Титова Наталья
Конспект занятия по коррекции нарушений письменной речи «В мире гласных звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить у детей полученные знания о гласных звуках.
Задачи: уточнить артикуляцию гласных звуков, закрепить отличительные признаки гласных звуков, понятия "слог", "ударение";
развивать звуко - буквенный и слоговой анализ, мышление, связную устную речь;
воспитывать интерес к занятиям, доброжелательное отношение друг к другу.
Публикация «Конспект занятия по коррекции нарушений письменной речи „В мире гласных звуков“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Оборудование: звуковички, мешочек, пластиковые буквы, красные кружки, слоговая таблица, флешка Мерсибо "Занимательная фонематика", медали, карточки с гласными буквами, карточки с условными обозначениями гласных звуков, кластер" Гласные звуки", игрушка Дед Буквоед. предметные картинки.
План занятия.
Вводная часть.
1. Орг. момент.
2. Введение в тему занятия.
Основная часть.
3. Сообщение темы занятия.
4. Актуализация имеющихся знаний о гласных звуках.
5. Уточнение артикуляции гласных звуков.
6. "Звуковички".
7. Знакомство с условными обозначениями гласных звуков.
8. Чтение слоговой таблицы.
9. "Чудесный мешочек".
10. Физ. минутка.
11. "Проказник Буквоед".
12. "Зашифрованные слова".
13. Компьютерная игра "Паровозики".
Заключительная часть.
14. Подведение итогов занятия, рефлексия.
а)Составление кластера.
б)Награждение н/л.
Ход занятия.
Вводная часть.
1. Орг. момент.
Создание положительного настроя на занятие.
Дети и педагог стоят в кругу.
- Ребята. какие волшебные слова вы знаете? Почему они волшебные?
- Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.
"Здравствуйте!"- здоровья желаю.
"Благодарю"- благо дарю.
"Спасибо"- спаси бог.
"Извините"- признаю свою вину и прошу простить.
Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. Они помогают сохранить добрые отношения. И те, кто умеет их говорить, не знает ссор и обид. Скажите друг другу волшебные слова, так чтобы вызвали улыбку и подарили хорошее настроение.
2. Введение в тему занятия.
- Давайте вспомним, что такое звуки?
-Всё,что мы слышим вокруг,-это звуки. Звуки издают и живые, и неживые предметы.
-Сегодня на занятии мы тоже будем говорить о звуках. Догадайтесь, о каких?
Звуки тянутся, поют, без преград они живут.
Цветом они красные, это звуки. (гласные)
Основная часть.
3. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы вспомним всё, что знаем о гласных звуках. За правильные ответы вы будете получать красные кружки, такие, которыми мы обозначаем гласные звуки. В конце занятия мы посчитаем, кто сколько кружков заработал.
4. Актуализация имеющихся знаний о гласных звуках.
-Мы слышим вокруг себя много звуков. Как же нам распознать гласный звук? (ответы детей)
-Существует 3 признака гласных звуков : во рту нет преграды, помогает произносить голос, можно петь.
-Откуда пошло название "гласный"(от старого слова "глас"-"голос". Это голосовой звук)
-Сколько гласных звуков? (6)
5. Уточнение артикуляции гласных звуков.
Дети хором произносят гласный звук, один из детей описывает его артикуляцию
6. "Звуковички".
-К нам в гости пришли человечки-звуковички. Каждый из них произносит какой-то гласный звук. Угадайте, какой звук говорит звуковичок. (Картинки с человечками крепятся на магнитной доске. По мере угадывания под ними прикрепляются карточки с гласными звуками : [а], [у], [о], и т. д)
7. Знакомство с условными обозначениями гласных звуков.
-Каждый гласный звук можно обозначить значком.
А-круг, э-полукруг, о-овал, у-маленький кружок, ы-узкий прямоугольник, и-полоска. (Эти условные обозначения также прикрепляются около звуковичков)
8. Чтение слоговой таблицы.
- А теперь давайте прочитаем эти необычные слоги, где вместо гласных - их условные обозначения.
(Например, буква "В" и полукруг рядом читается как "вэ"; или "П" и круг рядом - как "па" и т. д.)
9. "Чудесный мешочек".
- С помощью чего мы на письме обозначаем звуки? (с помощью букв). Что мы делаем с буквами? (пишем и видим)
-В этом мешочке лежат буквы. вам наощупь надо определить, какую букву вы взяли. Затем придумать слово с этим звуком.
10. Физ. минутка.
Звуки гласные мы знаем, руки вверх мы поднимаем,
Рот пошире открываем. А-а-а.
Руки на плечи опускаем, рот немножечко сужаем. Э-э-э.
Руки вытянем вперёд, и губы трубочкой вперёд. У-у-у.
Руки в стороны раздвигаются, рот красиво улыбается. И-и-и.
Руки назад и язык назад. ы-ы-ы.
Руки и губы дружно округлим, звук о-о-о изобразим.
11. "Проказник Буквоед".
(педагог достаёт игрушку)Это Дед Буквоед. Почему его так назвали?
- Буквоед съел в словах гласные буквы, и он предлагает вам отгадать, какие это были слова. Начнём с более простого варианта (на месте гласных букв есть пробелы) Вам надо вписать пропущенные буквы.
а) с. р, кр. б, кр. к, гр. м. ст. к,. тк. (утка,. кн. (окно, к. ртк. (куртка, ф. рт. к (фартук)
б) более сложный вариант: не обозначены места пропуска гласных.
мк (мак, лк (лук,лак,бнт (бант,бинт,кт (кот,кит, кнг (книга,бчк (бочка, шпк (шапка, шкл (школа).
12. "Зашифрованные слова".
- Я вам буду показывать картинки,а вам надо зашифровать их названия. Вместо слова рисуем полоску, определяем, какие гласные слышатся в слове и надписываем их там, где они слышатся (дети выходят по одному к магнитной доске).
Например, "утка" - у___а.
-Если в слове 2 гласных, значит в нём. (2 слога).
- Вспомните правило о делении слова на слоги.
После того, как слово зашифровано, устно разделить его на слоги.
13. ИКТ "Паровозики". (флешка Мерсибо "Занимательная фонематика")
- Что такое ударный звук?
- Какой звук может быть в слове ударным? Почему?
- Сейчас мы сыграем в интересную игру. На паровозиках написаны гласные буквы. К каждому паровозику надо прицепить вагончик с картинкой, в названии которой ударение падает на этот гласный. (Данную игру можно выполнить в настольно-печатном варианте)
Заключительная часть.
14. Подведение итогов занятия, рефлексия.
а)Составление кластера по теме "Гласные звуки".
По середине ватмана надпись "гласные звуки" - центральное понятие. От него в разные стороны расходятся стрелки.
- Что мы знаем о гласных звуках?
- Их 6: а, о, у, и, ы, э (стрелка)
- Нет преград во рту при произношении (стрелка).
-Помогает голос, голосовой звук (стрелка).
- Можно петь (стрелка).
- Образует слог (стрелка).
- Ударный (стрелка)
(Таким образом, от понятия "Гласные звуки" в разные стороны, как лучи, расходятся 6 стрелок к другим надписям (см. выше)
-Гласных звуков только 6, их легко пропеть, прочесть:
[А] на Астре расцветает,
[И] на Иволге летает,
[О] на Ослике сидит,
[У] на Улицу глядит,
[Э] на Эхо отозвался,
[ы] вовнутрь слов забрался,
СЫром тЫкву закусил и добавку попросил!
б) Награждение.
- Давайте посчитаем, сколько кружков вы заработали.
- Вы хорошо занимались и заслужили награду (детям вручаются медали "Самый умный", "Молодец" и т. п.)