Юлия Михайловна Букатова
Конспект занятия по математическому развитию для детей подготовительной группы «Деревья. Лес»
▼ Скачать + Заказать документы
План занятия
Тема недели Деревья. Лес.
Тема занятий (по новой задаче) Измерение. Состав числа 6. Многоугольники.
Задачи • Учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки
• Учить составлять число 6 из двух меньших чисел
• Учить отсчитывать количество предметов по заданной цифре
• Учить составлять геометрические фигуры из счетных палочек
• Упражнять в счете в пределах 10, учить называть соседей числа, различать и называть цифры по порядку
Публикация «Конспект занятия по математическому развитию для детей подготовительной группы „Деревья, Лес“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
• Закрепить знания о геометрических фигурах
Демонстрационный материал Две миски, в одну из которых насыпано три чашки риса; мерки: чашка, стаканчик; геометрические фигуры: ромб, трапеция, фишки, танграм (образец из частей) : заяц сидящий
Раздаточный материал Мелкие игрушки или набор геометрических фигур (не менее 10, комплект цифр от 1 до 10, счетные палочки, 10 квадратов одного цвета и 10 квадратов другого цвета, игра «Танграм»
Активизация словаря Мерка, измерение, знак, «соседи» числа, числовой ряд, квадрат, ромб, трапеция
Ход
1. Разминка
Задача-шутка: Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (Ответ 5 птиц)
2. Повторение пройденного материала :
- Ребята скажите, пожалуйста, какой сегодня день недели? Если сегодня вторник, то какой день был вчера? А какой день недели будет через 2 дня? Сколько дней в неделю вы отдыхаете? А сколько всего дней недели вы знаете? Назовите их. (ответы детей)
- Выложите из счётных палочек все варианта состава числа 5? Расскажите, как может быть составлено число 5?
3. Физкультминутка
Во дворе стоит сосна, к небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
Стоя на одной ноге, подтянуться – руки вверх, то же самое на другой ноге.
Наклоны корпуса вперед-назад.
Рывки руками перед грудью.
Приседания.
Дети идут на места.
4. Работа с демонстрационном материалом (Новая задача)
Измерение
- Перед вами на столах выложен ряд цифр от 1 до 10.
Воспитатель, показывая детям миску с рисом, задает вопросы:
• Как называется крупа в миске? (рис)
• Как узнать, сколько риса в миске? (надо его измерить)
• Что для этого нужно сделать? (взвесить на весах, насыпать во что-то)
• Чем можно измерить рис? (всеми предметами, в которые его можно насыпать)
Выслушав ответы детей воспитатель показывая прозрачную миску с рисом предлагает измерить рис чашкой, договаривается с детьми какой будет мерка, и напоминает что каждый раз, когда отмерили полную чашку, надо выставлять какой-нибудь предмет для того чтобы не сбиться со счета.
Один ребенок помогает педагогу измерять, остальные дети следят за полнотой меры и выставляют предметы.
Окончив измерение, воспитатель предлагает детям назвать цифру, которая покажет, сколько чашек риса в миске.
Затем воспитатель предлагает измерить тот же рис другой меркой, например стаканчиком. Один ребенок измеряет, остальные дети выкладывают предметы.
Воспитатель предлагает назвать цифру, которая покажет, сколько стаканчиков риса в миске.
- Сколько получилось чашек риса? Сколько стаканов риса? Поставьте знак между цифрами и прочитайте запись.
Дети читают «Три меньше шести, шесть больше трех».
- Почему получились разные ответы при одном и том же количестве риса? (Чем больше мерка, тем меньше число получается и наоборот: чем меньше мерка, тем большее число получается).
После этого воспитатель уточняет, чем были чашка и стакан при измерении. (Мерками)
Примечание. Не забывайте обращать внимание детей на полноту мерки.
При первичном измерении сыпучих веществ желательно иметь прозрачную посуду. Детям будет лучше видно, что одна емкость наполняется, а в другой крупа убывает.
Состав числа 6
Перед детьми квадраты двух цветов. Педагог предлагает детям отсчитать шесть квадратов красного цвета, а затем последний в ряду квадрат заменить квадратом желтого цвета.
- Как вы составили число шесть? (из шести квадратов красного цвета и квадратом желтого цвета)
Затем воспитатель предлагает детям выложить другие варианты состава числа шесть.
После того, как дети справятся с заданием, предложить им рассказать, как они составили число шесть. (Четыре и два, три и три, два и четыре, один и пять, а вместе шесть.)
Обратить внимание детей на то, чтобы они раскладывали квадраты в той же последовательности, в которой они составляли числа на предыдущих занятиях.
5. Работа с раздаточным материалом
Игра «Назови предмет»
• Дети стоят полукругом. Перед ними лежит ромб. Педагог сначала предлагает детям по-разному назвать фигуру (ромб, четырехугольник, многоугольник, а затем назвать предметы, которые имеют такую же форму, например, конфета, пуговица, коробка и т. д. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Затем вместо ромба положите трапецию. Дети должны назвать предметы, имеющие форму трапеции: юбка, крыша дома и т. д. В конце игры подсчитываются фишки, и выясняется, кто из детей назвал больше всего предметов.
Игра «Считай -не ошибись»
• Дети играют парами. Они выкладывают на столах ряд цифр от 1 до 10 и проверяют друг друга, правильно ли выложен ряд. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий отсчитывает определенное количество игрушек, а его сосед рядом кладет соответствующую цифру.
Если ребенок правильно выполнил задание, он становиться ведущим и игра продолжается.
Измененный вариант: Один ребенок выдвигает цифру из числового ряда, а другой отсчитывает игрушки.
Составление геометрических фигур из счетных палочек
Перед детьми на столах лежат коробки со счетными палочками.
Педагог дает задание:
Отсчитайте три палочки и сделайте треугольник (см. рисунок)
Отсчитайте две палочки и сделайте еще один треугольник (см. рисунок)
Сколько треугольников получилось? (два)
Сколько многоугольников? (три)
Отсчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник (см. рисунок)
Сколько треугольников? (три)
Сколько многоугольников? (шесть)
Найдите и покажите их.
Во время работы детей уточнять, сколько палочек они отсчитали, сколько каких цифр получилось.
Напоминать, что дети могут располагать палочки так, как им удобно.
6. Развивающая игра «Танграм» (по образцу). «Заяц сидящий»
- Ребята отгадайте загадку:
Длинные ушки, раскосые глазки.
Очень трусливый и в жизни, и в сказке.
Прячется он от лисицы и волка.
Любимые блюда: капуста, морковка. (Заяц)
На доске размещается образец:
- Ребята, а что есть у зайца? (туловище, лапы, хвост, уши, голова)
- Какой фигурой мы обозначим голову зайцу? (квадратом)
Воспитатель поочередно спрашивает про все части тела.
Затем предлагает выложить каждому самостоятельно зайца по образцу.
7. Анализ занятия.
- Ребята, что мы делали на занятии? Что вам показалось самым трудным?