светлана авдонина
Конспект занятия по математике «Части суток» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/сад № 26 «Сказка» г. Кстово.
Конспект НОД по математике в средней группе «Солнышко»
Тема: «Части суток» (закрепление изученного)
___
Подготовила- Авдонина Светлана Германовна
Проведение – декабрь 2019 (занятие № 4 стр. 32)
2019 год.
Цель: формирование познавательной активности детей.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по математике „Части суток“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
• закрепить понятие детей о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки;
• закреплять умение считать в пределах 5 по образцу и названному числу, закрепить представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета;
• закреплять умение отвечать на вопрос «Сколько?»;
• Закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.
Предварительная работа: беседа с детьми «Частях суток» и их последовательности (приложение 3). Наблюдение за изменениями в природе и обсуждение действий взрослых и детей в разное время суток. Дидактическая игра «Части суток» (приложение 1, дидактическая игра «По порядку» (приложение 3).
Материалы к занятию : заранее заготовленные карточки с часиками на каждого ребенка (приложение 2, (картинки- солнышко просыпается, занимается, играет, спит); курочки и цыплята по 5 штук, наборное полотно; фонограмма музыки; клей, кисточки на каждого ребёнка; раздаточный материал (курочки и цыплята, наборное полотно.
Ход занятия
Дети стоят по кругу.
Приветствие:
Станем рядышком по кругу
Скажем здравствуйте друг другу
Нам здороваться не лень, всем привет и добрый день
Если каждый улыбнется утро доброе начнется – Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе волшебный телевизор. Хотите узнать, что он нам сегодня покажет? (Ответы детей)
Тогда присаживайтесь на стульчики и смотрим на экран.
Слайд 1
Воспитатель: Ребята, что изображено на экране? (Часы)
Кто знает, для чего нам нужны часы? (Правильно для того, чтобы узнавать время)
Слайд 2
Посмотрите, часы у нас не обычные. Как вы думаете, что в них не так? (Ответы детей). Правильно, ребята, эти часы показывают части суток. Значит, сегодня мы будем, говорит о … (частях суток).
Стрелка, стрелка покрутись, время суток покажись!
Слайд 3
1 загадка: Мамы деток разбудили.
Дети личики умыли.
Застелив свою кровать,
Будут в детский сад шагать.
Все ответят дружно,
Наступило? (утро)
Продолжаем отвечать, части суток называть.
Воспитатель: И первое что нам покажут наши часы…
(Стрелка остановилась на части суток – утро)
Воспитатель: Что здесь изображено? (девочка просыпается)
Дети говорят о том, что на картинке изображено утро, девочка просыпается.
Воспитатель: Какое это время суток? Как вы думаете?
Воспитатель: Да, правильно изображено утро, девочка просыпается.
Воспитатель: Скажите, а что делают люди по утрам?
Дети говорят, что, когда утром люди встают они умываются, заправляют постель, делают зарядку, завтракают.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Слайд 4
Загадка
Будит утром он народ —
Громким голосом поёт.
Он одет в перо и пух.
Не часы это, а… (петух)
Воспитатель: Молодцы, правильно. самый первый просыпается с восходом солнца? (Петушок)
Воспитатель показывает картинку с изображением петушка, сидящего на заборе, на фоне встающего солнышка.
Воспитатель: Петушок просыпается и будит своих курочек.
Слайд 5
Воспитатель обращает внимание на четырех курочек, расположенных на экране: «Сколько курочек проснулось вместе с петушком? Сколько всего курочек?»
Дети: 4
Слайд 6
Воспитатель просит посчитать и расположить курочек и расположить на верхней полоске: «Сколько курочек? А теперь положите на нижней полоске столько же цыплят. Сколько цыплят? Что можно сказать о количестве курочек и цыплят?
Дети отвечают- поровну.
Проснулась еще одна курочка и прибежала к четырем курочкам (появляется ещё одна курочка). Курочек стало больше, чем цыплят?»
Дети: Да, больше.
Воспитатель вместе с детьми считает курочек и спрашивает:
• Сколько курочек? Как получилось пять курочек?
• Сколько цыплят? Пять курочек и четыре цыпленка — сравните, кого больше. (Пять курочек больше, чем четыре цыпленка.)
• Четыре цыпленка и пять курочек — кого меньше. (Четыре цыпленка меньше, чем пять курочек. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну: по пять».
Дети: Положить ещё одного цыплёнка.
Воспитатель уточняет, как получилось 5 цыплят. (К 4 цыплятам добавили еще 1 цыпленка.)
Слайд 7
Воспитатель: Одна курочка ушла. Сколько курочек осталось? Сколько цыплят? Как еще можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну?
Дети – убрать одного цыплёнка.
Слайд 8
Воспитатель: Молодцы, давайте посмотрим на наши часы.
Стрелка, стрелка покрутись,
Время суток покажись!
2 загадка: Солнышко уже давно,
Смотрит ласково в окно.
Поиграли, почитали
и немножечко устали.
На прогулку мы идем.
Происходит это? (днем)
Продолжаем отвечать, части суток называть.
Воспитатель: Что здесь изображено, ребята?
Дети говорят о том, что на картинке изображено, что девочка занимается, а в окошко светит солнце.
Воспитатель: А когда это бывает? Какое это время суток?
Воспитатель: День самое светлое время суток. Именно в это время люди стараются делать серьезные и важные дела. А что мы делаем днем?
Дети отвечают, что днем они рисуют, поют, читают, гуляют, занимаются.
Воспитатель: Ребята, перед каждым из вас лежат карточки с изображением солнышка. Посмотрите на них внимательно. На них солнышко просыпается, занимается, смотрит телевизор и спит это соответствует четырем частям суток. Так же у вас на столах лежат карточки с изображением будильника.
Воспитатель: А на сколько частей разделён будильник.
Дети: на 4 части.
Воспитатель: А, в какой цвет окрашены эти части?
Дети: Белый, жёлтый, синий, чёрный.
Сейчас мы с вами будет делать будильник с частями суток. Вам необходимо выбрать то солнышко, которое соответствует тем действиям, которые мы с вами делаем в течении дня и приклеить их в определенной последовательности, на нужный цвет суток.
Слайд 9
Воспитатель: Какие вы у меня внимательные! Сейчас мы немного отдохнём и поиграем в игру, которая называется
«День- ночь».
Под музыку из «Усатого Няня» дети выполняют разные действия (прыгают, играют, танцуют и т. д., а когда звучит музыка из «Спокойной ночи», они приседают и закрывают глаза ладошками. Игра повторяется 3- 4 раза.
Воспитатель: Ребята, вы отдохнули? А наш телевизор показывает нам новую картинку. Присаживайтесь на стульчики и смотрите.
Слайд 10
На экране выходит картинка с изображением слона жонглирующим шаром, кубом и цилиндром, а также- квадрат, круг, прямоугольник.
Воспитатель: Ребята, скажите- что вы видите на картинке?
Дети отвечают, что на картинке слон жонглирует шаром, кубом и цилиндр.
Воспитатель: А, что вы ещё видите?
Дети говорят о геометрических фигурах.
Слайд 11
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам разложить фигуры по коробкам. На картинке две коробки, на них есть цифры: Ребята, назовите цифры (дети называют). Правильно и теперь мы свами разложим объёмные фигуры в коробку с цифрой 1, а плоские с цифрой 2.
Дети с помощью воспитателя называют фигуры и говорят в какую коробку их убрать.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Слайд 12
Воспитатель: Стрелка, стрелка покрутись,
Время суток покажись!
Посмотрите наша стрелка опять крутится…
3 загадка: Наигралась детвора.
Расставаться нам пора.
Вот уже и мы с тобой
возвращаемся домой.
Огни мелькают словно свечи,
Все ответят это? (вечер)
Продолжаем отвечать, части суток называть.
Воспитатель: Что здесь нарисовано?
Дети отвечают, что на картинке нарисована девочка, которая смотрит спокойной ночи.
Воспитатель: Как вы думаете, какое это время суток?
Дети отвечают, что вечер.
Воспитатель: Что вечером делают люди!
Дети отвечают, что вечером люди возвращаются с работы домой, ужинают, смотрят телевизор, расправляют кровати и готовятся ко сну!
Воспитатель: Правильно!
Слайд 13
4 загадка: На дворе уже темно,
Спать легли уж все давно.
Мама, папа, сын и дочь,
Наступила, значит? (ночь)
Воспитатель: Стрелка, стрелка покрутись, время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята? Какое время суток?
Дети отвечают, что на картинке изображена ночь.
Воспитатель: Ребята, а что вы ночью делаете?
Дети рассказывают, что ночью они спят.
Воспитатель: Правильно, ночью дети и взрослые отдыхают, потому что работали, учились, занимались делами – устали! И только звезды на небе подмигивают весело друг другу!
Слайд 14
Итог. Рефлексия деятельности.
А теперь присядем на ковер закроем глаза и немного помечтаем. (Дети под спокойную музыку присаживаются, (ложатся) на ковёр)
- Вам понравилось занятие?
- О чем мы говорили?
- Сколько частей суток?
- Чему учились на занятии?
- Вам понравилось занятие?
- А что вам больше всего понравилось на занятии?
- Давайте еще раз по порядку назовем все части суток. На сколько частей делятся сутки? Назовите, что идет за ночью, днем, вечером?
Дети: Утро, день, вечер, ночь - это… части суток.
Молодцы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белошистая А. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет/[Текст]// пособие для педагогов дошкольных учреждений. Кн. 1. – М. : Владос,
2. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитание и обучения в детском саду/[Текст]//издательский дом «Просвешение», 2006г
3. Грибанова А. К., Колечко В. В., Пасека А. М., Щебракова Е. И. Математика дошкольникам. /[Текст]//– Рад. школа. 1988.
4. Метлина Л. С. Математика в детском саду. /[Текст]// М. : Просвещение, 1984.
5. Петерсон Л. Г., Кочемасов Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. /[Текст]// Методические рекомендации. – М. : Баласс, 2003.
6. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. /[Текст]//– М. : Просвещение, 1991.
7. Соколова Е. И., Тарабарина Т. И. Детям о времени. Пособия для родителей и педагогов/[Текст]//. - Ярославль: Академия развития,1996.
8. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» средняя группа (для занятий с детьми 4-5 лет, Л. В. Минкевич «Математика в детском саду» средняя группа