Назарова Марина Владимировна
Конспект занятия по математике «Образование числа 4»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: средняя группа 4-5 лет
Тема: Образование числа 4.
Цель: Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности.
Задачи:
Образовательные :
- Познакомить с образованием числа 4, учить считать в пределах 4, отвечать на вопрос «сколько»
- Совершенствовать умение составлять группы из четырёх предметов, обозначать их общим словом (растения, животные и т. д.)
- Закреплять умение понимать обращённую речь и отвечать на вопросы взрослого.
Публикация «Конспект занятия по математике „Образование числа 4“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 4. Состав числа четыре, счёт до четырех
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
- Развивать логическое мышление у детей, наблюдательность. Умение сопоставлять, сравнивать.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, познавательный интерес, самостоятельность, активность, дружеские взаимоотношения между детьми.
Оборудование: Демонстрационный материал : магнитная доска, яркие плоскостные фигуры (2мальчика и 2 девочки, фотоаппараты - 8 штук
Раздаточный материал : картинки растений, животных, птиц, рыб, насекомых и т. д., отметки-пятёрки
План проведения занятия :
Вводная часть - 5 минут; приё мы: погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа; форма: игра, занимательные упражнения, беседа;
Основная часть – 10-12 минут; приё мы работы: рассказ, беседа, дидактическая игра, иллюстрация, демонстрация; самостоятельная работа; формы: занимательные упражнения
Заключительная часть – 2-3 минуты; приё мы работы: закрепление, усвоение материала, форма: сюрпризный момент.
Ход занятия:
Вводная часть:
Организационная игра: «Дружно пальчики считали»
Воспитатель: Ребята, встаньте напротив доски. Послушайте внимательно интересную задачку. Жил – был Рома (прикрепляет к магнитной доске фигурку мальчика 15 – 20 см роста веселого шагающего). Жил – был Сема (ставим еще одного, и девочка Маша. Потом прибежал мальчик Толя (ставит фигурку). Сколько же детей жили – были?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Чего четыре или кого четыре?
Дети: Четыре ребенка жили – были.
Основная часть:
Воспитатель разыгрывает спектакль в игровой форме.
Воспитатель: Рома говорит: «Пойдем в поход». Сема:«Будем путешествовать». Один ребенок (как бы про себя… и показываете жестом) Рома; да ещё один ребенок…Сема, да еще один ребенок…Маша, да еще один ребенок…Толя. Всего четверо ребят (обводящий жест). Если считать от Ромы…Один, Два, Три, Четыре – получится 4 ребят. А если считать от Маши, сколько же тогда отправится ребят в поход.
Дети: Один, два, три, четыре.
Воспитатель: Кто догадался, как получилось четверо ребят?
Дети: …собирались трое ребят идти в поход, а потом прибежал мальчик Толя.
Воспитатель: Как же нужно сказать? (было трое, да еще один, получилось четверо детей). Вот как интересно получается число четыре : три (показывает на фигурки, да еще один (показывает) получиться «четыре» (обводящий жест всей группы).
У фигурки первого мальчика прикреплен фотоаппарат.
Воспитатель: А вот у Ромы – один фотоаппарат, а можно сделать так, чтобы было четыре фотоаппарата? Как?
Дети: Надо дать фотоаппараты Семе, Маше, Толе.
В: Дать фотоаппараты? Сколько ещё фотоаппаратов нужно?
Воспитатель: Всего три, ведь один есть, да еще три, и тогда станет четыре фотоаппарата. Давайте проверим. Иди Настя, раздай фотоаппараты ребятам.
(«Фотоаппараты» лежат на столе кучкой, не разложены, их больше, чем надо) Настя:
Настя: Роме один, Маше один, Толе один, Семе один.
Воспитатель: Сколько же ты фотоаппаратов ты дала? (обводящий жест).
Настя: Дала четыре фотоаппарата.
Воспитатель: А сколько же получилось фотоаппаратов у всех ребят?
Настя: Всего получилось четыре фотоаппарата.
Воспитатель: Молодец, Настя!
Физминутка
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Воспитатель: Рома сказал: «Я буду фотографировать» и Маша сказала: «Я буду фотографировать» В походе они все фотографировали, получилось много разных фотографий, но все они перепутались. Поможем ребятам фотографии разобрать? (да) Возьмите каждой по одной картинке.
(дети подходят к столам и берут по одной картинке). Кто взял картинку садитесь на стульчики. Посмотрим, что же ребята фотографировали?
Дети: Берёза, голубь, карась, ромашка…
Воспитатель: Что же они фотографировали? Что у тебя?
Дети: Деревья… могут назвать вид, а не группу.
Воспитатель: Вот какие разные они фотографии сделали. Сколько ребят пошло в поход?
Дети: Четверо.
Воспитатель: У каждого получилось 4 фотографии. Вы пойдите к левому столу, а вы сюда к правому столу и подберите по четыре фотографии. Сколько у вас в руках фотографий?
Дети: Одна.
Воспитатель: Сколько картинок ещё нужно подобрать, чтобы получилось всего 4?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Ребята, подберите фотографии так, чтобы можно было назвать картинки одним словом.
Воспитатель: (Принимаете и спрашиваете). Сколько ты принес фотографий?
Дети: 4
Воспитатель: 4 чего?
(Может быть, он принес четыре дерева, а может 4 растения. Например, березу, одуванчик, ромашка, дуб).
Ребё нок: Одно растение…береза, да еще одно растение… дуб, да еще одно растение. и т. д. Всего 4 растения. (Ребёнок должен назвать общим словом собранные фотографии).
Выбор картинок позволяет восстановить представление о живом: о растениях, о животных, о птицах, о рыбах, о плавающих (могут быть и птицы, и рыбы, и звери и др., о летающих (насекомые, птицы, о детёнышах. Но может быть объединение по ассоциативным связям: по цвету, по форме, по месту произрастания.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, решили мы с вами интересную задачку? Про кого задачка? С каким числом познакомились? (с числом 4) Чем занимались? (считали ребят, фотографии). Что больше понравилось?
Воспитатель: Сегодня на занятии все работали хорошо, но некоторые постарались и заслужили вот такие пятёрочки. Молодцы! (вручение пятёрок)
В водной части воспитатель провёл мотивацию, заинтересовал детей задачей, настроил их на работу, у детей появился интерес. В течение всей основной части занятия воспитатель держал всех детей в поле зрения. Использовались методы: игровые (дидактические игры, физкультминутка); словесные (объяснение, вопросы); наглядные (показ, работа с демонстрационным материалом); практические (самостоятельная деятельность с карточками, дидактические игры, упражнения). В заключительной части был подведён итог, с помощью ответов детей на вопросы, дети, которые справились с заданием, получили приз - отметку пять.
Количество детей: вся группа, в среднем 18 человек, но можно разделить детей на две подгруппы, если не будет хватать раздаточного материала.
Итог. Я думаю, что занятие интересное, динамичное. Для проведения задания были созданы комфортные условия пространства с учётом размещения и перемещения Занятие рассчитано на 20 минут. Длительность и структура выдержаны, осуществлялось чередование видов деятельности. Структура занятия выстроена таким образом, что все её части взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно-образовательному процессу. Для достижения результата я опиралась на возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, воспитывающие задачи решались в единстве. Основные этапы чётко переходили от одного к другому. Формирование знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного задания к другому позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс. Для перехода к следующему заданию, обеспечила игровую мотивацию. Опираясь на знания детей, задавала проблемные вопросы. В течение мероприятия прослеживалась доброжелательная обстановка, заинтересованность детей, утомления не наблюдалось. Всем детям предоставлялась возможность проявить себя. Дети с интересом вступают в общение, а также выполняют задания. В конце занятия нужно посмотреть, все ли дети справились с заданием и после того как оно закончится нужно ёщё раз закрепить с теми материал, кто не справился. Это можно сделать как на прогулке, так и в группе. Но надо добиться, чтобы все дети поняли материал и умели обобщать по признакам. Можно и изменить занятие, дополнив его дополнительными заданиями и дидактическим материалом.
Литература:
Крылова Н. М. Иванова В. Г., дом радости, средняя группа. февраль. Пермь, 2013
Крылова Н. М. детский сад- дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М-:ТЦ Сфера, 2013