Оксана Помогаева
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Путешествие на воздушном шаре» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В конспекте показаны опыты и эксперименты с воздухом и водой. Экспериментальные и исследовательские игры или приёмы в ООД развивают познавательный интерес, развивают мышление, стремление к познанию всего нового и неведомого для дошкольников. «
"Путешествие на воздушном шаре».
(экспериментирование, старшая группа)
Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности „Путешествие на воздушном шаре“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание. Закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представления о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении);стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Предварительная работа. Накануне вместе с детьми налить воду в небольшие ёмкости и поставить их в морозильную камеру и на батарею отопления.
Оборудование. Воздушные шарики, пластмассовые бутылки, тазики с горячей (не более 60 градусов) и холодной водой, изображение воздушного шара, соль, сахар, ёмкости для воды (колбы, пробирки, бутылки, банки, фильтры (салфетки, снег, лёд, карточки-схемы.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, на чём можно отправиться в путешествие (ответы.)
Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? Нам в пути нужен важный помощник. О нё м говорится в загадке:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
(Воспитатель открывает изображение воздушного шара.)
Воспитатель. Скажите: зачем под шаром расположена горелка? (Предположения детей.) Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
3. Убери и на место положи.
4. Сгорячей водой будь осторожен!
Опыт 1.
Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки. Подержать её в течение 1 минуты в горячей воде.
Воспитатель. Что вы видите? (Шарик надувается.) Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается. (Ставит бутылку с шариком в холодную воду.)
Воспитатель. Что вы видите? (Шарик сдувается.) Как вы думаете, почему так происходит? (Предположения детей.) Итак, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается. Так зачем же нужна горелка воздушному шару? (Ответы.)
Вывод. При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается.
Воспитатель. Отправляемся в полёт! Посмотрите на глобус. Так выглядит наша Земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода.) Ребёнок читает стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить,-
Без воды нам не прожить!
Воспитатель. И правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание! Вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети выходят из-за стульев.) Кто-то стоит у нас на пути. Кто? (Это Водяной.)
Водяной. Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне непонятно: куда потом изчезает эта вода? (Смотрит на свои руки.) И ещё, на днях я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды – лёд. Откуда он взялся?
Воспитатель. Попробуем ответить на вопросы Водяного? Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. Пройдёмте в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования).Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода. Обратите внимание, на этом столе лежит снег и лёд (в разных тарелочках). Мы позже к ним вернёмся.
Опыт 2.
Взять стакан с чистой водой и понюхать её.
Воспитатель. Имеет ли вода запах? (Нет, вода не пахнет.)
Вывод, вода не имеет запаха (карточка - схема)
Опыт 3.
Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком.
Воспитатель. Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко – нет.)
Вывод, вода прозрачная.
Опыт 4.
Положить в стакан ложку сахару или соли, размешать. Что произошло? (Сахар растворился.)
Вывод, вода является растворителем для некоторых веществ.
Опыт 5.
Разлить воду по разным сосудам (колба, бутылка, банка).
Воспитатель. Какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили.)
Вывод, вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.
Проводится физминутка (игра «Воздух, огонь, вода, земля»).
Земля! (Дети приседают.)
Воздух! (Поднимают руки вверх.)
Вода! (Изображают волны руками.)
Огонь! (Поворачиваются вокруг себя.)
Воспитатель. Ребята и Водолей, подойдём к столу, где был снег и лёд. Что вы видите? (Снег и лёд растаяли.) Почему так произошло? (Потому что в группе тепло.)
Водяной. Жаль, что снег растаял. Я люблю его есть, он похож на мороженое – белый, вкусный и прохладный. Кто из вас любит есть снег?
Воспитатель. Что ты Водяной! Снег нельзя есть! Ребята как вы думаете, почему нельзя есть снег? (Он холодный, грязный – можно заболеть.) Скажите, а как можно доказать, что снег грязный? (Профильтровать.)
Опыт 6.
Налить талую воду из тарелки в воронку с фильтром (сложенная вчетверо бумажная салфетка).
Воспитатель. Чистый снег или грязный? (Грязный.) Почему вы так решили? (Потому что салфетка стала грязной и на ней остались частички земли и песка.) Водяной, так что - можно есть снег или этого делать нельзя?
Водяной. Что вы! Я больше никогда не буду есть снег! Оказывается, он очень грязный. Можно заболеть, а ещё он очень холодный.
Воспитатель. Ребята, давайте повторим для нашего гостя все свойства воды, о которых мы сегодня узнали. (Перечисляют все свойства.)
Водяной. Спасибо вам ещё раз. Я запомню все свойства воды и никогда их не забуду. До свидания. (Уходит.)
Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре (Дети садятся на прежние места.) Итак, считаем до трёх – и в путь! Закройте глаза, а теперь откройте их. Мы приземляемся!
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги.
Мы ведь на планете не одни!