Светлана Бурмистрова
Конспект занятия по истории и культуре родного края «Комната русского быта»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 г. Сердобск, Пензенская область.
Конспект занятия по истории и культуре родного края.
Тема : «Комната русского быта».
Воспитатель высшей квалификационной категории - Бурмистрова Светлана Викторовна
Февраль 2017г. г. Сердобск.
Цель:
Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.
Программные задачи образовательных областей:
Познание:
- Активизировать познавательную деятельность;
Публикация «Конспект занятия по истории и культуре родного края „Комната русского быта“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- расширять творческое воображение и творческое мышление;
- расширять представления детей о быте русского народа в старину,
- вызвать интерес к старинной русской традиции – встречать гостей с угощением;
Коммуникация:
- Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству:
пословицам, поговоркам, сказкам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами;
- Вовлекать детей в народные игры с прибаутками, пословицами и поговорками;
Социализация:
- Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности;
- Создать веселое настроение с помощью игры «жмурки», словесной игры;
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Чтение художественной литературы:
- Формировать эмоционально-образное восприятие сказки; отгадывание загадок;
- Расширять опыт слушания за счет сказки, разных жанров фольклора.
Художественное творчество:
- Поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности;
- Обогатить творческий опыт ребенка техникой тестопластики;
Музыка:
- Способствовать освоению ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в игре, в танце-хороводе;
- Использование интеллектуальной технологии РТВ (развитие творческого воображения).
Предварительная работа:
- экскурсия в городской музей русского быта;
- чтение загадок, пословиц, поговорок о предметах русского быта;
- просмотр презентаций «Крестьянская утварь и посуда», «Красный угол», «Народный костюм»,«Русский быт в прошлые времена».
Ход:
Детей встречает воспитатель, одетая в русский народный костюм. Мальчики – гости в народных рубашках- косоворотках, с кушаком, в шароварах, девочки в русских сарафанах, с лентой на голове.
Хозяйка:
- Здравствуйте, гости дорогие! «Гость на гость - хозяину радость!». Просим в избу. «Красному гостю - красное место». Проходите, дорогие гости, садитесь на скамьи дубовые, будьте, как дома.
- Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
- Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка —деревенская кормилица.
- Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток - это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.
- Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?
Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька, для самого маленького в семье.
Но жили в доме не только люди. «Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто - с поля, кто - из земли. Без них в хозяйстве не обойтись». Какие же предметы еще находились в русской избе? «Хватит, молча гостевать - пора загадки отгадать». Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай из блюдечка с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.
Звучит русская народная песня «Пряха».(девочки поют, а одна из них сидит за прялкой с веретеном и «прядет»пряжу)
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мыс вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Мальчики садятся на скамью нога на ногу и играют на ложках под музыку «Ах, вы сени, мои сени». Девочки танцуют.
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Хозяйка:
- Дети, а вы обратили внимание, что я вас встречала с хлебом и солью, а лежал он на полотенце, вышитом по краям. Это полотенце назвалось - рушником. Оказывается, издавна, полотенцу отводилась особая роль.
Конечно, полотенце всегда выполняло свои прямые обязанности для вытирания рук, посуды, но при этом играло важную роль, обрядовую, т. е. использовали в различных обрядах. Считалось, что узоры, вышитые по краям полотенца, обладают благотворной силой. Вышивка на полотенце
представляет собой геометрический или растительный орнамент. На юге России, где тепло, рукодельницы использовали растительный орнамент, с фигурами людей и птиц. А на севере – это просто замысловатые узоры.
- А теперь поговорим о хлебе. «Квашни не замесишь - и хлеба не поешь.
Тесто на хлеб – «квашню», ставили в теплое место на печи, покрывали рушником и оно «подходило»- поднималось и становилось пышным и мягким. А, вы хотите попробовать испечь что-нибудь из теста? (Ответы детей).
А вот и тесто наше «Подошло». (Дети подходят к столу, где на досках, на каждого ребенка, лежит тесто, скатанное в шарик, покрытое салфеткой).
Тесто наше отдохнуло,
К ручкам нашим все прильнуло,
А теперь нам нужно
Вылепить дружно
Пирожки, баранки
Булочки, да пряники.
Практическая часть.
Хозяйка:
- Мы с вами сегодня, будем как настоящие хозяева в доме.
Испечем для чая угощение. Нужно взять кусочек теста, помять его в ладошках и сделать что- то на ваше усмотрение.
Звучит русская народная песня «Было у матушки двенадцать дочерей».
Дети раскатывают тесто на доске, в руках и делают угощение.
Хозяйка:
- Вот и готово наше угощение сейчас мы поставим наши изделия в
печь. А пока они пекутся, поиграем в русскую народную игру «Жмурки».
Хозяйка:
- А теперь, гости дорогие, прошу за стол.
«Не красна изба углами, а красна пирогами!»- говорится в пословице.
Угощайтесь пирогами да чаем из настоящего самовара. «Выпей чайку-забудешь тоску».
Дети пьют чай.
Хозяйка:
- Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу. Жду вас, еще в
гости. Расскажу вам еще много интересного.