Кристина Чакрян
Конспект занятия «Журавли — птицы перелетные»
▼ Скачать + Заказать документы
Журавли — птицы перелетные
Форма организации совместной деятельности: подгрупповая.
Тип: Формирование новых знаний.
Программные задачи:
Образовательная:
-Учить создавать образ журавля с помощью петелек из полосок бумаги и укладывать их рядами, используя имеющиеся умения и навыки работы с бумагой;
Развивающие:
- Развивать внимание, логическое мышление и связную речь
-Закреплять и расширять знания о перелётных и водоплавающих птицах, их повадках, внешнем виде и поведении осенью;
Публикация «Конспект занятия „Журавли — птицы перелетные“» размещена в разделах
- Журавль, журавлик
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
-Продолжать работу по обучению согласования прилагательных и существительных, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи;
- Закреплять знания о приметах поздней осени: дождь, холод, птицы улетают на юг;
Воспитательная:
-Воспитывать доброе, милосердное отношение к природе, учить доводить начатое дело до конца. Учить работать дружно и согласованно.
Здоровьесберегающие технологии:
- Использование зрительной гимнастики;
- Создание положительного эмоционального фона.
Техническое оснащение: ноутбук
Оборудование: показ иллюстраций о перелетных птицах, презентация по теме.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.
Птицы стаями летят
Грустно, дождь и листопад.
Ветер тучи носит
Потому, что это… .(Осень)
- Верно, осень. Сегодня осенью, т. е. поздней осенью мы поговорим о том, что же происходит в жизни птиц. Грустное осеннее настроение, лес голый, пейзаж печальный. Вода в озере серая и холодная. Небо покрыто тучами. Идёт дождь. Дует холодный ветер. (Показываю картинку поздней осени)
Слайд 1.
Включаю грамзапись.
Воспитатель:- Что вы услышали?
- Крики журавлей.
- Какими были крики?
Дети:- грустными, печальными, пронзительными.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Птицы улетают в тёплые края, прощаются с Родиной до самой весны, поэтому им грустно.
Воспитатель:- Они собираются в стаи, поднимаются высоко в небо, прощаются с лесом и озером.
-А наших птиц тоже не видно последнее время, куда же они исчезли?
Дети:- Они улетели в тёплые края.
Воспитатель:- А как называют птиц, которые улетают в тёплые края.
Дети:- Те птицы, которые улетают в тёплые края, называют перелётными.
Воспитатель:- А как называют птиц, которые не улетают в тёплые края, а остаются у нас на зиму.
Дети:- Те птицы, которые не улетают в тёплые края, а остаются у нас на зиму, называют зимующими.
Воспитатель:- Совершенно верно. Вы у меня очень любознательные ребята, поэтому все знаете.
- Первыми улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому, что они уже спрятались.
Слайд 2
Воспитатель:- Вторыми улетают те птицы, которые едят плоды и семена других растений, т. к. уже убрали урожай в садах и на полях.
Слайд 3
Воспитатель:- Последними улетают гуси и утки, потому, что водоёмы замерзают позже.
Слайд 4
Воспитатель:- Я предлагаю вам отправиться в гости к перелётным птицам.
Слайд 5
Воспитатель:- Почему вы решили, что это птицы?
Дети:- У птиц тело покрыто перьями, два крыла, клюв, две лапы, хвост и они умеют летать.
Воспитатель:- Назовите перелётных птиц, которых вы узнали на картинке.
- А я хочу вам рассказать об одной птице – о журавле
Слайд 6
Рассказ о журавле.
- А у вас у всех замечательные родители, но в жизни иногда бывает так, что мама не хочет заботиться о своём малыше, бросает его. Тогда таким детям плохо без маминой заботы, любви и ласки.
Физминутка
- А теперь вы покружитесь, в птичек все вы превратитесь.
Птички прыгают, летают
Крошки птички собирают.
Пёрышки почистили,
Клювики почистили
Птички летают, поют
Зёрнышки клюют.
-А сейчас игра «Угадай птицу по описанию»
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый.
А затылок, красный, красный,
Бродит по болотам грязным.
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
Слайд 7
Воспитатель:– А как называется эта птица? (Журавель)
- Шея у него длинная, а как можно сказать?
- длинношеий
- ноги длинные (длинноногий)
-клюв длинный (длинноклювый)
Воспитатель:- Какого цвета у журавля оперение?
Дети: Серого
Воспитатель:- А голова? - красная.
- Почему живёт около болота?
- Сам добывает себе пищу.
Воспитатель:- Чем питается?
Дети: Ловит лягушек.
Дети отвечают на вопросы сложноподчинёнными предложениями.
Психогимнастика «Превращаются в журавля»
(Эмитируют движения журавля, шагающего по болоту, ловящего лягушек, махающего крыльями и т. д.)
Воспитатель:У меня для вас сюрприз.
Угадайте, что в этой коробке? Даю подсказку – лёгкое, воздушное.
- Ну, конечно же, это пёрышко, даже два. Они отличаются друг от друга. Большое перо – это маховое, а маленькое – пуховое.
Маховые перья расположены на крыльях у птицы и на хвосте, чтобы посильнее делать размах, а пуховые перья защищают птицу от холода и чтобы не поранить тело чем- либо (показать на примере веера) .
Слайд 8
- А сейчас я вам предлагаю игру «Что может делать птица» Станьте поближе друг к другу, как расположены пёрышки у птицы. Будем передавать пёрышко друг другу и называть действия, которые может делать птица.
- прыгать, летать, щебетать, есть, пить, махать крыльями, ходить, порхать, улетать, прилетать, взлетать, перелетать.
Воспитатель: Но, вот мы с вами многое узнали о журавлях и сегодня я вам предлагаю сделать журавлей
Воспитатель напоминает правила безопасности работы с ножницами.
Воспитатель: Посмотрите, из чего сделаны перья журавля?
Дети: Из петелек
Воспитатель: А петли из полосок бумаги, которые аккуратно нарезаны из прямоугольников. Режем вдоль короткой стороны, нужно постараться резать полоски ровными, шириной примерно с палец. Чтобы резать ровно надо резать широко раскрытыми ножницами. Затем делаем из полосок петли, напомнить, как делать. Намазываем один конец полоски и соединяем, приклеиваем на журавля от хвоста к голове, один ряд на другой, надо все туловище покрыть "перьями", чтобы им легче лететь.
Под музыку П. И. Чайковского дети делают работы.
Воспитатель: По окончании работы воспитатель анализирует работы детей.
Опыт
Воспитатель: Дети, а человек может летать?
Дети:- Нет.
А давайте попробуем взлететь (дети машут руками, пытаются взлететь)
Воспитатель:- А птица может летать?
Дети:Да, у неё есть крылья, которые помогают парить, задерживая воздух.
Воспитатель:- Можем ли мы видеть воздух? Как можно его почувствовать?
Давайте проведём опыт, представьте, что скомканный лист бумаги, это человек, бросаю лист вверх, и он тут же падает вниз, потому что его не задерживает воздух.
А ровный лист – это птица расправила крылья, листок ровный, гладкий и он удерживается в воздухе, поэтому плавно опускается вниз.
Вывод: Гладкий лист, ровный и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного летать.
- А какими должны быть крылья у птиц – длинными или короткими.
- Ведь в лесу мало места для полёт вокруг деревьев.
Птицы с длинными крыльями не могут летать в ельнике или березняке. Они цеплялись бы за ветви и стволы, поэтому у птиц крылья широкие и короткие (глухари, рябчики, дятлы) они могут взлетать прямо с места, без разбега.
- У чайки, орла, грифа, очень широкие крылья, позволяют быстро собрать их и спуститься к земле.
Воспитатель: Но вот и подошло, ребята, к концу наше занятие, многое мы сегодня узнали о перелетных птицах- о таком как журавль. Ведь недаром говорят :" Полетели журавли- понесли на крыльях зимушку"