Наталья Старостина
Конспект занятия по рисованию «Роспись глиняной игрушки мордовочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Роспись глиняной игрушки мордовским национальным орнаментом»
Задачи:
Углублять и конкретизировать представление о народном декоративном искусстве. Учить выделять элементы узора, орнамента, понимать закономерности сочетания цвета и композиционного расположения росписи, технику её выполнения. Совершенствовать умения передавать колорит мордовского орнамента (элементы, крестики, линии, галочки, цветовую гамму: белый, красный, черный). Упражнять в технике прорисовки концом кисти и плашмя. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту народного творчества, интерес к творчеству народных мастеров, стремление научиться самим создавать изделия.
Публикация «Конспект занятия по рисованию „Роспись глиняной игрушки мордовочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Методические приемы:
Художественное слово, рассматривание изделий народного искусства, показ, сюрпризный момент, самостоятельная работа.
Дидактический материал:
Дымковские игрушки, изделия с хохломской росписью, мордовская глиняная игрушка, деревянные игрушки из с. Подлесная Тавла, изделия с городецкой росписью, изделия, расписанные под гжель, каргопольские игрушки. Образцы орнамента, заготовки матрешек для росписи, краски-гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, изделий дымковских, хохломских, мордовских мастеров, рисование в альбомах для раскрашивания, составление узоров по аппликации, работа с глиной, расписывание конусных кукол.
Ход занятия:
Погляди-ка, народ, (обр. к зрителям)
Кто на ярмарку идет. (входят дети)
Эх, честные господа
К нам пожалуйте сюда!
Всех на ярмарку приглашаю,
Веселья и покупок желаю!
Ребята, на Руси издавна любили устраивать ярмарки. Ярмарки были веселые: с плясками, шутками, пряниками да пирогами. А главное с игрушками. Вот и я приглашаю вас на ярмарку.
Дети подходят к выставке игрушек. (на столах расставлены изделия народного творчества)
Не стесняйтесь, подходите поближе, посмотрите как много здесь разного товара, разных игрушек. Обратите внимание какие они все красивые, разные, потому что их расписывали разные мастера. Вам нравится? (показываю на игрушки) Здесь и дымковские игрушки и городецкие и гжель и золотая хохлома и даже деревянная игрушка из села Подлесная Тавла.
Поглядите каковы
И нарядны и новы
Пестрые, яркие
Словно подарки!
(раздается стук в дверь, почтальон приносит посылку) на посылке написано Детский сад №1, старшая группа.
Ребята, интересно от кого эта посылка, посмотрите здесь еще письмо, давайте прочитаем его.
Письмо: Здравствуйте ребята. Пишут вам народные умельцы из Мордовии. Жили мы не тужили, песни пели, чай пили, да игрушки из глины лепили. Много игрушек налепили и решили их на ярмарку свезти. Да вот беда. Только принялись их расписывать, налетел злой волшебник, своим черным плащом махнул и исчезли у нас все краски. Что делать? Вот беда так беда. Ребята, может быть вы поможете нам игрушки расписать да на ярмарку отвезти.
Ребята, как вы думаете, этому горю мы с вами помочь сможем? А как? (расписать игрушки и отвезти их на ярмарку) (открываю посылку)
Смотрите ребята, правда все игрушки белые, не расписанные, вот только одну мастера расписать успели. (достаю расписанную мордовочку)
Давайте рассмотрим её. Красивая, Нравится она вам ребята? Из чего она сделана? Это мордовочка и она одета в мордовский национальный костюм. На голове у неё мордовский национальный головной убор. Как он называется? (панго) Какого он цвета? (красного) Во что одета мордовочка? (в белое длинное платье) Как оно называется? (панар) Посмотрите, как оно украшено. По самому низу идет красная широкая полоса, спереди на платье такая же полоса, и на рукавах красные линии. Ребята, посмотрите что еще на нашей мордовочке? Это пояс, как он называется? (пулай) Он делался из черных шерстяных ниток. Ну, что ребята, поможем народным умельцам? Берите по одной игрушке и садитесь на места, а мордовочку поставьте на подставку. (дети идут на места) Но прежде чем мы начнем расписывать, давайте вспомним какие элементы мордовского узора вы знаете. (выставляю на доску)
(объясняю как их можно расположить)
А теперь возьмите кисточки и начинайте рисовать. (напомнить что нужно начинать с головы) А чтобы нам веселее работалось мы включим мордовскую музыку.
(дети рисуют, хожу по рядам и помогаю детям при затруднении)
Ну что ребята, закончили? Давайте отнесем наших мордовочек на ярмарку. (дети несут игрушки и ставят их на стол рядом с образцом)
Засияли на игрушках
Яркие, как зори
Красивые, народные
Мордовские узоры.
Как вы думаете, ребята, помогли мы народным умельцам? Нравятся вам ваши мордовочки? (да)
А нашим гостям нравятся?
Милости просим, гости дорогие, на нашу ярмарку.