Мария Кравцова
Конспект занятия по хакасскому языку в подготовительной группе «Делаем пого» «По о итчебiс»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Пiлiс алар тиксi гредiг то ыстар хоостыра хакас чоныны кибiрлiг чазан ы ын таныхтапчатхан с стерне таныстырар о дай пирерi. (Создание условий для знакомства с новыми хакасскими словами, обозначающие одежду хакасов)
Задачи:
• Способствовать правильному составлению простых предложений, обозначающих одежду хакасов;
• Учить детей правильно отвечать на вопросы хайда? хайди? (Какой? Как);
• Воспитывать у детей уважительное отношение к одежде своего народа
Публикация «Конспект занятия по хакасскому языку в подготовительной группе „Делаем пого“ „По о итчебiс“» размещена в разделах
Новые слова: тадар к генек, плат, по о, сiлiг, кизерге, хоостир а, марха, чiбек. (Хакасское платье, плат, пого-женское нагрудное украшение, резать, рисовать, пуговица, шелковый).
Материалы: рисунки с пого, фотографии, готовые шаблоны пого.
.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами поговорим об одежде хакасского народа. Какая же есть одежда у хакасов? (Дети отвечают).
Воспитатель показывает детям рисунки, где нарисована одежда хакасского народа. Воспитатель: что мы видим на этих рисунках? (хакасское платье, безрукавка, пальто, плат, шапка). Воспитатель ведет разговор с детьми.
Воспитатель: - Таир, это что? (Это платье).
Воспитатель: Он какой? (Оно пышное).
Воспитатель: Платье какого цвета? (Платье красное).
Таким же образом, воспитатель спрашивает у детей про безрукавку, плат, пальто, шапку.
2. Изучение нового материала.
Воспитатель: - Раньше мы с вами знакомились с хакасским платьем. Хакасы носили в основном традиционную форму национальной одежды. В ней отражались их образ жизни, занятие скотоводством и охотничьим промыслом.
Словом, к генек-платье, можно называть и мужское и женское платья. Женщины сверху платья надевали нагрудное украшение –пого.
Пого – это самое основное и значимое украшение хакасских женщин. Хакасское традиционное украшение пого имеет глубокие исторические корни. На территории Хакасии нагрудник как элемент костюма бытовал в эпоху бронзы, что подтверждается археологическими находками. Бытование пого связано с очень древним культом почитания богини плодородия, дарующей детские души, охраняющей материнство и детство. Пого символизирует плодородие, процветание, деторождение, и его назначение связано с важным событием в жизни человека – вступление в брак, создание семьи. В давние времена пого носили все замужние женщины и женщины, родившие детей. Девушке, которая выходила замуж, первое пого делала ее мать. Считалось, что пого защищало женщин и ее детей от всяких бед.
Воспитатель: - Как же делают пого? (Дети отвечают).
Воспитатель: - На что похоже пого? (Ответы детей).
Воспитатель показывает рисунок.
- Основной узор находится в центре пого. Образующие его три крупные перламутровые пуговицы как бы вписаны в равносторонний треугольник, расположенный основанием вверх. В целом пого напоминает лик или маску. Ни одна композиционная схема узора на пого не повторяется. В пого наиболее распространены геометричесике и растительные орнаменты. В настоящее время в Хакасии изготовлением пого занимаются многие мастерицы.
- Физминутка: Прыгаем ногами,
Хлопаем в ладоши,
Руки поднимаем,
Руки отпускаем,
А потом бежим.
Воспитатель: - Сейчас поиграем такую игру. Я буду называть слова, а вы их называть во мн. числе.
К генк –к генектер, (платье- платья);
Сигедек- сигедектер, (безрукавка -безрукавки);
П рiк- п рiктер, (шапка - шапки);
Тон – тоннар, (пальто- пальто);
Марха – мархалар, (пуговица- пуговицы);
По о – по олар, (пого-пого, украшение-украшений);
Чiп –чiптер (нитка- нитки) и т. д.
Воспитатель: - Ребята, давайте попробуем сделать пого сами. Воспитатель раздает детям шаблоны пого. Дети обводят, разукрашивают.
Воспитатель: - Тарина, а ты что делаешь? (Я делаю пого).
Воспитатель: - Как делаешь пого? (Рисую большие перламутровые пуговицы. Затем разукрашиваю их).
Воспитатель: Какими цветами разукрашиваешь пого? (Красный, белый, желтый и др.).
Затем вместе с детьми выбирают понравившееся пого и оценивают его. (разбирают вместе с детьми).
Воспитатель:
- Теперь, ребята, попробуем с свами сами «сшить», нарисовать, накрасить платья. Мальчики –мужское платье, девочки –женское. При помощи шаблонов, дети рисуют платья мужские и женские. Затем разукрашивают по желанию.
3. Итог занятия.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами познакомились с хакасским украшением «пого». Сами попробовали сделать это украшение. Сегодня все работали очень хорошо.