Получи документы

Интеллект-карты как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Опыт работы в первой младшей группе

Татьяна Федоровна Родионова
Интеллект-карты как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Опыт работы в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Интеллект-карты—как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста».

Актуальность. Введение ФГОС ДО обязывает педагогов находиться в постоянном поиске идей и новинок для более качественной организации развития дошкольников. Моя задача—создать оптимальные условия для развития способностей у детей, сделать окружающую среду ребёнка насыщенной и разнообразной.

Одним из таких методов развития я решила использовать интеллект-карты.

Что такое интеллект-карта? Это простая и эффективная техника мышления; инструмент для анализа, развития и создания идей; доступный и удобный пример управления мыслями.

Расскажу немного фактов из истории возникновения интеллект-карт. Интеллект-карты были придуманы психологом Тони Бьюзеном, посвятившим свою жизнь проблемам восприятия и запоминания информации. Он понимал, что обычная текстовая информация гораздо тяжелее ложится на нашу память, поэтому предложил свой способ, который назвал «карты ума». В мир дошкольного детства интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. И. Акименко. Она считала, что интеллект-карты - это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и познавательно-речевые способности детей.

Работая с интеллект-картами, я убедилась, что они помогают:

1. Развивать у детей внимание, память, мышление

2. Стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь

3. Развивать познавательную активность ребёнка

4. Развивать творчество

5. Способствуют развитию общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.

В самом начале работы я знакомила детей с тем, как нужно правильно составлять интеллект-карту, дети получали представление о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать рисунками, картинками, фотографиями. С младшими детьми составляли карты простые, из одного предмета, с детьми старшего возраста усложняли задания.

В ходе совместной работы над картами я учила детей договариваться, слушать и слышать друг друга, распределять обязанности. Учила детей планировать свои действия. Проявлять инициативу и самостоятельность. Я вижу, как дети с огромным интересом принимают участие в создании карт и это становится для них увлекательной и интересной игрой. Красочные картинки, рисунки привлекают всех детей, что позволяет каждому ребёнку пережить ситуацию успеха.

Я широко использую интеллект-карты для развития речи детей. Мы составляем по ним рассказы, учим стихи, песенки, потешки. У детей расширился словарный запас, развивается диалогическая речь. Ребёнок учится рассуждать, думать, делать выводы.

Интеллект-карты применяю как наглядно-дидактическое пособие для занятий в индивидуальной деятельности и в работе по подгруппам. Карты помогают запомнить больший объём информации.

При работе с картами осуществляется интеграция всех пяти образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие.

Результативность применения интеллект-карт достигается:

-наглядностью; весь обзор оказывается перед глазами, всё можно окинуть одним взглядом;

-привлекательностью; хорошая карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно;

-запоминаемостью; она легко запоминается благодаря использованию знакомых детям образов;

-своевременностью; помогает выявить какой информации не хватает на данный момент;

-творчеством; ребёнок не получает готовую карту, а сам создаёт её;

-возможностью пересмотра; через определённое время можно вернуться к карте, усвоить её в целом, добавить новую информацию

Вот некоторые темы, которые мы с детьми изучили, закрепили и обобщили: «Домашние животные», «Времена года», «Транспорт» и другие.

Проведена работа с родителями. Почти все родители проявили желание участвовать в работе по изготовлению интеллект-карт. На родительском собрании дала консультацию о том, как можно использовать интеллект-карты в занятиях с детьми дома. И некоторые родители взяли эту информацию на вооружение и используют её.

Результаты использования интеллект-карт.

-Развитие познавательной деятельности

-Развитие интеллекта

-Развитие речи

-Коррекция знаний

-Развитие мышления

-Повышение мотивации

-Развитие предметной компетенции

Хочу дать несколько рекомендаций по использованию интеллект-карт.

-Задавайте детям больше вопросов

-Добивайтесь от детей полных ответов

-Беседуйте по картам

-Составляйте рассказы

-Добавляйте усложнения в соответствии с возрастом

-Экспериментируйте

Выводы. Метод интеллект-карт является эффективным, так как в ходе работы предусматривается опора на наглядность, что способствует развитию всех психических процессов, творческих способностей, развитию речи, формируются предпосылки учебной деятельности. Ребёнок учится не только усваивать информацию, но и с ней работать.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Интеллект-карты как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Опыт работы в первой младшей группе
Опубликовано: 11 февраля 2025 в 12:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеллект-карты как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Опыт работы в первой младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Федоровна Родионова (УИ 3534681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД