марина никулина
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по исследовательской деятельности для средней группы
Тема: Знакомство со свойствами песка
Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами песка.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитание дружеских взаимоотношений между сверстниками, желания оказывать помощь друг другу, умения взаимодействовать в социуме. Воспитание аккуратности в работе, соблюдения правил техники безопасности
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности „Знакомство со свойствами песка“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
Создание условий для развития умения анализировать и делать выводы, совершать операционно-исследовательские действия с песком.
Развитие связной речи, обогащение словаря, умения задавать вопросы, отвечать на них; пользоваться полными предложениями, самостоятельно рассуждать, делать выводы и обобщения в ходе экспериментальной деятельности.
Развитие креативности.
Образовательные:
Формирование представлений детей о разнообразных качествах песка (сыпучий, легкий, способах действия с ним в зависимости от состояния (сухой, мокрый).
Создание условий для усвоения детьми этапов экспериментирования в соответствии со схемами.
Развитие умения делать простые умозаключения.
Расширять и активизировать словарный запас: лупа, схема, сыпучий, ученый, исследовать, песчинки, опыт, вывод.
Приемы руководства деятельностью детей :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : карта, исследовательские столы, комментирование.
2. Приемы активизации деятельности детей : художественное слово, пояснения, использование ИКТ, опыты.
3. Приемы организации практической деятельности : свободное перемещение по залу, оборудование для проведения опытов, обращение к собственному опыту.
4. Приемы поддержания интереса у детей: использование информационно-коммуникативных технологий, ситуации выбора, использование карт-схем, музыкальное сопровождение, использование наглядного материала, чередование видов детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение выводов, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД: карта, исследовательские столы, схемы действий, оборудование для исследований (лупа, контейнеры с песком, шапочки ученых, мешочек с песком, цветной песок, сосуд, ноутбук, проектор
Виды детской деятельности :
Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Познавательно-исследовательская
Чтение художественной литературы
Ожидаемые результаты:
- развитие у детей интереса к исследованию;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с педагогом и сверстниками, умение работать сообща;
- развитие любознательности;
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей :
1. Активное участие в опытах.
2. Проявление самостоятельности.
3. Обращение за помощью к взрослому и сверстникам.
4. Оказание помощи сверстникам.
5. Эмоциональность.
6. Проявление волевого усилия.
7. Аргументация оценки и самооценки.
План НОД
1. Вводная часть:
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
2. Основная часть:
Проведение опытов.
Презентация.
Ученый совет.
3. Заключительная часть:
Подведение итогов НОД.
Длительность НОД 20 мин.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Вводная часть.
- Сегодня в этом зале нас ждет много необычного. К нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
- А что еще вы заметили здесь необычного? /стоят столы, на ковре лежит мешочек, если не отвечают, педагог указывает рукой/
- Какой интересный мешочек! Что же в нем? Давайте попробуем определить. /дети щупают мешок и пытаются определить, что в нем находится/.
- То, что вы нащупали в мешочке, какое оно? / ответы детей: мягкое, рассыпается…/
- Как вы думаете. Что это? /ответы детей/
- А теперь давайте пощупаем это изнутри.
/открыть мешочек и пощупать внутри/
- Правильно вы угадали?
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
- Какие вы молодцы, да, это песок. А что вы хотите про него узнать? Вот сейчас мы с вами вместе все про него и узнаем. А поможет нам вот эта карта с подсказками, она укажет нам путь, по которому мы пойдем.
2. Основная часть.
а/- Вот первая подсказка /треугольник/, как вы думаете, куда нам нужно двигаться? /ответы/
- Я согласна с вами. Давайте найдем треугольник. /подходят к столу/ Садитесь поудобнее, мальчики помогите девочкам.
Опыт 1. «Из чего состоит песок»
/насыпать из мешка песок в тарелки/
- Что я делаю? /насыпаете/ Значит он какой? /сыпучий/ Я попрошу вас быть аккуратными и не рассыпать песок из тарелки.
- Итак, приступим к опыту. Давайте рассмотрим песок. Какого он цвета? /желтый/
- Из чего же состоит песок? /трогаем руками//ответы детей/
- Песчинки настолько маленькие, их трудно рассмотреть.
- Для этого у нас есть…. лупа.
/рассматривание песка через лупу/
- Что вы увидели через лупу? Какие они, песчинки? /ответы/
- Сколько их, попробуйте посчитать. /считают/ Просто невозможно сосчитать – их очень много. Попробуйте пальчиком отделить несколько песчинок от других. Получилось? Если песок сухой, то песчинки не прилипают друг к другу, поэтому песок сыплется – он сыпучий. Попробуйте посыпать песок, как будто посолить солью.
б/ Физминутка
-Давайте немного отдохнем.
/встали в круг, взялись за руки/
Мы песчинки, мы песчинки – идем по кругу
Покружиться мы не прочь. - кружиться
Мы песчинки, мы песчинки – прыжки
Танцевали б день и ночь. – притопывание
Соберемся все в кружок –идем в круг
Получается песок. - качание головой к плечам
/повторить 2 раза/
в/ - Посмотрим снова на нашу карту, что она нам подсказывает? / круг/.
- Будем искать круг. /садятся за другой стол, песок в контейнерах, накрытый салфетками/
- Снимите салфетки, будем дальше узнавать все про песок, исследовать его. И для второго опыта нам нужна схема.
Опыт 2. «Свойства сухого и мокрого песка».
- Возьмите ее, поразмышляйте, что нам нужно делать. / схема: контейнер с песком, в ней палочка стакан с водой контейнер с песком, в ней палочка//ответы детей/
- Песок сейчас какой, сухой или мокрый? Давайте попробуем поставить палочку в песок.
- Что произошло? /палочка упала, не держится/.
- Как вы думаете, почему? /потому что песок сухой, сыпучий/
/обращение к схеме/
- Что следующее мы должны сделать?/налить воды/
- Теперь нальем в песок воды. Какой стал песок? /мокрый/ Отделяются ли песчинки друг от друга? /нет/
Мы снова поставим палочку. Что теперь произошло? /палочка стоит в песке/
- Почему? Какой мы можем сделать вывод? / в мокром песке песчинки крепко держатся друг за друга и держат нашу палочку; сухой песок рассыпается и не держит палочку, а мокрый песок как бы склеивается и держит палочку/
- Послушаем Дашу, Женю.
- Вот поэтому из мокрого песка мы можем слепить все, что угодно. А что вы умеете делать из мокрого песка? /ответы/ Замечательно, давайте все вместе покажем.
г/ Пальчиковая игра «Песок» :
Всё, что только захотим,
Из песка мы смастерим. – хлопки в ладоши.
Женя лепит колобок, - имитация лепки.
Ну а Даша теремок - сделать «крышу» из рук.
Вика лепит разных рыб, - имитация движения рыб.
А Алина – белый гриб - сжать одну руку в кулак и накрыть ладошкой.
д/- А мы возвращаемся к нашей карте. /изображен экран/
- Что бы значила эта подсказка? /смотреть кино/
- Ну, давайте так и сделаем, садитесь поудобнее перед экраном.
Презентация «Песок» - обращение к собственному опыту детей
е/ «Ученый совет»
- Здесь на карте еще одно обозначение /стулья/ Что бы это значило? /ответы/
/подходят к стульчикам, на которых лежат шапочки ученых, надевают их/
- В кого мы с вами превратились?/ответы детей/
- Мы превратились в ученых. Ученые – это умные, грамотные люди. Давайте поиграем в «Ученый совет». Будем говорить только умные и правильные слова, и делать выводы о песке. Кто хочет сказать? /ответы детей, если затрудняются, педагог ставит наводящие вопросы, обобщает:
-Из чего состоит песок? /из песчинок/ Сколько их?
-Песок может быть какой? /сухой и мокрый/
-Что можно делать из песка? /играть, лепить куличики, строить замки и разные постройки, на песке можно рисовать/.
- Молодцы, ученые. Было приятно слушать ваши умные высказывания. И я вам приготовила еще один сюрприз.
ж/ «Песочная церемония»
- Посмотрите на этот разноцветный песок.
Сегодня мы проводили опыты, делали выводы, были даже учеными и говорили умные слова. Представим, что этот необычный песок сохранил все ваши знания. Мы соберем его в этот сосуд и назовем его Сосуд Знаний.
/ под музыку подходят к столу и по очереди ложечкой насыпают цветной песок/
- Насыпайте аккуратно, чтобы не одну песчинку не растерять.
- И этот Сосуд Знаний мы возьмем с собой в группу, чтобы вспоминать о нашем сегодняшнем исследовании.
- Не забудьте, уважаемые ученые, попрощаться с нашими гостями.