, пожалуйста, какой формы ключ подошел к вашим замкам? (ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы справились с заданием и замок открылся. (замок с двери убирается.)
Воспитатель:
Давайте посмотрим, кто же живёт в этом замке?
(воспитатель достает объемную фигуру «круг».)
Воспитатель. Что это за фигура? Какого она цвета? (ответ детей). Круг очень рад, что вы его освободили и хочет показать вам свою любимую игру – катание с горки. Только горки-то у нас нет. Как вы думаете, из чего можно сделать горку? (выслушивает ответы детей и подводит их к мысли, что горку можно сделать из рук; дети делают «горку»)
Воспитатель: Ой, сколько горок у нас получилось, круг очень рад.
( Круг катится по рукам детей и песню напевает: «Вот качусь я вверх, вот качусь я вниз»)
Воспитатель. А Треугольник мог бы с горки скатиться? Почему? (Ответ детей) Да, ему углы мешают, он может только съехать, встав на одну из сторон, вот так. (показывает)
Ребята, почему Кругу так легко катится? ( подводит детей к ответу: у него нет углов ему ничего не мешает).
Чем отличается круг от треугольника? (Ответ детей) Правильно, у Круга нет ни углов, ни сторон.
Воспитатель: Ребята, а еще круг очень любит играть в прятки. Он любит прятаться в предметы круглой формы. Давайте внимательно посмотрим вокруг и попробуем найти предметы круглой формы, в которых он спрятался? (Дети выбирают предмет круглой формы, показывают и называют его).
Воспитатель: Давайте поиграем еще в одну игру вместе с кругом:
Ритмическая игра «Во что превращается Круг»
Я качусь, качусь, качусь (круговые движения ладонями)
И во что-то превращусь.
Могу блинчиком я быть. (поворачивают руки ладонями вверх, соединяя и слегка прогибая ладошки)
Могу солнышком светить. (поднимают руки вверх и скрещивают их над головой, пальцы в стороны)
Могу мячиком скакать. (руки на пояс. Прыжки)
Могу шар я надувать. (полукруглые руки соединяют над головой и надувают щеки. Вдох-выдох).
Воспитатель: Ребята, давайте круг тоже с собой возьмем.
И отправимся дальше. Интересно, кто же ещё живет в этой стране?
(воспитатель достает объемную фигуру «квадрат»)
Как называется эта фигура? (ответ детей)
Воспитатель: Сколько углов у квадрата? (вызвать ребёнка посчитать и показать) Сколько сторон у квадрата?
Воспитатель: Скажите, чем квадрат похож на треугольник (ответы детей. Находят общие признаки квадрата и треугольника : у квадрата тоже есть стороны и углы) А чем отличается? (у треугольники 3 угла и 3 стороны, а у четырёхугольника их по 4)
Ребята, квадрат очень рад встрече с вами и приглашает вас к себе в гости, где у него много друзей.
Становитесь за мной:
Мы идем, идем, идем
Чтоб построить мышке дом!
Все загадки разгадаем,
Все, что нужно мы найдем!
Один, два, три,
Вот и в гости мы пришли.
Воспитатель:
Присаживайтесь за столы.
Работа с квадратами Воскобовича.
Воспитатель: Какие фигуры у вас на столе? (ответы детей) Перед вами лежат необычные квадраты, они умеют превращаться в разные предметы. Давайте их рассмотрим. Какого цвета эти квадраты? (рассмотреть с двух сторон). Обведите их пальцем. Найдите у них углы. Найдите середину квадрата. Теперь мы будем их превращать в разные предметы.
Положите квадрат перед собой, а теперь из большого квадрата мы сделаем маленький. Для этого мы его свернем пополам и ещё раз пополам. У нас получился маленький квадрат. (дети сворачивают самостоятельно).
Воспитатель демонстрирует этапы конструирования на мольберте.
Конструирование «Маленький квадрат»
Разворачиваем квадрат. Сгибаем большой квадрат пополам. А затем еще пополам. (дети выполняют задание)
Конструирование «Конфета»
Разворачиваем квадрат, кладем его так, чтобы один угол был вверху, а другой угол внизу. Теперь, согнем правый угол к середине квадрата и левый угол, что у нас получилось? (ответы детей) Дети превратите свой квадрат в конфету. (дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы ребята, как здорово у вас получалось превращать квадраты в разные предметы, но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте мы встанем и отправимся обратно.
Мы идем, идем, идем
Чтоб построить мышке дом!
Все загадки разгадали,
Все, что нужно мы нашли!
И обратно все пришли.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествие? Вы запомнили названия фигур, которые мы встретили сегодня? Тогда давайте поиграем с вами в интересную игру.
Дидактическая игра с блоками Дьенеша «Достань фигурку» (вариант игры определи на ощупь)
Воспитатель:
У меня есть волшебный мешочек, в котором лежат геометрические фигуры. Надо на ощупь определить фигуру, а затем назвать её цвет. (Дети поочередно определяют на ощупь и называют фигуру, достают ее из большого мешочка, показывают другим детям и кладут в мешочек того же цвета, что и фигура).
Воспитатель: Ребята, у нас есть квадрат, треугольник, круг, можно из этих фигур построить мышке дом? (Ответ детей)
С чего мы начнём строить? Какая геометрическая фигура нам потребуется первой? (квадрат)
(Дети совместно с воспитателем конструируют дом на фланелеграфе)
Посмотрите, какой хороший дом получился у нас.
Воспитатель: Ребята, мышка благодарит вас, ей очень приятно жить в таком доме. (Воспитатель вешает мышку рядом с домом)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам больше всего понравилось? Почему? (обсуждение)
Воспитатель: Ребята, Мышке так понравился новый дом, что она
Принесла сегодня деткам
Разноцветные конфетки.
Вы ладошки подставляйте
И конфетки получайте!
На этом наше занятие подошло к концу.
Давайте попрощаемся с нашими гостями.