Анаит Оганнисян
Конспект занятия по лепке в старшей группе по мотивам дымковской игрушки «Петух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с русским промыслом – изготовлением дымковских игрушек.
Оборудование: пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки, презентация дымковских глиняных игрушек, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Воспитатель; Ребята, начнем наше занятие с одного интересного рассказа.
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Петух, петушок. Конспекты занятий по лепке
- Старшая группа
- Темочки
Далеко-далеко, на берегу реки Вятка стоит большое село. Там живут люди, которые встают рано утром, затопляют печи и из труб валит густой дым. Домов в селе много, вот и прозвали село Дымково. В этом селе жили веселые и озорные люди, они любили лепить из глины разные игрушки. А начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге.
Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки. Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней „примажут" стан, ручки, голову и украсят оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы „примазки" при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время „оглаживает" игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и
остужали. Затем игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный, малиновая, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая - для росписи лица.
Узоры на игрушках рисовали разные : клетки, полоски, змейки, кружки, овалы, точки. Кружки означали- солнце, волнистая линия –воду, клетка-поле. И в довершение всего украшали сияющими листочками-ромбиками словно из золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче. Стали эти игрушки называться по имени села дымковскими.
Много игрушек делали за зиму, а к весне выходили вместе свистеть и прогонять зиму.
А еще были игрушки, которыми играли, и те, которыми украшали жилище, такие игрушки берегли и в них не играли.
Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины Дымково лепили их для ярмарки, которая называлась «Ярмарка-Свистунья». Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.
– Ребята, еще раз скажите, как называются эти игрушки? Дымковские.
– Перечислите названия игрушек, которые вы видите.
– Мы видим барышню и гармониста, индюка и лошадку.
– Из какого материала делают игрушки мастера?
– Правильно, из глины.
– Значит, игрушки какие?
– Верно, глИняные.
– Какие элементы росписи вы видите на игрушках?
– Прямые и волнистые линии, точки, круги, овалы, ромбы.
– Какие цвета использовали художники для росписи дымковской игрушки?
– Синий, красный, оранжевый, зеленый, малиновый цвета. Еще черный и золотистый.
– Правильно, все цвета яркие, нарядные, праздничные.
– Узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные.
«Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те своих дочек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки».
– Создание дымковской игрушки – трудоемкое ручное производство. Не зря среди народных мастериц бытует такая история о рождении дымковской игрушки :
«Что бы сделать игрушку, много надо труда приложить. Ведь игрушка должна 3 раза родиться.
Первый раз рождается, когда ее вылепят. Она коричневая и ломкая.
Второй раз рождается, когда ее обжигают, чтобы она окрепла.
Третий раз рождается, когда ее раскрашивают.
-Мы ребята с вами уже расписывали краской дымковские игрушки, помните? (ответы детей).
-Сегодня мы будем дымковскими мастерами и слепим игрушку. Лепить будем из пластилина. А кого – узнаете, отгадав загадку:
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети… петушок
Давайте посмотрим на петушка : Петух-птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц. Какое же оно? (Овальное)
-посмотрите на голову и шею петуха. Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею. А какая шея? (длинная, гибкая, у тела немного расширяется).
-что вы заметили интересного на голове и шее петуха (высокий гребень, как корона, и бородка, похожая на гроздь ягод).
-какие по форме крылья и хвост? (круглые, большие, на конце волнистые). Обратите внимание ребята, на какой подставке сидит наш петушок.
А теперь приступим к работе.
– Для этого нам нужно разделить пластилин на две части. Из одной части лепим овальное туловище, вытягиваем шею и формируем голову, из второго куска лепим хвост, и подставку.
– украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя налепы из разного пластилина и стеку.
Посмотрите, какой дымковский петушок у меня получился. Но ему одному грустно. Ребята, слепите моему петушку друзей. Я буду рада на них взглянуть!
Во время работы детей оказываю посильную помощь. Напоминаю о необходимости хорошо примазывать детали.
Ребята, посмотрите на петушков. Какие они у вас красивые, хоть сейчас на ярмарку.
А какой петушок вам понравился больше всего?
Молодцы ребята! Вы все сегодня справились с работой. Еще раз мы с вами встретились с дымковской игрушкой. И сами были сегодня мастерами дымковской игрушки.
Вес лая Дымка Много сказочных мест у России, Городов у России не счесть, Может, где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь. Возле Вятки самой Дымково-пос лок, Окаймл н лесами уголок вес лый. Лет ему за двести, Триста ль миновало? Собирались вместе мужики, бывало. А управясь дома, бабы приходили, С удалью знакомой пляски заводили. Праздник отмечали – Пели, не скучали… Как-то вятичи-дружки Сели в праздник у реки. Под руками глина – Слой на три аршина. Стали шарики катать, Как снежки, бывало… Глину щупать, глину мять – Жирная, как сало! В Дымкове, за Вяткою-рекою, Драгоценный продолжая труд, Не ища на старости покоя, Труженицы славные живут. Кто-то сделал индюка – Распуш нные бока, У кого-то глина стала вдруг павлином. Кто-то вылепил синицу – Сразу стало веселей. Мастера и мастерицы Живут в Дымкове – селе!