Оля Ркоян
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа в пределах 10»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»
Закреплять умение последовательно называть дни недели.
(Помораева, Позина №3, стр. 32)
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Числа в пределах 10“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
Демонстрационный материал. Наборное полотно с 5 полосками, 15 квадратов одного цвета, 4 квадрата другого цвета, матрешка, 2 набора числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов двух цветов, план пути с указанием ориентиров и направлений движения.
Раздаточный материал. Пятиполосные карточки, прямоугольники одного цвета (по 15 штук для каждого ребенка).
Ход:
В. : Ребята, вы любите отгадывать загадки? Я вам загадаю загадку, отгадав её вы узнаете, кто к нам пришёл в гости.
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши.
(Лунтик)
В. : Правильно, Лунтик. Ребята, вы знаете где живёт Лунтик? (На дереве высоко) Представляете у дома бабы Капы и дяди Шера сломалась лестница и Лунтик никак не может попасть домой. Что ребята делать? (Давайте ему поможем, построим лесенку).
Игровое упражнение «Строим лесенку».
На наборном полотне на 5 полосках выложены квадраты одинакового цвета (от одного до пяти).
В. : Сколько квадратов на первой (верхней)полоске? Сколько квадратов на второй полоске? Какое число больше : два или один? Какое число меньше : один или два? На сколько число два больше числа один? На сколько число один меньше числа два? (Ответы детей)
По мере выяснения отношений между рядом стоящими числами воспитатель заменяет последний квадрат на каждой полоске на квадрат другого цвета (чтобы было видно, что последующее число увеличилось на один).
В. : Ребята, давайте. Поможем Лунтику подняться по лесенке.
Воспитатель вместе с детьми ведет Лунтика по ступенькам и считает: «Один, один и один —два, два и один —три… Что мы делаем, когда считаем от одного до пяти?» (Каждый раз к числу добавляем еще один.)
В. : Ребята, у вас на столах лежат пяти полосные карточки. Возьмите их.
Выложите на верхнюю полоску пятиполосной карточки 5 прямоугольников одного цвета, на второй полоске – 4 прямоугольника, на третьей – 3, на второй - 2, на первой – 1.
В. : Какое число больше : пять или четыре? Какое число меньше : четыре или пять? На сколько число пять больше числа четыре? На сколько число четыре меньше числа пять? (Ответы детей).
(Дети сравнивают числа 4 и 3, 3 и 2, 2 и 1 и уточняют отношения между рядом стоящими числами).
В. : Ребята, посмотрите. Пупсень и Вупсень пришли в гости к Лунтику, мы с вами построили для них лесенку. Давайте, проводим их к Лунтику и будем считать. (Дети считают от 1 до 5, и обратно от5 до1).
В. : Что мы делали, когда считали от пяти до одного? (Каждый раз от названного числа отнимали один.)
В. : Ребята, мы помогли Лунтику и его друзьям, и они предлагают нам поиграть в подвижную игру «Дни недели, стройтесь».
В. : Я загадаю вам загадки о днях недели, а вы найдёте карточки с таким количеством кругов, которое показывает последовательность дней недели и покажите мне:
Первый день большой недели,
Трудовой день, не бездельник,
Как зовется… (понедельник).
Прокричал усатый дворник:
«День второй в неделе (вторник)».
Третий день не ерунда,
Как зовется он… (среда).
День четвертый лень отверг,
Как зовется он… (четверг).
Пятый день – опрятница,
Как зовется… (пятница).
День шестой – конец работы,
Как зовется он… (суббота).
А седьмой день – всем веселье
Как зовется… (воскресенье).
По мере отгадывания загадок на доске вывешиваются соответствующие карточки с кругами. Дети повторяют названия дней недели.
В. : А теперь давайте разделимся на подгруппы по 7 человек. Каждая подгруппа берет карточки с кругами определенного цвета.
В. : Ребята, вы будете гулять по группе и когда я скажу : «Неделя, стройся!», вы составите свою неделю, начиная с понедельника и заканчивая воскресеньем.
Затем путем переклички проверяется правильность выполнения задания.
Игра повторяется 2–3 раза со сменой карточек.
В. : Молодцы, ребята. Давайте с вами вспомним, какие задания вы выполняли. Что вам больше всего понравилось? А что не получилось?
Программное содержание:
Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…». Познакомить с цифрой 4.
Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.
(Помораева, Позина №3, стр. 32)
Ход:
В. : Ребята, какое сейчас время года? (Зима) А какой праздник скоро наступит? (Новый год)
В. : Ребята, Лунтик пригласил к себе на праздник друзей, написал им письмо и начертил план, как надо идти. Но у них, что-то не получилось. Они очень просили нас им помочь. Поможем? (Да)
В. : Вот написано: «От входа на полянку идти прямо, потом пойти вниз, затем повернуть направо, подняться вверх».
Воспитатель вызывает детей к доске и они прокладывают путь.
В. : Ребята, а вот и дом Лунтика, но опять проблема, снова сломалась лесенка. Давайте её починим.
Выложите на верхнюю полоску пяти полосной карточки 5 квадратов одного цвета, на второй полоске – 4 квадрата, на третьей – 3 квадрата, на второй - 2 квадрата, на первой – 1 квадрат.
В. : Сколько квадратов на первой (верхней)полоске? Сколько квадратов на второй полоске? Какое число больше : два или один? Какое число меньше : один или два? На сколько число два больше числа один? На сколько число один меньше числа два? (Ответы детей)
По мере выяснения отношений между рядом стоящими числами воспитатель заменяет последний квадрат на каждой полоске на квадрат другого цвета (чтобы было видно, что последующее число увеличилось на один).
В. : Ребята, давайте. Поможем друзьям Лунтика подняться по лесенке. (Считаем от1 до5)
В. : Посмотрите, сначала пришёл кузнечик Кузя. Сколько гостей пришло? (Один). Какой цифрой можно обозначить число один? Покажите мне её.(Один ребёнок выполняет задание у доски)
В. : Ребята, а вот прилетел Пчелёнок. Ему тоже надо подняться по лесенке. (Счёт от1 до5). Посчитайте, сколько гостей стало у Лунтика? Какой цифрой можно обозначить число два? Покажите мне её. (Один ребёнок выполняет задание у доски)
В. : Божья коровка Мила тоже решила прийти в гости к Лунтику. И она поднимается по лесенке. (Счёт от1 до5). Посчитайте, сколько гостей стало у Лунтика? Какой цифрой можно обозначить число три? Покажите мне её. (Один ребёнок выполняет задание у доски).
В. : Вот и Баба Капа прилетела, но никак не может подняться по лесенке. Лунтик и мы с вами поможем ей. Счёт от1 до5).
Лунтик приглашает гостей в хоровод.
В. : Сколько всего гостей? (4)
Воспитатель показывает цифру 4, которой можно обозначить число 4, и уточняет, на что она похожа.
В. : Ребята, покажите мне карточку с цифрой 4. Положите цифры от1 до 4 в ряд и назовите их по порядку. (1,2,3,4).
В. : Ребята, гости Лунтика очень хотят поиграть с вами.
Покажите цифрой сколько ножек у стола? Сколько углов у квадрата? Сколько углов у подушки? Сколько лапок у зайчонка?
Дети показывают цифру 4, и объясняют, почему показали эту цифру. (Я показал цифру 4, потому что у квадрата 4 угла. И т. д.
В. : Молодцы, ребята. Давайте с вами вспомним, какие задания вы выполняли.