Федулова Елена Александровна
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формировать элементарные математические представления детей подготовительного возраста.
Задачи:
- Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание;
- Совершенствовать навыки измерения высоты предметов с помощью условной меры;
- Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до 1 часа.
Демонстрационный материалы: картинки с изображением машин (2 и 4 штук); самолетов (7 штук, макет часов, карточки с цифрами и арифметическими знаками, рисунок с изображением дома и ели (равной по высоте одной из трех елей у детей).
Темочки:
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Темочки
Раздаточный материал: листы бумаги с моделями для решения задач, цветные карандаши, макет часов (на подгруппы детей, контурные изображение елей разной высоты (по 3 шт. на листе бумаги; одна из елей равна образцу, цифры и арифметическими знаками, счетные палочки, лист с заданием.
Ход занятия.
Организационный момент.
В. : Наш весёлый колокольчик всех зовёт с собою в круг. Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся, я твой друг и ты мой друг.
В. : Сегодня я приготовила для вас коробку с сюрпризом. Но для того, чтобы её раскрыть, и узнать какой я приготовила для вас сюрприз, вам надо выполнить некоторые задания. А чтобы их выполнить все правильно, надо быть очень внимательными. Если мы справимся, то увидим, что там лежит. Вы готовы?
Ответы детей.
В. : Ребята, я предлагаю вам, отправится в путешествие в страну Математики. Скоро вы пойдете в школу, и я предлагаю проверить свои знания и пройти математические испытания и показать, что вам всё по плечу.
В. : Предлагаю начать наши испытания с математической разминки, и проведём мы её в кругу.
(Дети встают в круг, передавая мяч друг другу. У кого мяч в руках, тот и отвечает на вопрос воспитателя).
В. : «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»
Вопросы «Математической разминки»
Сейчас день или вечер?
Какие части суток есть еще?
Сколько дней в неделе? (7)
Какой сегодня день недели?
Какой был вчера?
Какой будет завтра?
Назови дни недели по порядку, начиная с понедельника.
Какое сейчас время года?
Назови все времена года.
Какой сейчас месяц?
Сколько пальцев на одной руке? (5)
Сколько пальцев на двух руках? (10)
Сколько солнышек на небе ночью? (0)
Сколько ушей у двух собак (4)
Сколько лап у двух кошек? (8)
Посчитайте по порядку от 0 до 10.
Посчитай, наоборот, от 10 до 0.
Если стол выше стула, то стул? (Ниже стола)
Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (короче линейки)
Если верёвка толще нитки, то нитка? (тоньше верёвки)
Какие арифметические знаки ты знаешь? (=, -,+, <, >)
У каких геометрических фигур нет углов? (овал, круг)
У какой геометрической фигуры все стороны равны? (квадрат)
Назови геометрическую фигуру с тремя углами. (треугольник)
В. : Молодцы, ребята! Математическая разминка закончилась. Теперь мы можем сесть на места за столы.
Дети садятся за столы.
В. : Прежде, чем мы начнём выполнять задания за столом, нам нужно вспомнить некоторые правила:
- За столом сиди спокойно и веди себя достойно;
- Стол - это не кровать и на нем нельзя лежать;
- Ответить хочешь-не шуми, лучше руку подними.
1 часть. Игровое упражнение «Определяем время»
В. : Ребята, скажите пожалуйста с помощью чего мы с вами можем определять время, что мы с вами видим на часах (циферблат, стрелки, цифры).
Ответы детей.
Воспитатель дает звонок на занятие и предлагает определить время на часах (9.00). Затем он вызывает ребенка и просит установить время на макете часов.
Дети объясняют: «короткую часовую стрелку ставим на цифру 9, длинную минутную стрелку – на двенадцать. Часы показывают 9 часов утра».
В: а теперь разделимся на подгруппы для того, чтобы установить время на макетах часов, которые лежат перед вами. Для начала давайте вспомним время утренней гимнастики (8 часов утра). Что нам надо сделать, чтобы установить на наших макетах часов 8.00?
Ответы детей.
В. : Скажите, пожалуйста, что начинается раньше: утренняя гимнастика или занятие?
Ответы детей.
В. : На сколько часов занятие по математике начинается позже утренней гимнастики? (на один час.)
Ответы детей.
В. : На сколько часов утренняя гимнастика начинается раньше занятия по математике? (на один час).
Ответы детей.
2 часть. Игровое упражнение «Составим задачу»
В. : Сколько частей в задаче? (4 части)
Ответ детей.
В. : Как называется каждая часть в задаче? (условие, вопрос, решение, ответ)
Ответ детей.
Воспитатель обращает внимание детей на доску и просит определить с помощью какого арифметического действия нужно решить задачу.
Ответ детей.
Воспитатель рассказывает детям о последовательности составления задачи.
В. : Сначала надо составить условие задачи, потом поставить вопрос к задаче. (Дети составляют задачу).
В. : Какое условие задачи?
Ответ детей.
В. : Какой вопрос в задаче?
Ответ детей.
Дети повторяют задачу и решают ее при помощи модели заполняя круги соответствующим количеством точек.
Затем дети выкладывают решение с помощью цифр и арифметических знаков. Вызванный ребенок выполняет решение на доске.
Воспитатель вместе с детьми обсуждает решение задачи.
В. : Сколько машин было на стоянке?
Ответ детей.
В. : Сколько машин приехало на стоянку?
Ответ детей.
В. : Больше или меньше стало машин после того, как приехало еще четыре машины? Ответ детей.
В. : Что вы сделали, чтобы ответить на вопрос задачи?
Ответ детей.
В. : Сколько машин стало на стоянке?
Ответ детей.
Дети читают запись решения задачи.
Физкультминутка «Буратино».
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел, (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)
Аналогичная работа проводится при решении задачи на вычитание.
Дети рассматривают на доске самолёты. Составляют задачу:
В. : Сколько было самолетов на аэродроме?
Ответ детей.
В. : Сколько самолетов улетело?
Ответ детей.
В. : Сколько самолетов осталось на аэродроме?
Ответ детей.
Дети составляют модель задачи.
Дети читают решение задачи.
Обсуждают решение задачи.
Пальчиковая гимнастика «Лес»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
(Плавные, волнообразные движения ладошками.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
Ветер бросил на тропинку. (Поднимают руки вверх, а затем плавно опускают ладошки на стол или колени.)
3часть. Игровое упражнение «Посадим ели»
Воспитатель показывает детям изображение дома и посаженную возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных у них на листах) для озеленения двора.
Предварительно уточняет: Как узнать высоту ели?
Ответ детей.
В. : Чем можно измерить высоту ели? (условной мерой)
Ответы детей.
В. : Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели?
Ответ детей.
Вызванный ребенок измеряет высоту ели (без остатка)
В. : Чему равна высота ели? (Высота ели равна двум счетным палочкам)
Ответ детей.
В. : Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора?
Ответ детей.
Воспитатель уточняет правила измерения.
В. : Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца.
Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой.
Выбранные ели дети раскрашивают.
4 часть. Игровое упражнение «Расселим гномиков в трехэтажном доме» (задание на листочках).
Воспитатель рассматривает с детьми картинку и обсуждает, какой гномик на каком этаже будет жить и почему.
В. : Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в страну Математики, вы справились со всеми заданиями.
Итог занятия.
- Какое задание больше всего вам понравилось?
- Какое было самым легким?
- Какое было для вас самое трудное?
- Кто считает, что он занимался хорошо?
В. : Мне очень понравилось, как вы занимались, вы были очень настойчивыми, внимательными, сообразительными. Ну, а так как вы справились со всеми заданиями, то я открою нашу шкатулку с сюрпризом и покажу, что там лежит.
Воспитатель достает из шкатулки поощрительные наклейки и их раздаёт.
В. : Спасибо всем за занятие.