Лилия Тагиева
Конспект занятия по математике «Ритм (поиск и составление закономерностей)» (средняя группа, дети пяти лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Ритм (поиск и составление закономерностей)
Цель: Сформировать представление о ритме (закономерности, умение в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов фигур; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателем. Закрепить изученные геометрические фигуры, закрепить умение определять и называть свойства предметов. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнения, обобщение и аналогию, развивать внимание, память речь, логическое мышление, фантазию.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Материал к занятию : краски времена года в виде геометрических фигур (квадраты соответствующих цветов, комплекты орнаментов для составления узоров, коврики.
Раздаточный материал : карандаши 4-ри цвета по количеству детей, задания на листиках для закрепления материала.
Ход занятия : Воспитатель собирает детей возле себя. Беседа с детьми.
-Есть ли у вас любимое время года?
-За что вы любите,например, лето?
-А какое сейчас время года?
-Какое время на ваш взгляд самое красивое?
Ответы детей. Воспитатель подводит к тому, что красиво любое время года. Во все времена художники поэты писали стихи, рисовали картины, восхищались всеми временами года. Предлагаю вам представить, что вы художники и хотите нарисовать времена года.
-Какой краской вы будете рисовать (зиму, лето, осень?
Ответы детей: почему они выбрали именно эти цвета.
-Что происходит весной? (Тает снег, текут ручьи, голубое небо.)
-Какую краску возьмем,для того, чтобы изобразить весну (голубую.)
-В какое время года начинается новый год?
Воспитатель предлагает нарисовать времена года начиная с зимы по порядку.
Дети выкладывают квадраты выбранных цветов : белый, голубой, зеленый, желтый, белый, голубой, …. Больше зеленого квадрата нету.
-Смогли ли вы выполнить задание?
-Почему не смогли?
Не хватает зеленого квадрата.
-Почему нельзя положить вместо зеленого какой-нибудь другой цвет?
Дети высказывают свое мнение.
Воспитатель подводит к выводу о том, что после весны наступает лето.
-Что нужно сделать для того, что бы задание было закончено? (зеленый квадрат).
В завершении дети хором проговаривают ритм : зима, весна, лето, осень, зима, весна, лето, осень.
Воспитатель подводит итог: времена года идут друг за другом в определенной последовательности, который повторяется (то есть в определенном ритме).
Физ. минутка: Встанем нужно отдохнуть наши пальчики встряхнуть,
поднимаем руки вверх шевелитесь пальчики,
так шевелят ушками серенькие зайчики…
Сюрпризный момент в дверь стучит Вини-Пух. Здоровается.
Вини-Пух рассказывает, что собирается к Пяточку на день рождения и хочет подарить ему коврики. Но он не может их красиво украсить и придумать узор.
И просит ребят помочь.
Давайте его научим. Воспитатель достает три коврика. По желанию детей выходят три ребенка и выкладывают узоры из геометрических фигур, соблюдая закономерность. Проговаривают ритм сначала по цвету, потом по форме, потом по размеру.
Вини-Пух обращается к детям.
-А если я забуду как выкладывать узор?
Ребята научат тебя «логоритмике».
Ребята вместе с Вини-Пухом простукивают по цвету, по форме, по размеру рисунок с повторениями.
Вини –Пух благодарит ребят за чудесные коврики и за помощь.
Уходит на день рождение.
А теперь мы поедем в гости к Мальвине. Ей то же нужна наша помощь. Вы же любите помогать?
Дети ложатся на пол на спину и имитируют езду на велосипеде. С начало медленно на горку, потом быстро с горки.
Воспитатель спрашивают у детей заметили ли они ритм в движениях.
Ответы детей. (с начало быстро, потом медленно, с начало на горку потом с горки). Вывод,что здесь тоже было повторение следовательно ритм.
Воспитатель приглашает детей за столы и помочь Мальвине.
Она тоже хотела стать художницей, но забыла последовательность времен года. Давайте ей поможем!
А в следующем задании Артемон порвал бусы Мальвины, а теперь хочет починить. Нужно найти ниточку которая оторвалась. Ребята простукивают с начало по цвету, потом по размеру используя «логоритмику».
Последнее задание ребята выполняют самостоятельна. Заканчивают разукрашивать дорожки к домику Мальвины соблюдая закономерность.
Воспитатель задают вопросы:
-Какие геометрические фигуры спрятались в первой дорожке?
-Какие фигуры спрятались во второй дорожке?
-Какие в третьей?
Воспитатель хвалит детей. Молодцы ребята вы меня порадовали. Молодцы!
-Что понравилось на занятии?
-Что было самое интересное?
-Что больше всего запомнилось?
Стук в дверь. Ребята слышите кто то стучится. Ой это посылка от Вини-Пуха и Пяточка они прислали вам угощенье. За помощь которую вы оказали.
Угощенье детей.