Ольга Челядинова
Конспект занятия по лексико — грамматическим категориям на тему «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по лексико – грамматическим категориям.
Тема: «Перелетные птицы».
Цель: закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; составлять описательный рассказ о птице по образцу; воспитывать любовь к перелетным птицам.
Публикация «Конспект занятия по лексико — грамматическим категориям на тему „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Оборудование: карточки с изображением перелётных птиц, мяч.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок; разучивание пальчиковой гимнастики; чтение художественной литературы; беседа о перелётных птицах.
Ход занятия.
1. Пальчиковая гимнастика.
Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).
С юга птицы птицы.
Прилетела скворушка-
Серенькое перышко. (Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все собрались, прилетели, (Машут ладошками).
Песни весело запели. (Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).
2. Беседа о перелётных птицах.
- Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).
-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).
-Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)
- А по голосу вы можете узнать птицу? (Включаю запись с голосами птиц)
(Грач, кукушка, лебедь, скворец, соловей).
-Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).
3. Игра «Какой? Какая?»
Образование сложных прилагательных.
- Все птицы очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.
Аист какой? – длинноклювый.
У аиста красный клюв – красноклювый.
У грача черные глаза – черноглазый.
У лебедя длинная шея – длинношеий.
У журавля широкие крылья – ширококрылый.
У цапли длинные ноги – длинноногий.
У ласточки острые крылья – острокрылый.
У соловья звонкий голос – звонкоголосый.
4. Игра «Назови детеныша».
Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в ед. ч. и мн. ч.
Весной, когда пригревает солнышко, по обочинам дорог бегут сверкая на солнце ручейки, появилась первая зелень. У птиц, прилетевших из теплых стран, появляется потомство.
Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.
Птенца грача если он один называют граченок, а если птенцов много – грачата.
-У скворца-скворченок, скворчата.
-У журавля-журавленок, журавлята.
-У кукушки-кукушонок, кукушата.
-У аиста-аистенок, аистята.
-У лебедя-лебеденок, лебедята.
- У стрижа – стриженок, стрижата.
- У утки - утенок, утята
5. Физкультминутка «Ласточки летели».
Координация речи с движением.
Ласточки летели,
Все люди глядели. Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.
Ласточки садились,
Все люди дивились. Приседают, сложив руки за спиной.
Сели, посидели, Делают ритмичные наклоны головой.
Взвились, полетели.
Песенки запели. Опять бегут по кругу, взмахивая руками.
6. Игра «Скажи наоборот»
Ребята, а сейчас я буду говорить вам предложения, а вы мне отвечать наоборот.
Журавль большой, а соловей… маленький.
Лебедь белый, а грач…. черный.
У ласточки брюшко белое, а у кукушки…. полосатое.
У аиста длинная шея, а у скворца …. короткая.
7. Составление описательного рассказа по образцу.
- Это скворец. У него пёстрое оперение. Есть голова, туловище, клюв, лапы, крылья. Тело покрыто перьями. Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки. Скворец – перелётная птица
8. Итог занятия.
- О ком мы сегодня говорили?
- Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран?
- Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц надо беречь. Их нельзя пугать, обижать, нельзя разорять гнезда.