Лучший педагог года

Конспект занятия по исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка» (средняя группа)

марина никулина
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие по исследовательской деятельности для средней группы

Тема: Знакомство со свойствами песка

Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами песка.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитание дружеских взаимоотношений между сверстниками, желания оказывать помощь друг другу, умения взаимодействовать в социуме. Воспитание аккуратности в работе, соблюдения правил техники безопасности

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности „Знакомство со свойствами песка“ (средняя группа)» размещена в разделах

Создание условий для развития умения анализировать и делать выводы, совершать операционно-исследовательские действия с песком.

Развитие связной речи, обогащение словаря, умения задавать вопросы, отвечать на них; пользоваться полными предложениями, самостоятельно рассуждать, делать выводы и обобщения в ходе экспериментальной деятельности.

Развитие креативности.

Образовательные:

Формирование представлений детей о разнообразных качествах песка (сыпучий, легкий, способах действия с ним в зависимости от состояния (сухой, мокрый).

Создание условий для усвоения детьми этапов экспериментирования в соответствии со схемами.

Развитие умения делать простые умозаключения.

Расширять и активизировать словарный запас: лупа, схема, сыпучий, ученый, исследовать, песчинки, опыт, вывод.

Приемы руководства деятельностью детей :

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : карта, исследовательские столы, комментирование.

2. Приемы активизации деятельности детей : художественное слово, пояснения, использование ИКТ, опыты.

3. Приемы организации практической деятельности : свободное перемещение по залу, оборудование для проведения опытов, обращение к собственному опыту.

4. Приемы поддержания интереса у детей: использование информационно-коммуникативных технологий, ситуации выбора, использование карт-схем, музыкальное сопровождение, использование наглядного материала, чередование видов детской деятельности.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение выводов, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения НОД: карта, исследовательские столы, схемы действий, оборудование для исследований (лупа, контейнеры с песком, шапочки ученых, мешочек с песком, цветной песок, сосуд, ноутбук, проектор

Виды детской деятельности :

Игровая

Коммуникативная

Двигательная

Познавательно-исследовательская

Чтение художественной литературы

Ожидаемые результаты:

- развитие у детей интереса к исследованию;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с педагогом и сверстниками, умение работать сообща;

- развитие любознательности;

- расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей :

1. Активное участие в опытах.

2. Проявление самостоятельности.

3. Обращение за помощью к взрослому и сверстникам.

4. Оказание помощи сверстникам.

5. Эмоциональность.

6. Проявление волевого усилия.

7. Аргументация оценки и самооценки.

План НОД

1. Вводная часть:

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

2. Основная часть:

Проведение опытов.

Презентация.

Ученый совет.

3. Заключительная часть:

Подведение итогов НОД.

Длительность НОД 20 мин.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Вводная часть.

- Сегодня в этом зале нас ждет много необычного. К нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

- А что еще вы заметили здесь необычного? /стоят столы, на ковре лежит мешочек, если не отвечают, педагог указывает рукой/

- Какой интересный мешочек! Что же в нем? Давайте попробуем определить. /дети щупают мешок и пытаются определить, что в нем находится/.

- То, что вы нащупали в мешочке, какое оно? / ответы детей: мягкое, рассыпается…/

- Как вы думаете. Что это? /ответы детей/

- А теперь давайте пощупаем это изнутри.

/открыть мешочек и пощупать внутри/

- Правильно вы угадали?

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

- Какие вы молодцы, да, это песок. А что вы хотите про него узнать? Вот сейчас мы с вами вместе все про него и узнаем. А поможет нам вот эта карта с подсказками, она укажет нам путь, по которому мы пойдем.

2. Основная часть.

а/- Вот первая подсказка /треугольник/, как вы думаете, куда нам нужно двигаться? /ответы/

- Я согласна с вами. Давайте найдем треугольник. /подходят к столу/ Садитесь поудобнее, мальчики помогите девочкам.

Опыт 1. «Из чего состоит песок»

/насыпать из мешка песок в тарелки/

- Что я делаю? /насыпаете/ Значит он какой? /сыпучий/ Я попрошу вас быть аккуратными и не рассыпать песок из тарелки.

- Итак, приступим к опыту. Давайте рассмотрим песок. Какого он цвета? /желтый/

- Из чего же состоит песок? /трогаем руками//ответы детей/

- Песчинки настолько маленькие, их трудно рассмотреть.

- Для этого у нас есть…. лупа.

/рассматривание песка через лупу/

- Что вы увидели через лупу? Какие они, песчинки? /ответы/

- Сколько их, попробуйте посчитать. /считают/ Просто невозможно сосчитать – их очень много. Попробуйте пальчиком отделить несколько песчинок от других. Получилось? Если песок сухой, то песчинки не прилипают друг к другу, поэтому песок сыплется – он сыпучий. Попробуйте посыпать песок, как будто посолить солью.

б/ Физминутка

-Давайте немного отдохнем.

/встали в круг, взялись за руки/

Мы песчинки, мы песчинки – идем по кругу

Покружиться мы не прочь. - кружиться

Мы песчинки, мы песчинки – прыжки

Танцевали б день и ночь. – притопывание

Соберемся все в кружок –идем в круг

Получается песок. - качание головой к плечам

/повторить 2 раза/

в/ - Посмотрим снова на нашу карту, что она нам подсказывает? / круг/.

- Будем искать круг. /садятся за другой стол, песок в контейнерах, накрытый салфетками/

- Снимите салфетки, будем дальше узнавать все про песок, исследовать его. И для второго опыта нам нужна схема.

Опыт 2. «Свойства сухого и мокрого песка».

- Возьмите ее, поразмышляйте, что нам нужно делать. / схема: контейнер с песком, в ней палочка стакан с водой контейнер с песком, в ней палочка//ответы детей/

- Песок сейчас какой, сухой или мокрый? Давайте попробуем поставить палочку в песок.

- Что произошло? /палочка упала, не держится/.

- Как вы думаете, почему? /потому что песок сухой, сыпучий/

/обращение к схеме/

- Что следующее мы должны сделать?/налить воды/

- Теперь нальем в песок воды. Какой стал песок? /мокрый/ Отделяются ли песчинки друг от друга? /нет/

Мы снова поставим палочку. Что теперь произошло? /палочка стоит в песке/

- Почему? Какой мы можем сделать вывод? / в мокром песке песчинки крепко держатся друг за друга и держат нашу палочку; сухой песок рассыпается и не держит палочку, а мокрый песок как бы склеивается и держит палочку/

- Послушаем Дашу, Женю.

- Вот поэтому из мокрого песка мы можем слепить все, что угодно. А что вы умеете делать из мокрого песка? /ответы/ Замечательно, давайте все вместе покажем.

г/ Пальчиковая игра «Песок» :

Всё, что только захотим,

Из песка мы смастерим. – хлопки в ладоши.

Женя лепит колобок, - имитация лепки.

Ну а Даша теремок - сделать «крышу» из рук.

Вика лепит разных рыб, - имитация движения рыб.

А Алина – белый гриб - сжать одну руку в кулак и накрыть ладошкой.

д/- А мы возвращаемся к нашей карте. /изображен экран/

- Что бы значила эта подсказка? /смотреть кино/

- Ну, давайте так и сделаем, садитесь поудобнее перед экраном.

Презентация «Песок» - обращение к собственному опыту детей

е/ «Ученый совет»

- Здесь на карте еще одно обозначение /стулья/ Что бы это значило? /ответы/

/подходят к стульчикам, на которых лежат шапочки ученых, надевают их/

- В кого мы с вами превратились?/ответы детей/

- Мы превратились в ученых. Ученые – это умные, грамотные люди. Давайте поиграем в «Ученый совет». Будем говорить только умные и правильные слова, и делать выводы о песке. Кто хочет сказать? /ответы детей, если затрудняются, педагог ставит наводящие вопросы, обобщает:

-Из чего состоит песок? /из песчинок/ Сколько их?

-Песок может быть какой? /сухой и мокрый/

-Что можно делать из песка? /играть, лепить куличики, строить замки и разные постройки, на песке можно рисовать/.

- Молодцы, ученые. Было приятно слушать ваши умные высказывания. И я вам приготовила еще один сюрприз.

ж/ «Песочная церемония»

- Посмотрите на этот разноцветный песок.

Сегодня мы проводили опыты, делали выводы, были даже учеными и говорили умные слова. Представим, что этот необычный песок сохранил все ваши знания. Мы соберем его в этот сосуд и назовем его Сосуд Знаний.

/ под музыку подходят к столу и по очереди ложечкой насыпают цветной песок/

- Насыпайте аккуратно, чтобы не одну песчинку не растерять.

- И этот Сосуд Знаний мы возьмем с собой в группу, чтобы вспоминать о нашем сегодняшнем исследовании.

- Не забудьте, уважаемые ученые, попрощаться с нашими гостями.

Публикации по теме:

«Знакомство со свойствами воды». Конспект нетрадиционного занятия по исследовательской деятельности детей Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды. Задачи 1. Развивать умение делать выводы, умозаключения 2. Развивать.

Конспект занятия «Знакомство с водой и ее свойствами» Тема: Знакомство с водой и ее свойствами. Программное содержание: Задачи: Образовательные: -Закрепить знания об основных свойствах воды.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Камни и глина» (средняя группа) .

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства снега» (средняя группа)Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства снега» (средняя группа) Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства снега» (средняя группа) Составила: Воспитатель: Пономарева В. Н. 2017.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Берегите птиц» (средняя группа) Цель: Обобщить знания детей о зимующих птицах. Задачи: Образовательные. - расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Конспект ООД по познавательно – исследовательской деятельности в младшей группе на тему: «Знакомство со свойствами воды». Образовательные.

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами магнита»Конспект экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами магнита» Обучающие задачи: формировать у детей представления о свойствах магнита — притягивание металлических предметов. Развивающие задачи: развивать.

Конспект занятия «Знакомство со свойствами дерева, металла, бумаги» Конспект занятия. Знакомство со свойствами материалов. Программное содержание: Продолжать знакомить со свойствами дерева, металла, бумаги.

Конспект занятия «Знакомство со свойствами воды» Цель: создать условия, для возникновения интереса к природе, ее явлениям. Задачи: дать детям представление о воде, ее свойствах.

Проект «Ознакомление детей со свойствами воды и песка» Тип проекта - практико-ориентированный, познавательный, краткосрочный. В проекте участвуют дети, педагоги д\с. Ребенок является исполнителем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка» (средняя группа)
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 15:42
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка» (средняя группа)» (включая файлы) размещена пользователем марина никулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД