Ерофеева Марина
Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе «Что мы знаем о снеге?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по исследоваиельской деятельности «Что мы знаем о снеге?»
Занятие «Что мы знаем о снеге?»
Старшая группа.
Цель. Формировать представление о свойствах снега и его роли в жизни растений, животных и человека. Развивать навыки исследовательской деятельности, любознательности, воображения.
Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе „Что мы знаем о снеге?“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Старшая группа
- Темочки
Материал и оборудование. Лопатки для снега. Картинки по теме. Ведро с подкрашенной водой. Пульвелизатор. Запасные варежки на каждого ребенка.
Предварительная работа. Чтение и заучивание стихов, беседы по теме.
Дети выходят на прогулку.
Воспитатель.
Городу ночью холодно стало,
Ночь для него одеяло достала.
Снегом заботливо город одела
И посветлела от доброго дела.
(Е. Аксельрод)
Посмотрите, как много снега выпало за ночь? Какой он?
Ответы детей: Белый, пушистый, легкий, красивый, сверкающий на солнце.
Воспитатель. Как вы думаете, для чего нужен снег? Хорошо это или плохо, что он каждую зиму покрывает землю?
Предположения детей.
Воспитатель. Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы.
Пройдите по участку и посмотрите, везде ли лежит снег. Отличается ли снег на дороге от снега, который лежит под деревьями?
Дети осматривают участок.
Ответы детей. Снег лежит везде : на деревьях и кустах, на домике, на песочнице. На заборе, на машинах. На дорожках. Под деревьями много снега, а на дорожке мало- его убрал дворник. Под деревьями и кустами снег чистый, а на дороге- грязный.
Воспитатель. Для чего дорожки расчищают от снега и посыпают песком?
Ответы детей. По глубокому снегу трудно ходить, поэтому его сгребают в высокие сугробы. Там, где люди часто ходят, снег превращается в лед и становится скользким. Чтобы не поскользнуться, его посыпают песком.
Воспитатель. Где еще убирают снег?
Ответы детей. На дороге, где ездят машины. В глубоком снегу машины могут забуксовать.
Воспитатель. Правильно. Но снег может стать угрозой для людей и в других случаях. Например, когда после сильного снегопада на крышах скапливается много снега, он может упасть на проходящих мимо людей и стоящие автомобили. В горах иногда сходят лавины: большие массы снега скатываются с гор и сносят целые поселки. Когда еще снег может нанести вред людям?
Ответы детей. Во время метели снег заметает дома и дороги. Люди могут заблудиться и замерзнуть.
Воспитатель. Во время сильных снегопадов иногда рвутся провода, ломаются столбы и опоры. Из-за этого в дома не поступает электричество, вода и тепло. Значит, снег опасен для людей?
Ответы детей. Да.
Воспитатель. А когда мы рады снегу?
Ответы детей. Когда катаемся на санках с горки, на лыжах, играем в снежки, лепим снеговика.
Воспитатель. Правильно. Без снега невозможно проводить многие спортивные соревнования. Например, лыжные гонки, скоростной спуск с гор. Но когда снега выпадает мало, соревнования не отменяются. С помощью специальных машин для «производства» снега снежных пушек- лыжные трассы засыпают искусственным снегом. (Показывает картинку).
Снег нужен не только спортсменам. Он обладает еще одним полезным для людей свойством. Оказывается, снежинки, падая на землю, очищают воздух от вредных выбросов автомобилей- выхлопных газов. Именно поэтому снег, лежащий рядом с дорогой, становится особенно грязным.
А еще снег помогает нам закаляться. Давайте проведем снежную зарядку и закаливающие процедуры.
Проводится разминка (по стихотворению С. Островского)
Слепить из снега можно ком.
(Круговыми движениями растирают ладони.)
Сложить из комьев можно дом.
(Соединяют ладони над головой.)
И печь отличную сложить,
(Приседают, хлопают ладонями по коленям.)
И будет нам она служить.
(Встают, ставят руки на пояс.)
Огонь не нужен той печи,
(Прыгают с продвижением вперед.)
Чтоб печь з снега калачи.
(Хлопают в ладоши.)
Затем дети снимают варежки и растирают снегом руки.
Воспитатель. А можно ли для закаливания есть снег?
Ответы детей. Снег нельзя брать в рот. Можно простудиться. А в городе снег содержит много вредных веществ.
Воспитатель. Как странно: люди и борются со снегом и не могут без него обойтись. Интересно, а как снег влияет на жизнь растений? Как вы думаете, могут ли они зимой обойтись без снежного покрова?
Ответы детей. Нет. Снег защищает деревья и кусты от мороза. Значит. Снег им нужен.
Воспитатель. Многие растения могут погибнуть в лютые зимние морозы. А под снегом они благополучно перезимуют. Помните, мы читали сказку «В гостях у дедушки Мороза». В ней говорится о том, как Машенька помогала Морозу стелить постель. Что она увидела под снеговой периной?
Ответы детей. Под ней была зеленая травка.
Воспитатель. Проверим, может ли трава сохраниться под снегом.
Дети раскапывают лопатками снег на газоне и находят зеленую траву.
Воспитатель. Трава под снеговым одеялом действительно не замерзла, значит снег ее защитил. А что случится, если снега выпадет слишком много?
Ответы детей. Ветки деревьев и кустов могут сломаться.
Воспитатель. Снег нужен растениям не только для защиты от морозов. В старину говорили : «Больше снега на полях- больше хлеба в закромах». Весной, когда снег растает, земля пропитается водой, и осенью будет богатый урожай. Но если талой воды будет слишком много, поля и сады может затопить.
Удивительно, снег и защищает растения и может их погубить. Все зависит от его количества.
А теперь давайте выясним, как относятся к снегу звери и птицы. Скажите, как снег им помогает и как мешает.
Проводится игра «Хорошо и плохо».
Воспитатель показывает картинки с изображениями животных. Дети поочередно называют животных, рассказывают, как снег им помогает и как мешает. Воспитатель при необходимости уточняет и дополняет их высказывания.
Ответы детей. Зайцу трудно добывать корм под снегом. Но его белая шубка не видна на снегу. В снегу заяц спит.
Из-за снега многие птицы не могут найти себе корм. Но некоторые, например куропатки и глухари, зарываются в снег и там ночуют.
Глубокий снег мешает оленям убегать от хищников. Но если снега много и он становится плотным, тогда олени могут дотянуться до тонких веточек деревьев. Зимой олени ими питаются.
Мыши прячутся под снегом от хищников, делают в нем ходы. Они питаются травой и корешками, которые не замерзли под снежным одеялом.
Воспитатель. Как видите, снег не только усложняет жизнь животных, но иногда и помогает им. А еще лесники могут прочитать на снегу «письма» лесных обитателей. Как думаете, что это за «письма»?
Ответы детей. Это следы животных.
Воспитатель. Давайте поищем на снегу «письма» животных».
Дети выходят за территорию участка, находят на снегу следы птиц, кошек и собак. Рассматривают их. Воспитатель обращает внимание на особенности строения каждого следа, объясняет, «о чем он может рассказать» (куда идет животное, что оно делает). Затем все возвращаются на прогулочный участок.
Воспитатель. Как люди помогают животным пережить снежную зиму?
Ответы детей. Для птиц вешают кормушки и насыпают в них зерно и семечки. Для оленей и лосей лесники ставят кормушки с сеном.
Воспитатель. Правильно. Сегодня мы узнали, что снег играет важную роль в жизни людей, растений и животных.
Вы любите играть со снегом на участке. Недавно мы все вместе делали большого снеговика. А сегодня попробуем слепить маленькие снежные фигурки. Это могут быть звери или человечки. Чтобы снег стал более липким и пластичным, можно смочить его водой.
Дети приступают к работе. При необходимости воспитатель с помощью пульвелизатора смачивает снег водой.
Воспитатель.
Снег бывает разный :
Чистый, невесомый.
Снег бывает грязный-
Липкий и тяжелый.
Снег летит пушистый,
Мягкий и приятный.
Снег бывает рыхлый,
Снег бывает ватный.
(Т. Второва)
По окончанию лепки дети надевают сухие варежки. Воспитатель еще раз опрыскивает фигурки. Дети оставляют их на участке для замерзания. Затем ледяные «игрушки» используют для игр на прогулке.