Надежда Шелестова
Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Цель: Развивать умение детей вычленять в слове ударный слог, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги, составлять предложения.
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с понятием «ударение».
2. Закрепить знания о гласных; согласных: твердых и мягких звуках, умение проводить звуковой анализ слов.
Публикация «Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Развивающие задачи: 1. Упражнять в умении называть антонимы.
2. Продолжать развивать умение делить слова на слоги.
3. Закрепить умение самостоятельно составлять предложение по предложенной схеме: из трех и четырех слов.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать активное отношение к собственной деятельности.
2. Уметь проводить реальную самооценку.
3. Проявлять доброжелательное отношение к товарищам.
Индивидуальная работа:
1. Обратить внимание на Илью Ф., Максима П. – добиваться четких ответов на вопросы.
2. Активизировать Степу М., Ваню С., Софию З., Аню М.
Предшествующая работа: закрепление пройденного материала в дидактических играх: «Назови пару» (твердые и мягкие согласные, «Сколько в слове слогов?», «Назови слово», составление предложений по предметным и сюжетным картинкам. Проведение звукового анализа слов, упражнения на подбор слов-антонимов.
Демонстрационный материал: фишки: красные, синие, зеленые; схемы предложений; кроссворд, фломастер.
Раздаточный материал: полоски (желтые, фишки: красные, синие, зеленые; кроссворд, простой карандаш; карточка, на которой изображена предметная картинка, под ней пять кругов для закрашивания, фломастер; оценочные карточки-смайлики.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает отрывок из стихотворения:
Кто вас, дети, крепко любит?
Кто вас нежно так голубит?
Мама дорогая.
Воспитатель: «Какое самое любимое слово всех детей в мире?»
Дети: «Мама».
Воспитатель предлагает провести звуковой анализ слова «мама». (У доски работает один ребенок).
После анализа слова воспитатель задает вопросы:
-Сколько звуков в слове «мама»?
-Сколько гласных в этом слове? Назовите их.
-Сколько слогов в слове «мама»? Какие?
-Назовите первый слог. Какой второй слог?
Воспитатель: Слоги в слове «мама» одинаковые. Какой слог произносится чуть протяжнее? (Воспитатель предлагает 3-4 детям произнести слово).
Послушайте, я сейчас более протяжно произнесу второй слог – «ма-маа».
-Так говорят? (Нет).
Воспитатель сообщает, что слог, который произносится чуть протяжнее, который «заметнее» в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Есть даже стихотворение об ударении:
Ударный слог, ударный слог-
Он назван так недаром…
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом!
И молоток – стучит, стучит.
И – четко речь моя звучит!
2. Игра «Поищи слово».
Воспитатель: Ребята, в русском языке есть короткие слова, которые прячутся в более длинных словах. Для того чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Какие слова спрятались в слове:
Песок – сок, рыбак – бак, кулак – лак, фасоль – соль, Борис – рис, пирог – рог,
Король – роль,
3. Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята, я буду называть слова со звуком «л», если в слове слышится твердый звук «л» - вы будете топать, а если в слове слышится мягкий звук «ль» - вы будете хлопать.
Лиса – лопата – облепиха - лук – лейка – уголь - Лиза – бокал – белить - лоб – пол – палитра - локоть – лень – велосипед - лист – лак – мел - липа – ластик
4. Работа с карточками.
Воспитатель: Ребята, возьмите карточку, посмотрите, что на ней нарисовано, посчитайте, сколько слогов в этом слове и закрасьте столько же кружочков. (Дети выполняют задание). Поднимите карточку те дети, у кого слово состоит из одного слога, из двух слогов, из трех слогов.
5. Задание: «Придумай предложение».
Воспитатель: Ребята, придумайте предложение со своим словом, которое у вас на карточке по схеме. (Воспитатель предлагает детям схемы. Дети составляют предложения по схеме из двух слов, затем - предложения из трех слов).
6. Решение кроссворда на тему: «Если знаешь зверей, назови их скорей».
Первое слово: Смел и зол разбойник серый.
Чуть козу вчера не съел он.
К счастью, Тузик и Трезорка
За отарой смотрят зорко.
Еле ноги уволок
От собак матерый… (волк).
Второе слово: Шел я осенью с охоты,
Вдруг тревожно свистнул кто-то.
Оглянулся я – зверек
Встал у норки, как пенек.
Я не стал взводить курок –
Пусть живет себе … (сурок).
Третье слово: Эта рыжая плутовка и коварна и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора
И мышами поживится
Любит шустрая … (лисица).
Четвертое слово: Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит … (рысь).
Дети вписывают слова в клетки по горизонтали, после чего читают слово в выделенных клетках по вертикали: «рысь».
7. Игра «Скажи наоборот». Дети называют слова антонимы.
Широкий – (узкий, высоко – (низко, быстро – (медленно, зима – (лето,
Пол – (потолок, темный – (светлый, глубоко – (мелко, бросать – (ловить,
больной – (здоровый, работа – (отдых, мягкий – (твердый,
покупать – (продавать, веселый – (грустный, белый – (черный).
8. Самооценка (дети выбирают и показывают смайлик).