Татьяна Федоровна Родионова
Интеллект-карты как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Опыт работы в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллект-карты—как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста».
Актуальность. Введение ФГОС ДО обязывает педагогов находиться в постоянном поиске идей и новинок для более качественной организации развития дошкольников. Моя задача—создать оптимальные условия для развития способностей у детей, сделать окружающую среду ребёнка насыщенной и разнообразной.
Одним из таких методов развития я решила использовать интеллект-карты.
Что такое интеллект-карта? Это простая и эффективная техника мышления; инструмент для анализа, развития и создания идей; доступный и удобный пример управления мыслями.
Расскажу немного фактов из истории возникновения интеллект-карт. Интеллект-карты были придуманы психологом Тони Бьюзеном, посвятившим свою жизнь проблемам восприятия и запоминания информации. Он понимал, что обычная текстовая информация гораздо тяжелее ложится на нашу память, поэтому предложил свой способ, который назвал «карты ума». В мир дошкольного детства интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. И. Акименко. Она считала, что интеллект-карты - это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и познавательно-речевые способности детей.
Работая с интеллект-картами, я убедилась, что они помогают:
1. Развивать у детей внимание, память, мышление
2. Стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь
3. Развивать познавательную активность ребёнка
4. Развивать творчество
5. Способствуют развитию общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.
В самом начале работы я знакомила детей с тем, как нужно правильно составлять интеллект-карту, дети получали представление о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать рисунками, картинками, фотографиями. С младшими детьми составляли карты простые, из одного предмета, с детьми старшего возраста усложняли задания.
В ходе совместной работы над картами я учила детей договариваться, слушать и слышать друг друга, распределять обязанности. Учила детей планировать свои действия. Проявлять инициативу и самостоятельность. Я вижу, как дети с огромным интересом принимают участие в создании карт и это становится для них увлекательной и интересной игрой. Красочные картинки, рисунки привлекают всех детей, что позволяет каждому ребёнку пережить ситуацию успеха.
Я широко использую интеллект-карты для развития речи детей. Мы составляем по ним рассказы, учим стихи, песенки, потешки. У детей расширился словарный запас, развивается диалогическая речь. Ребёнок учится рассуждать, думать, делать выводы.
Интеллект-карты применяю как наглядно-дидактическое пособие для занятий в индивидуальной деятельности и в работе по подгруппам. Карты помогают запомнить больший объём информации.
При работе с картами осуществляется интеграция всех пяти образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие.
Результативность применения интеллект-карт достигается:
-наглядностью; весь обзор оказывается перед глазами, всё можно окинуть одним взглядом;
-привлекательностью; хорошая карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно;
-запоминаемостью; она легко запоминается благодаря использованию знакомых детям образов;
-своевременностью; помогает выявить какой информации не хватает на данный момент;
-творчеством; ребёнок не получает готовую карту, а сам создаёт её;
-возможностью пересмотра; через определённое время можно вернуться к карте, усвоить её в целом, добавить новую информацию
Вот некоторые темы, которые мы с детьми изучили, закрепили и обобщили: «Домашние животные», «Времена года», «Транспорт» и другие.
Проведена работа с родителями. Почти все родители проявили желание участвовать в работе по изготовлению интеллект-карт. На родительском собрании дала консультацию о том, как можно использовать интеллект-карты в занятиях с детьми дома. И некоторые родители взяли эту информацию на вооружение и используют её.
Результаты использования интеллект-карт.
-Развитие познавательной деятельности
-Развитие интеллекта
-Развитие речи
-Коррекция знаний
-Развитие мышления
-Повышение мотивации
-Развитие предметной компетенции
Хочу дать несколько рекомендаций по использованию интеллект-карт.
-Задавайте детям больше вопросов
-Добивайтесь от детей полных ответов
-Беседуйте по картам
-Составляйте рассказы
-Добавляйте усложнения в соответствии с возрастом
-Экспериментируйте
Выводы. Метод интеллект-карт является эффективным, так как в ходе работы предусматривается опора на наглядность, что способствует развитию всех психических процессов, творческих способностей, развитию речи, формируются предпосылки учебной деятельности. Ребёнок учится не только усваивать информацию, но и с ней работать.