Екатерина Пересыпкина
Развитие интереса к истории родного края — одно из эффективных средств в нравственно-патриотическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интереса к истории родного края — одно из эффективных средств в нравственно-патриотическом воспитании
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В. А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, селе, приобщение к миру его культуры. Однако в современном мире на фоне переплетения культур всё более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «гостеприимство», «щедрость», «милосердие». При этом воспитание любви к Родине должно начинаться в дошкольные годы с уважительного отношения к близким людям – отцу, матери, а также к своему дому, улице, городу.
Публикация «Развитие интереса к истории родного края — одно из эффективных средств в нравственно-патриотическом воспитании» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью.
Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш город не является крупным промышленным центром, не относится к числу столичных городов России. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём малой родиной. Однако, изучая историю Тамбовской области и своего села, мы сделали для себя много открытий. А также решили рассказать о родном крае тем, кто только начинает свой жизненный путь, нашим дошколятам. Так, педагогами нашего детского сада были проведены ряд мероприятий по краеведению «С любовью к малой Родине», направленный на изучение истории родного села и области, с активным вовлечением детей и привлечением к сотрудничеству родителей.
Актуальность данных мероприятий заключается в том, что наблюдается интерес к изучению истории Тамбовского края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, района, села, области, страны». Речь пойдёт о значении истории родного города и его влиянии на формирование основ патриотического воспитания дошкольников.
Хотя применение историко-краеведческих материалов в ДОУ имеет некоторый опыт, однако историческое краеведение как наука ещё не получило достаточного отражения в системе дошкольного образования и до сих пор не была предложена целостная научно-методическая система использования историко-краеведческих материалов в образовательном процессе.
Задача воспитания интереса и любви к Родине традиционно решалась в нашем детском саду, но результаты оценки уровня знаний детей, педагогов, родителей показали необходимость усиления работы в данном направлении и наполнения её новым содержанием. Для решения возникшей проблемы педагогами ДОУ был разработан материал и проведено мероприятие «С любовью к малой Родине», разработан перспективно-тематический план работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей родного края.
Приступая к разработке плана, педагоги поставили перед собой цель: развитие начал нравственно-патриотического воспитания детей через приобщение их к культурно-историческим ценностям родного края, ознакомление с прошлым и настоящим своего села.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- сформировать у детей 3-5 лет элементарные представления о родном городе, селе и стране в целом;
- познакомить детей с символами Тамбовского края (гербом, флагом, гимном);
-воспитывать чувство любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу, селу;
- формировать бережное отношение к природным памятникам родного края;
- воспитывать уважение к труду людей, создающих красивый современный город;
- развивать интерес детей к русским традициям и народным промыслам тамбовских мастеров;
- воспитывать чувство гордости за достижения родного края в области литературы, культуры, спорта, архитектуры;
- закреплять полученные детьми знания о родном городе в дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных народных играх, викторинах, конкурсах.
В ходе реализации материла «С любовью к малой Родине» была предложена, система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Тамбовским краем, включающая разнообразные формы организации совместной деятельности взрослого и ребёнка. Весь комплекс запланированных мероприятий направлен на то, чтобы пробудить у детей чувство восхищения своей малой родиной, неповторимостью её облика, красотой улиц, площадей, парков, скверов и мемориалов.
План работы состоит из 7 тематических разделов. Все они познавательны и интересны. Формы подачи материала подобраны таким образом, чтобы побуждать ребёнка мыслить, запоминать, внимательно вникать в суть, воображать, представлять, задавать вопросы. Поэтому названия разделов носят порой образный, интригующий характер:
I. «С чего начинается Родина…»
II. «Тамбовщина литературная»
III. «Архитектурные памятники села»
IV. «Мастерами славится земля Тамбовская»
V. «Широка страна моя родная…»
VI. «Защитники родного края».
Любой раздел включает темы:
теоретической направленности (например, рассказ воспитателя об истории возникновения села Дубовое, сообщение об историческом названии улиц и площадей города, о культурно-исторических памятниках природы села, об истории создания народных подвижных игр Тамбовского края и др.);
практической направленности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, изготовление поделок, экскурсии в музеи села, спортивные праздники).
При организации совместной деятельности, осуществляемой в рамках непосредственно образовательной деятельности или в ходе режимных моментов, предполагается использование аудио-, видео-, фотоматериалов, книг о Тамбовском крае, иллюстраций, рассматривание предметов народного декоративно-прикладного искусства тамбовских умельцев.
Участниками являются дети 3-5 лет и (старшая и подготовительная группа, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Выстраивание педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем основано на следующих принципах:
1. Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям : прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью созданы в группах краеведческие уголки, подобран материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
2. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
3. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе, области, страны, с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
4. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями нашего села.
Организация и проведение с детьми тематических бесед, дидактических игр, открытых просмотров по продуктивной, познавательной и музыкально-художественной деятельности.
Организация выставки детских рисунков «Дубовое – село мое родное», изделий народного декоративно-прикладного творчества.
Приобщение родителей к деятельности по патриотическому воспитанию детей :
- консультации «Приобщение детей к культурно-историческим ценностям родного края», «Роль экскурсии в расширении общего кругозора детей» и др. ;
- организация групповых родительских собраний «Патриотическое воспитание в семье»;
- привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала.
Результатами данного мероприятия стало:
- появление у детей интереса к изучению истории родного края, его достопримечательностям и великим людям;
- формирование у дошкольников основ патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите;
- расширение общего кругозора детей на основе ознакомления их с культурно-историческим наследием нашего края;
- применение полученных знаний о родном крае в добрых делах и поступках на благо малой родины;
- сплочение коллектива детей, педагогов, родителей в воспитании будущих граждан своей малой родины и страны.
Педагогический коллектив ДОУ не собирается останавливаться на достигнутом. Учитывая, что нравственно-патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, то доля участия в этом процессе родителей воспитанников, несомненно, велика. Поэтому в перспективе необходимо совершенствовать начатую систему работы по взаимодействию с родителями детей в данном направлении. Планируется разработка и проведение конкурсов совместного творчества детей и родителей, оформление семейных презентаций на темы: «Один день нашей семьи», «Выходной для спорта», экскурсии в музей, церковь и др. Всё это, на наш взгляд, будет способствовать преодолению стандартного взгляда родителей на роль пассивного потребителя образовательных услуг и приобщению их к сохранению культурно-исторических ценностей своего села, города, области и страны в целом.
Поспеши сохранить историю
И гордись, что на Тамбовской земле
Есть твой город, твой дом, твоя Родина –
Всё, что свято и близко тебе.
Наш Тамбов
Очень много на планете
Разных стран и городов.
Мне ж милее всех на свете
Славный город – наш Тамбов.
Есть цветы красивей где-то,
Чем за Цною на лугу,
Только я представить лета
Без ромашек не могу.
На Канарах ярче солнце,
Но берёзки за оконцем
Не заменит мне она.
Там зимой и летом жарко,
Загрустим с тобою мы
По осенним листьям парка,
Вьюгам матушки-зимы.
Нам завидовать не надо
На заморский ананас:
Груши, яблоки из сада
Даже слаще в десять раз.
Очень много на планете
Разных стран и городов.
Мне ж милее всех на свете
Славный город – наш Тамбов.
А. Е. Мильрат