Папки-передвижки

Конспект занятия по математике «Шире, уже» в средней группе

Ирина Ярыгина
Конспект занятия по математике «Шире, уже» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

1) уточнить пространственные отношения «шире»«уже», сформи-

ровать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и

наложения, тренировать умение понимать и правильно использовать в

речи слова «широкий», «узкий»;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения

под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);

3) закрепить счетные умения, умение определять, называть и срав-

нивать свойства предметов, видеть и продолжать закономерность чере-

дования фигур по форме;

Публикация «Конспект занятия по математике „Шире, уже“ в средней группе» размещена в разделах

4) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, раз-

вивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое

мышление.

Материалы к занятию :

Демонстрационный: игрушки (медвежонок, зайчонок, два одеяла, ве-

ревки.

Раздаточный: полоски одинаковой длины, но разного цвета и разной

ширины, листы бумаги с нарисованной веревкой для развешивания по-

лотенец, полотенца-полоски.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую

деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

— Любите ли вы ходить в гости?

— К кому вы любите ходить в гости?

— Что вам нравится в гостях?

Воспитатель рассказывает, что сегодня медвежонок и зайчонок при-

глашают детей в гости.

1. Актуализация знаний.

1.1. Игра «На ДРУГОЙ берег».

Дидактические задачи: актуализировать умение детей зрительно срав-

нивать предметы по ширине, тренировать мыслительные операции ана-

лиз и сравнение, развивать воображение, речь.

На полу прыгалками или веревочками обозначена речка, причем

в разных местах она имеет разную ширину. Дети могут перепрыгнуть

речку в узкой ее части и не могут — в широкой.

Воспитатель подводит детей к широкой части реки и предлагает им

представить, что друзья медвежонок и зайчонок живут на другом берегу

реки.

— Как можно перебраться на другой берег?

Выслушиваются все предложения детей. После этого воспитатель

подводит их к мысли речку перешагнуть и предлагает это сделать. Дети

пробуют, но у них не получается.

— Почему вам не удается сделать это? (Потому что река широкая.)

— Какой должна быть речка, чтобы вы могли ее перешагнуть?

(Узкой.)

Воспитатель предлагает детям найти место, которое они смогут пе-

решагнуть. Дети перебираются на другой берег.

2. Затруднение в игровой ситуации.

2.1. Игра «Одеяла».

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для построения способа срав-

нения предметов по ширине;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации за-

труднения и понимания его причины;

3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, разви-

вать логическое мышление, речь.

Дети подходят к воспитателю, около которого находятся две игрушки:

медвежонок и зайчонок. Медвежонок значительно толще зайчонка.

— Сколько было друзей? (Два.)

— Как вы думаете, это были малыши или взрослые звери? (Малыши.)

— Почему вы думаете, что малыши?

— А как бы вы назвали этих зверей, если бы они были взрослые?

(Медведь, заяц.)

Воспитатель рассказывает детям о том, что зверушки собираются ло-

житься спать, и просят детей подобрать им нужные одеяла.

— Как вы думаете, одинаковые ли одеяла нужны медвежонку и зай-

чонку,

Если дети ответят, что одеяла должны быть одинаковыми, надо по-

ложить игрушки и накрыть их одинаковыми по длине и ширине оде-

ялами. Ширина одеял должна быть достаточной для зайчонка и узкой

для медвежонка.

- Удобно ли медвежонку укрываться таким одеялом? (Нет.)

- Почему неудобно? (Оно не укрывает медвежонка.)

- Каким должно быть одеяло у медвежонка? (Широкое.)

Воспитатель предлагает детям подобрать для зверушек одеяла.

Дети садятся за столы. У каждого три полоски одинаковой длины.

Две полоски узкие (имеют одинаковую ширину, а одна — широкая.

Одна из узких полосок и широкая имеют одинаковый цвет.

- Сколько одеял надо взять? (Два.)

- Почему вы думаете, что одеял должно быть два? (Медвежонок и

зайчонок — два друга.)

Дети самостоятельно выбирают 2 полоски.

- Какое одеяло вы взяли для медвежонка (зайчонка?

Если дети правильно выбрали полоски, то медвежонок не верит, что

его одеяло шире, а если полоски выбраны неправильно, то медвежонок

недоволен тем, что его одеяло узкое.

- Смоги ли вы выбрать одеяло для медвежонка? (Нет.).

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как это сделать.)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) сформировать представление о способе сравнения предметов по

ширине путем наложения и приложения;

2) сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия,

эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обоб-

щение, развивать память, речь, инициативность, творческие способ-

ности.

- Чем мы сейчас должны заняться? (Мы должны научиться сравнивать

предметы по ширине.)

Выслушиваются все предложения детей. Воспитатель, исходя из

идей, высказанных детьми, помогает им наложить либо приложить

полоски, сравнивая короткие стороны. При обсуждении важно соз-

дать положительный эмоциональный фон, ощущение радости детей

от процесса поиска решения, значимости вклада каждого в общий

успех.

- Какое одеяло широкое (узкое?

- Справились мы со своей задачей? (Да.)

- Молодцы!

Зверушки просят воспитателя и детей нарисовать картинку как на-

поминание о том, как надо сравнивать по ширине. Медвежонок и зай-

чонок волнуются, что могут забыть, как это делается.

Воспитатель наклеивает на глазах у детей одну полоску на другую и

проговаривает вывод: чтобы сравнить полоски по ширине, надо одну по-

лоску наложить на другую (либо приложить одну полоску к другой) так,

чтобы совместить короткие стороны. Если они совместятся, то полоски

по ширине равны, а если нет — то не равны.

Если позволит уровень подготовки детей, в завершение можно об-

судить с ними, чем отличается сравнение по длине и сравнение по

ширине: при сравнении по длине совмещаются (наложением или

приложением) длинные стороны, а при сравнении по ширине — ко-

роткие.

Картинка вывешивается на видном месте.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Спят усталые игрушки».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, разви-

вать фантазию, воображение.

Воспитатель предлагает детям лечь спать вместе с медвежонком и

зайчонком. Можно включить мелодию «Спят усталые игрушки».

Дети ложатся на ковер в произвольной позе, закрывают глаза.

- Проснулись зверушки, сладко потянулись, улыбнулись солнышку.

5.2. Игра «Полотенца».

Дидактические задачи:

1) закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства пред-

метов, способ сравнения предметов по ширине путем наложения и

приложения, счетные умения;

2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обоб-

щение, развивать внимание, логическое мышление, речь.

Дети садятся за столы по одному. На столах лежат 2 широкие и

2 узкие полоски - полотенца медвежонка и зайчонка, и лист бумаги

с нарисованной на них горизонтальной линией — веревочкой.

Воспитатель рассказывает, что зверушки попросили детей развесить

сушить полотенца на веревочку.

- Какие из этих полотенец принадлежат медвежонку, а какие зай-

чонку?

Как правило, дети отвечают, что широкие полотенца — для медве-

жонка, а узкие — для зайчонка.

- Как вы будете сравнивать полотенца по ширине?

Дети с помощью воспитателя проговаривают, опираясь на рисунок,

способ сравнения по ширине и выполняют задание.

- Соберите полотенца медвежонка в одну кучку, а полотенца зай-

чонка — в другую.

- Рассмотрите полотенца медвежонка.

- Чем полотенца отличаются? (Цветом.)

- Чем они похожи? (У них одинаковая ширина и длина.)

- Теперь рассмотрите полотенца зайчонка. Чем они похожи? (У них

одинаковая ширина и длина.)

- А чем они отличаются? (Цветом.)

Воспитатель предлагает детям повесить на веревку широкое красное

полотенце.

- Рядом повесьте узкое полотенце другого цвета.

- Следующим повесьте синее полотенце.

- Расскажите, какое полотенце еще не повешено? (Красное, узкое.)

- Сколько полотенец вы повесили сушиться? (Четыре.)

- Сколько красных полотенец висит на веревке? (Два.)

- Чем отличаются эти полотенца? (Одно широкое, другое узкое.)

- Сколько полотенец желтого цвета повесили сушить? (Одно.)

- Сколько широких (узких) полотенец висит на веревке? (По два.)

- Что интересного вы увидели в том, как развешены полотенца?

( Они висят так: широкое, узкое, широкое, узкое.)

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они де-

лали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- У кого в гостях вы сегодня побывали?

- Чем вы помогли медвежонку и зайчонку?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь зверуш-

кам, потому что научились сравнивать предметы по ширине.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры»Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры» Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры» Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах:.

Конспект НОД по ФЭМП «Понятия — уже и шире» в средней группеКонспект НОД по ФЭМП «Понятия — уже и шире» в средней группе Конспект НОД по ФЭМП «Понятия уже — шире» в средней группе Цель: Создать условия для самостоятельной игровой и мотивационной ситуации для.

Конспект открытого занятия-развлечения по математике в средней группе «Путешествие по сказкам» Цель: Проверить умения детей применять полученные на занятиях знания при выполнении заданий в условиях игры. Программное содержание: Образовательные.

Конспект занятия по математике в средней группе «Собираем урожай. Грибы»Конспект занятия по математике в средней группе «Собираем урожай. Грибы» Конспект занятия в средней группе по математике по теме "Собираем урожай. Грибы" Цель: расширять представления детей о грибах, где они.

Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» в средней группеКонспект занятия по математике «Геометрические фигуры» в средней группе Тема: «Геометрические фигуры» (треугольник, круг, квадрат) Задачи: учить находить предметы в форме круга, квадрата, треугольника, вырезать.

Конспект занятия по математике в средней группе «Осеннее путешествие» Программное содержание:1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах четырех. 2. Закрепить знания о геометрических фигурах.

Конспект занятия по математике в средней группе «Повторение. Число 7. Цифра 7»Конспект занятия по математике в средней группе «Повторение. Число 7. Цифра 7» Цели занятия : закреплять умение детей считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-7 с количеством, закрепить представления.

Конспект занятия по математике в средней группе с блоками Дьенеша Цель: 1. Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам: цвету, форме,.

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказочное путешествие с колобком» Тема:» Сказочное путешествие с Колобком» Цель: Продолжать упражнять в счёте предметов в пределах 4. закрепить знания детей о геометрических.

Конспект занятия по математике в средней группе «В гости к гномам. Число 7, цифра 7»Конспект занятия по математике в средней группе «В гости к гномам. Число 7, цифра 7» Цели занятия: формировать представление о числе и цифре 7, умение считать до семи ; тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение.

Автор публикации:
Конспект занятия по математике «Шире, уже» в средней группе
Опубликовано: 16 ноября 2020 в 21:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по математике «Шире, уже» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ярыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД