Забирова Татьяна
Конспект занятия по ИЗО «Создаю мир для своего героя» для учащихся 8–9 лет в ЦДТ
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
Образовательные:
Обобщение теоретических и практических знаний и навыков учащихся в области изобразительного искусства.
Развивающие:
Развитие чувства гармонии в цвете и композиции в детском творчестве.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к шедеврам мирового искусства
Методы и приемы: информационно-рецептивный, репродуктивный, беседа
Форма обучения: групповая
Тип занятия : итоговое
Публикация «Конспект занятия по ИЗО „Создаю мир для своего героя“ для учащихся 8–9 лет в ЦДТ» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- ИЗО в школе
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
Материалы и оборудование: Копии картин (живописные шедевры) известных художников (выполненные детьми на предыдущих занятиях, тонированная бумага формата А-4 (разных цветов, гуашь, кисти, баночки с водой, клей карандаш, тряпочки, репродукции картин художников из которых взяты силуэты персонажей (А. Матисс «Танец», К. Брюллов «Последний день Помпеи», «Девушка собирающая виноград», Т. Яблонская «Утро», Пабло Пикассо «Девочка на шаре», В. Серов «Похищение Европы», С. Боттичелли «Весна», готовые силуэты белого цвета (бумага, интерактивная доска для просмотра презентации «Создаю мир для моего героя», магнитофон.
Предварительная работа:
- на предыдущих занятиях дети выполняют живописно (можно из цветного пластилина) копии картин известных художников, название каждого шедевра и мастера проговаривается вслух
Основные источники информации:
1- Н. Платонова ИСКУССТВО энциклопедия Москва «РОСМЭН» 2006
2 - Н. Басина, О. Суслова С кисточкой и музыкой в ладошке… ЛИНКА-ПРЕСС Москва 1997
3 - О чём расскажут старые картины Сказки о художниках Белый город Воскресный день
4 - Очарование русского пейзажа Сказки о художниках Белый город Воскресный день
Вводная часть
- Организационный момент
• посещаемость детей
• проверка готовности рабочих столов
• правила работы с тонированной бумагой
• приветствие
I часть: Просмотр презентации «О чём рассказывают картины»
Педагог:
Здравствуйте дорогие ребята!
Мы с Вами приготовили прекрасную экспозицию живописных шедевров. Мы копировали великих маэстро! Когда мы это делали, о многом узнавали, а вот что именно узнали, какие тайны приоткрыли нам картины, об этом мы сейчас и узнаем!
Показ презентации на интерактивной доске «О чём рассказывают картины» (репродукции картин художников, которые копировали дети на предыдущих занятиях и их живописные копии). Каждый учащийся даёт информацию о картине великого художника, с которой делалась копия (Приложение №1).
II часть: Просмотр презентации «Создаю мир для своего героя»
- Рассматривание картины Петров-Водкин «Купание красного коня»
Педагог: В наших музеях есть картины из Японии, Испании, Индии. Художнику переводчик не нужен. Он разговаривает с людьми без слов: цветом, линиями, мазками. Но надо научиться понимать его особый язык!
Внимание на экран! Ребята, рассмотрите внимательно картину художника Петрова-Водкина «Купание красного коня».
• Что изобразил художник на своей картине?
(Ответы детей)
• Какие чувства вызывает у Вас эта картина? Какое настроение?
(ответы детей)
• С помощью чего художник передает настроение героя?
(ответы детей)
Педагог: Ребята, а вы знаете, что наше тело тоже умеет разговаривать. Его язык – это язык жестов и движений! Давайте представим всё это, что было вокруг из картины исчезло остался один только силуэт. Что мы можем рассказать о характере этого персонажа?
(ответы детей)
- Рассматривание картины Красаускаса «Движение»
Педагог: А, сейчас попробуйте разгадать пластику персонажей из картины художника Красаускаса.
• Чем они заняты?
• Что можно сказать о характере героев по этим силуэтам?
Художники, для того, чтобы картины «говорили», тщательно работают над пластикой своих персонажей, над выразительностью их жестов.
Физкультминутка
Педагог: Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём! Я предлагаю Вам поиграть в игру «Что сказало моё тело!». Я буду Вам озвучивать команды, а вы скажите тоже самое без слов, при помощи своего тела, жестами!
Педагог называет команды: Я сержусь, Я думаю, Я молчу, Я замёрз, Я плачу, Я счастлив, Я проснулся, Я чувствую боль, Я зову, Я кушаю, Я боюсь, Я смеюсь, Я люблю! (Ребята выполняют команды жестами тела, без слов).
III часть: Сообщение темы «Создаю мир для моего героя»
Педагог: Сегодня я для Вас приготовила силуэты персонажей из картин известных художников. Выберите себе понравившейся силуэт, рассмотрите его внимательно, затем подберите нужный цвет бумаги и попробуйте разгадать его пластику. Создайте мир для своего героя!
На столе лежат силуэты, вы должны:
• выбрать себе один из понравившихся силуэтов
• внимательно его рассмотреть и почувствовать его настроение, движение, энергию
• определить нужное место силуэту на вашей будущей картине
• за тонировать бумагу
• приклеить его на выбранное место, силуэт не закрашивать
• и только после этого мы будем рисовать пространство, в котором наш силуэт может находиться, будем создавать мир для своего героя, и этот мир должен быть родным для наших силуэтов
(Репродукции, из которых «взяты» персонажи, дети увидят чуть позже, после того, как сделают свою работу).
Практическая часть
- дети по желанию выбирают силуэт и цвет тонированной бумаги
- начинают выполнять работу
IV часть: Итог
- Встреча ребят со своими героями уже в произведениях изобразительного искусства (показ репродукций художников на интерактивной доске, презентация «Создаю мир для моего героя»)
- Сравнение готовых работ с картинами художников, проверка своих мыслей и чувств
- Фотография на память
Приложение №1
Слайд 2 - Валентин Серов «Девочка с персиками». Это портрет Веры Саввишны Мамонтовой, дочери Саввы Ивановича Мамонтова – промышленника, мецената и художественного деятеля. КОГО НАЗЫВАЮТ МЕЦЕНАТОМ? Меценат – так называют богатого человека, который помогает поэтам, писателям, художникам, актерам. Савва Мамонтов сумел собрать вокруг себя много талантливых художников: Поленов, Васнецов, Левитан, Врубель и многие другие. Они не только писали картины, но и просто жили. Жили весело, талантливо, празднично, увлекаясь страстью хозяина – театром, в котором каждый был и декоратором, и актером, и зрителем.
Слайд 3 - Виктор Михайлович Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке».
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». А знаете ли вы, что в древние времена сказка входила в магический обряд «посвящение во взрослые» он назывался инициацией. Вместе со сказочными героями подростки отправлялись в символический потусторонний мир – мир мертвых, учились побеждать страх, проходили через ряд испытаний, разгадывали загадки, но и наконец благополучно возвращались обратно. Так что сказка – это не только занимательно, но еще и очень серьезно.
Слайд 4 - Виктор Васнецов «Три царевны подземного царства». Эта картина носит аллегорический смысл: она показывает богатства нашей русской земли. КАКИЕ БОГАТСТВА ОЛИЦЕТВОРЯЮТ ЦАРЕВНЫ? Старшая сестра олицетворяет – золото, средняя – драгоценные камни (аметисты, изумруды, рубины, алмазы) и младшая – черное золото (каменный уголь).
Слайд 7 - Ван Гог «Звёздная ночь» В Париже художник познакомился с работами импрессионистов, которые оказали влияние на его творчество. Impression! Это французское слово означает впечатление. Художники этого направления писали то, что видели вокруг себя, сады, поля, улицы, прохожих, друзей и знакомых. Они пользовались чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять черных и серых тонов. Из письма Ван Гога к своему другу : «Здесь в Арле, я люблю гулять вдоль лимонных рощ и полей спелой пшеницы… Единственное, чего я здесь не люблю – мистраль. ЧТО ТАКОЕ МИСТРАЛЬ? Мистраль – холодный северо-западный ветер.
Слайд 10 - Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» художник изобразил портрет Цецилии Галлерани. Дама держит в руках горностая. Светские дамы, таская своих собачек-любимец повсюду и не подозревают, как и почему возникла такая традиция. ДЛЯ ЧЕГО ДАМЫ НОСИЛИ НА РУКАХ МАЛЕНЬКИХ ЖИВОТНЫХ? В средневековой Европе французике красавицы и элегантные франты носили на руках маленьких собачек или горностаев у них температура тела выше и блохи устремлялись на бедное животное! Животное играло роль блохоловки!
Слайд 11 - Ян Вермер «Девочка с жемчужной сережкой»
Благодаря фильму Питера Уэббера «Девушка с жемчужиной серёжкой» 2003 года, огромное количество людей, далёких от живописи, узнали о замечательном нидерландском художнике Яне Вермеере, а также о его самой известной картине «Девушка с жемчужиной серёжкой». В данное время хранится в музее Маурицхёйс, город Гаага, Нидерланды, и является визитной карточкой музея. Картина, получила прозвище голландской Моны Лизы, или Моны Лизы Севера.
Слайд 12 - Дие го Родри гес де Си льва-и-Вела скес «Инфанта Маргарита». Диего Веласкес испанский художник. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО ИНФАНТА?
Инфа нт, женская форма инфа нта (от лат. infans — дитя) — титул принцев и принцесс королевских домов Испании и Португалии, кроме наследников престола. Слово «infant» в романских языках имеет значение «ребёнок», и этим обозначалось, что данные дети являлись сыновьями и дочерями монарха.