Получи документы

Конспект занятия по истории и культуре родного края «Комната русского быта» (5 фото)

Светлана Бурмистрова
Конспект занятия по истории и культуре родного края «Комната русского быта»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 г. Сердобск, Пензенская область.

Конспект занятия по истории и культуре родного края.

Тема : «Комната русского быта».

Воспитатель высшей квалификационной категории - Бурмистрова Светлана Викторовна

Февраль 2017г. г. Сердобск.

Цель:

Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

Программные задачи образовательных областей:

Познание:

- Активизировать познавательную деятельность;

Публикация «Конспект занятия по истории и культуре родного края „Комната русского быта“» размещена в разделах

- расширять творческое воображение и творческое мышление;

- расширять представления детей о быте русского народа в старину,

- вызвать интерес к старинной русской традиции – встречать гостей с угощением;

Коммуникация:

- Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству:

пословицам, поговоркам, сказкам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами;

- Вовлекать детей в народные игры с прибаутками, пословицами и поговорками;

Социализация:

- Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности;

- Создать веселое настроение с помощью игры «жмурки», словесной игры;

- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

Чтение художественной литературы:

- Формировать эмоционально-образное восприятие сказки; отгадывание загадок;

- Расширять опыт слушания за счет сказки, разных жанров фольклора.

Художественное творчество:

- Поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности;

- Обогатить творческий опыт ребенка техникой тестопластики;

Музыка:

- Способствовать освоению ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в игре, в танце-хороводе;

- Использование интеллектуальной технологии РТВ (развитие творческого воображения).

Предварительная работа:

- экскурсия в городской музей русского быта;

- чтение загадок, пословиц, поговорок о предметах русского быта;

- просмотр презентаций «Крестьянская утварь и посуда», «Красный угол», «Народный костюм»,«Русский быт в прошлые времена».

Ход:

Детей встречает воспитатель, одетая в русский народный костюм. Мальчики – гости в народных рубашках- косоворотках, с кушаком, в шароварах, девочки в русских сарафанах, с лентой на голове.

Хозяйка:

- Здравствуйте, гости дорогие! «Гость на гость - хозяину радость!». Просим в избу. «Красному гостю - красное место». Проходите, дорогие гости, садитесь на скамьи дубовые, будьте, как дома.

- Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

- Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка —деревенская кормилица.

- Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток - это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

- Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька, для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. «Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто - с поля, кто - из земли. Без них в хозяйстве не обойтись». Какие же предметы еще находились в русской избе? «Хватит, молча гостевать - пора загадки отгадать». Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай из блюдечка с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.

Звучит русская народная песня «Пряха».(девочки поют, а одна из них сидит за прялкой с веретеном и «прядет»пряжу)

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мыс вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Мальчики садятся на скамью нога на ногу и играют на ложках под музыку «Ах, вы сени, мои сени». Девочки танцуют.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Хозяйка:

- Дети, а вы обратили внимание, что я вас встречала с хлебом и солью, а лежал он на полотенце, вышитом по краям. Это полотенце назвалось - рушником. Оказывается, издавна, полотенцу отводилась особая роль.

Конечно, полотенце всегда выполняло свои прямые обязанности для вытирания рук, посуды, но при этом играло важную роль, обрядовую, т. е. использовали в различных обрядах. Считалось, что узоры, вышитые по краям полотенца, обладают благотворной силой. Вышивка на полотенце

представляет собой геометрический или растительный орнамент. На юге России, где тепло, рукодельницы использовали растительный орнамент, с фигурами людей и птиц. А на севере – это просто замысловатые узоры.

- А теперь поговорим о хлебе. «Квашни не замесишь - и хлеба не поешь.

Тесто на хлеб – «квашню», ставили в теплое место на печи, покрывали рушником и оно «подходило»- поднималось и становилось пышным и мягким. А, вы хотите попробовать испечь что-нибудь из теста? (Ответы детей).

А вот и тесто наше «Подошло». (Дети подходят к столу, где на досках, на каждого ребенка, лежит тесто, скатанное в шарик, покрытое салфеткой).

Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

А теперь нам нужно

Вылепить дружно

Пирожки, баранки

Булочки, да пряники.

Практическая часть.

Хозяйка:

- Мы с вами сегодня, будем как настоящие хозяева в доме.

Испечем для чая угощение. Нужно взять кусочек теста, помять его в ладошках и сделать что- то на ваше усмотрение.

Звучит русская народная песня «Было у матушки двенадцать дочерей».

Дети раскатывают тесто на доске, в руках и делают угощение.

Хозяйка:

- Вот и готово наше угощение сейчас мы поставим наши изделия в

печь. А пока они пекутся, поиграем в русскую народную игру «Жмурки».

Хозяйка:

- А теперь, гости дорогие, прошу за стол.

«Не красна изба углами, а красна пирогами!»- говорится в пословице.

Угощайтесь пирогами да чаем из настоящего самовара. «Выпей чайку-забудешь тоску».

Дети пьют чай.

Хозяйка:

- Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу. Жду вас, еще в

гости. Расскажу вам еще много интересного.

Конспект занятия по истории и культуре родного края «Комната русского быта»
Фото «Комната русского быта»
Конспект занятия по истории и культуре родного края - фото
Фото №1 Муниципальное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида г Фото №2 Сердобск Пензенская область
Публикации по теме:

«Путешествие по истории родного края». Экскурсия в краеведческий музей«Путешествие по истории родного края». Экскурсия в краеведческий музей Путешествие по истории родного края. Привлечение детей старшего дошкольного возраста в музеи в высшей степени целесообразно. Музей для.

«Югорская палитра». Дополнительная программа по приобщению детей 5–7 лет к изобразительному искусству и культуре родного края ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Старшие дошкольники обращают внимание на красоту того места, в котором они живут, - это.

Детско-родительский образовательный проект «Народная кукла как средство приобщения детей к истории и культуре родного края» Детско-родительский образовательный проект «Народная кукла как средство приобщения детей к истории и культуре родного края» для детей средней.

Игра–викторина «Знатоки истории родного края» в рамках регионального проекта «Дошкольникам о родном крае» Игра – викторина для педагогов ДОУ «Знатоки истории родного края» в рамках регионального проекта «Дошкольникам о родном крае» Старший воспитатель:.

Консультация для воспитателей «Экскурсия — средство приобщения детей к истории родного края» ЭКСКУРСИЯ - СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ МБДОУ Д/С 13 старший воспитатель С. В. Агасарян Мы, педагоги, готовим такую.

Конспект занятия по истории родного края Цель: Воспитание у детей любви к родному краю, желание лучше узнать его историю. Познакомить с профессиями: шахтер, кузнец. Воспитывать.

Приобщение старших дошкольников к традициям и культуре родного края через изготовление книжек-малышек по русским народным В соответствии с ФГОС дошкольного образования в содержании программы дошкольной организации должна быть отражена региональная специфика.

Проектная деятельность «Приобщение детей с ОВР к культуре родного края. М. П. Мусоргский-великий русский композитор» «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации…» М. П.

Программа по изучению истории родного края для детей 10–16 лет «Наследие» Образовательная программа «Наследие» разработана для детей 10-16 лет. Данная программа создана в связи с модернизацией системы образования,.

Развитие интереса к истории родного края — одно из эффективных средств в нравственно-патриотическом воспитании «Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью» В. А. Сухомлинский В дошкольном возрасте начинает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по истории и культуре родного края «Комната русского быта»
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 11:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по истории и культуре родного края «Комната русского быта»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бурмистрова (УИ 1042285) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД